Проектно-исследовательская работа «Конфликт поколений»

2
0
Материал опубликован 11 May 2018 в группе

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………..

3

1.

Причины конфликтов …………………………………………….........

4

 

Особенности подросткового возраста ………………………………..

4

  1.  

Особенности людей старшего поколения …………………………….

5

1.3.

Особенности исторического периода …………………………………

6

  1.  

Влияние семьи на конфликты подростков и взрослых ……………...

7

2.

Способы выхода из конфликтной ситуации …………………………

8

 

Заключение ………………………………………………………..…...

9

 

Литература ……………………………………………………………..

10

 

Приложение ………………………………………………………........

11

Если б молодость знала,

если б старость могла…

пословица

ВВЕДЕНИЕ

Цель:

Исследование взаимоотношений подростков и людей старшего поколения.

Задачи:

Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений подростков и людей старшего поколения.

Выявить основные факторы, влияющие на взаимоотношения подростков и взрослых.

Исследовать отношения между подростками и людьми старшего поколения, выявить основные трудности общения.

Исследовать причины конфликтов подростков и взрослых, выявить пути их решения.

Разработать советы и рекомендации для подростков

Методы исследования:

Анкетирование учащихся колледжа.

Анкетирование педагогов колледжа.

Анализ сочинений учащихся 409 группы на тему «Почему возникают конфликты между людьми разных поколений?»

Беседы с педагогом-психологом колледжа Бугаенко С.А.

Интервью с руководителем психологического консультативного центра «Гармония» Васиной О.В.

Актуальность темы:

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Еще Сенека, римский философ, живший в IV веке до нашей эры, говорил: «…И предки наши жаловались, и мы жалуемся, да и потомки наши будут жаловаться на то, что нравы развращены, что царит зло, что люди становятся все хуже и беззаконнее…». Но все равно тема не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей со взрослыми остаются и играют важную, часто даже решающую роль в становлении личности подростка.

Считаю, что нам, подросткам, важно чаще задумываться над этой проблемой: во-первых, чтобы меньше было конфликтов со старшими, а во-вторых, всем нам в будущем предстоит создавать свои семьи, и хотелось бы, чтобы в них было меньше конфликтов, а больше взаимопонимания.

Поэтому я решила изучить особенности взаимоотношений между подростками и взрослыми, считая эту проблему весьма актуальной в современных условиях.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ

И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Почему же люди разных поколений не понимают и не хотят понимать друг друга? Почему даже самые близкие люди не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество трений и разногласий? И только потом, со временем, начинаешь понимать, что многих конфликтов могло бы и не быть.

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями.

Люди разных возрастов имеют свои особенности, которые затрудняют процесс общения. У них различное восприятие окружающего мира, времени; они отличаются друг от друга взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, языком.

Молодежь часто употребляет свой сленг, что ставит в тупик людей старшего поколения и мешает восприятию и пониманию друг друга.

У пожилых и молодых людей имеются также свои физиологические и психологические особенности. У пожилых людей наблюдается поляризация взглядов, склонность идеализировать прошлое, наряду со снижением эмоциональности – повышенная сентиментальность. Такие важные компоненты общения, как память и внимание, также нарушаются. Часто пожилые люди в подробностях помнят что было давно, и не могут вспомнить вчерашний день. Все это в сочетании с такими качествами подростков, как неуравновешенность, нетерпимость, агрессивность и неумение управлять своими чувствами, является еще одним конфликтогенным фактором в их общении друг с другом.

  1. Особенности подросткового возраста

К особенностям подросткового возраста можно отнести следующие:

Стремление к самостоятельности

Желание выделиться

Желание возвеличить себя

Стремление утвердиться среди сверстников

Стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками

Стремление изменить свою жизнь

Неудовлетворенность своим материальным положением

Неудовлетворенность своим социальным положением

Обидчивость

Неумение общаться со взрослыми

Потребность в общении с противоположным полом

Нежелание прислушиваться к советам старших

Неумение понять человека старшего поколения, его чувства, желания, потребности

Неумение управлять своими чувствами.

  1. Особенности людей старшего поколения

Склонны идеализировать прошлое (любимая фраза: «а вот в наше время!»).

