Музейная азбука от А до Я
Автор: Ермакова Наталья Александровна, преподаватель высшей категории, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДХШ им А.А.Большакова
Драч — это разновидность топора, который предназначен для расщепления древесины, раскалывания её точно по волокнам. В отличие от тяжёлого колуна, драч применялся для сравнительно небольших заготовок. Благодаря длинному лезвию (265 мм) и перпендикулярно расположенной рукояти позволяет легко колоть поленья на щепу для растопки камина или печки, также топор используется для изготовления дранки и гонта. Им кололи лучину.
Лучина (драночка, щепань) -тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, когда были оттеснены более современными средствами освещения.
Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик или драч. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец - специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. В качестве исходного материала для лучины достаточно высоко ценился осмол, дающий устойчивое и яркое, хотя и коптящее, пламя за счёт содержащихся в древесине смолистых терпенов.
Жив, жив курилка!
Жив, жив, да не умер.
А у нашего курилки
Ножки долгеньки,
Душа коротенька.
Под курилкой в этой песне подразумевается горящая лучина (от древнерусского глагола курити - «разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть»). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня - со смертью. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки.
В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:
Извела меня кручина,
Подколодная змея!..
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Поговорки про лучину
- Придёт кручина, как нет ни дров, ни лучины.
- Лучина с верою, чем не свеча?
- Не видал ты меня в красный день да