Критикуют молодежь по любому поводу.

Разговаривают с подростками поучающим тоном, даже тогда, когда можно просто посоветовать.

Не считаются с мнением подростков, диктуют молодому поколению свои правила жизни, считают, что их возраст дает на это право.

Учат подростков, как жить, а сами не являются образцом для подражания.

Не умеют понять подростка, его внутренний мир.

Упрекают в том, что много сделали для ребенка, а он не оправдал их ожиданий.

Проявляют чрезмерную опеку и контроль.

Обращаются к подростку с просьбой, заранее зная, что он не может отказать.

Формализм в общении.

Недостаточность внимания к подростку.

Неумение в достаточной степени понимать другого человека, его чувства, желания, потребности присуще и пожилым, и молодым людям. Только подросток с силу малого социального опыта не владеет приемами общения, а пожилой человек постепенно их утрачивает.

Мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов нашего колледжа с целью определить, какие из этих особенностей чаще всего становятся причиной конфликтов (приложение­­­­ 1, 2) .

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: в основном конфликты вызваны тем, что подростки хотят быть самостоятельными, общаться со сверстниками, и не всегда желают прислушиваться к советам старших.

Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому человеку манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов (например, неуважение к возрасту).

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту.

Молодежь, в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет большой роли. Они не хотят жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему.

Наверное каждому родителю знакома ситуация, когда, искренне заботясь о своем ребенке, он много и правильно говорит о необходимости учиться, о трудностях современной жизни и т.д., но эти слова «уходят в пустоту».

И почти каждый ребенок может вспомнить, как, рассказывая о своих радостях и победах, бурно и восторженно, слышит от родителей про оценки, вместо того, чтобы порадоваться вместе с ним. Другими словами, Реальность Родителя совершенно не совпадает с Реальностью Подростка. И вполне понятно, что в Реальности Подростка ответное чувство любимого человека, или ссора с близким другом, или не понимание окружающих значительно важнее какой-то оценки. Просто в 15-16 лет человек так устроен. И если мудрая мама или папа вспомнят себя в этом возрасте, то вероятнее всего окажется, что и с ними происходило нечто подобное.

Мне кажется, если бы взрослые и подростки поменялись местами, то они могли бы понять друг друга. На эту идею был снят фильм «Чумовая пятница», в котором рассказывалось про то, как мать и ее пятнадцатилетняя дочь не могут найти согласия ни в чем – одежда, прически, музыка ну и, конечно же, мужчины – все становится предметом их бесконечных споров. Но однажды два непримиримых врага проснувшись, внезапно обнаружили, что они поменялись телами. И только после этого они начали смотреть друг на друга другими глазами и проникаться взаимным уважением. Они нашли любовь, взаимопонимание, искренние чувства, осознание того, что можно общаться по-другому.

Понять другого человека не всегда легко, но всегда возможно. Просто надо встать на его место и посмотреть на какую-либо проблему со стороны.

  1. Особенности исторического периода

Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением была всегда. Однако в каждый конкретный исторический период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл.

В качестве примера рассмотрим следующие периоды в истории нашей страны:

Каковы особенности каждого из этих времен?

1965 – 1975 год (в это время наши бабушки и дедушки были подростками) – строительство коммунизма, вера в светлое будущее; бесплатная медицина и бесплатное образование, секса в стране нет – детей «приносят аисты» либо их «находят в капусте».

1975 – 1995 год (в это время наши родители были подростками) – в стране перестройка, рыночные отношения многим позволили высоко взлететь, а многие оказались на краю пропасти. Подростки уже знают такие слова, как секс, порнография, проституция, гомосексуализм и другие.

1995 – 2014 год (период нашего взросления)– мы не можем представить свою жизнь без сотового телефона, компьютера, не регистрируем браки, а обязанности аистов часто исполняют суррогатные матери.

Нашим бабушкам и дедушкам, носившим пионерский галстук и свято верившим в идеи марксизма-ленинизма, трудно было понять подростков, которые не знают, кто такой Ленин, но зато знают, чем героин отличается от марихуаны. А нашим родителям, которые писали письма на бумаге и потом с замиранием сердца заглядывали в почтовый ящик в ожидании ответа, трудно понять нас, которые могут провести чуть ли не сутки за экраном компьютера.

Нынешнее время требует от молодого поколения формирование нового типа личности, соответствующего условиям современного мира (формирование рыночных стандартов поведения; экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

  1. Влияние семьи на конфликты подростков и взрослых

 

Причины конфликтов во многом также зависят от той среды, которая окружает подростка, в первую очередь от того, в какой семье он растёт и воспитывается.

Это могут быть:

материальные проблемы;

аморальное поведение членов семьи;

состояние здоровья членов семьи;

жилищно-бытовые условия;

разница в социальном положении поколений;

удаленность проживания «отцов» и «детей»;

особенности культуры поведения.

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Итак, чем бы ни была вызвана проблема, она может повлечь за собой конфликт. В основе любого конфликта лежит непонимание.

Каковы же пути выхода из конфликтной ситуации?

Чтобы решить конфликт, возникший между подростком и взрослым, прежде всего нужно понять точку зрения другого человека и причину, по которой она сформировалась.

Существуют следующие способы выхода из конфликтной ситуации:

Соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем. Это путь открытой борьбы за свои интересы, применение власти, принуждение, использование других средств борьбы на оппонента.

Сотрудничество. Действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнением о проблеме. Совместное обсуждение разногласий для выработки общего решения.

Компромисс. Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Выработка в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны. Все участники конфликта удовлетворены, т.е. при решении конфликта учитываются интересы всех участников. Этот способ является конструктивным.

Избегание. В этой ситуации человек старается выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживается от спор и дискуссий. Никогда не берет на себя ответственность за решение.

Приспособление. В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Вместо того чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает согласие с предъявленными требованиями.

С помощью анкетирования (приложение 3) мы определили те способы поведения, которые наиболее характерны для учащихся нашего колледжа в конфликтных ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив проблему взаимодействия подростков и взрослых, мы пришли к следующим выводам:

Между людьми разных поколений всегда существовали проблемы в общении, вызванные различными факторами: возрастными особенностями, окружающей средой, особенностями исторического периода. Переходя из поколения в поколение проблемы оказывается вечной.

Зачастую эти проблемы приводят к конфликтам. И если избежать конфликта невозможно, то всегда можно найти конструктивные пути их решения. Нужно просто захотеть понять другого человека, хотя это и не всегда просто, ведь все мы такие разные, а если еще и возрастом отличаемся… проблема «отцов» и «детей» никогда не найдет идеального решения. Терпение, понимание и уважение – качества, которые помогут сгладить конфликты людей разных поколений.

В связи с этим подросткам можно посоветовать следующее:

Серьезно относись к тем правилам, которые устанавливают родители. Они самые главные люди в твоей жизни.

Если какие-то действия родителей (или других взрослых) тебя задевают или обижают, то говори об этом. Но важно делать это не доказывая, что они не правы, а рассказывая, что ты чувствуешь, когда они так поступают. Замени вопрос «Кто виноват?» на вопрос «Как нам быть?».

Если же конфликт произошел, постарайся найти конструктивное решение. Помни, что «от любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви – километры».

Не расценивай плохое настроение взрослых как результат того, что ты им не угодил. Они могут себя плохо чувствовать, у них могут быть проблемы на работе, они могут уставать, злиться, обижаться, поэтому у них не всегда получается поступать правильно.

Своим словами и делами показывай, что относишься ко взрослым с уважением.

Если вы «зашли в тупик» и не видите выхода из создавшейся ситуации, обращайтесь за помощью к специалистам. Психологи помогут преодолеть разногласия с людьми старшего поколения и гармонизировать отношения с ними.

Как видим, советы несложные, но если им следовать, ситуация с родителями в семье и с педагогами в колледже заметно улучшится.

Литература

1.

Атаханов Р.А. Образ жизни и взаимоотношения поколений//Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000

2.

Богданова М.В. Современники: разновременность одновременного//Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000

3.

Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов//Демографические исследования – 2010. № 4. С.12.

4.

Кулагина И.В., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Академия, 2001

5.

Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1997.

6.

http://slavya.ru/rites/volh/age.htm

7.

http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/konflikt-pokolenii

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.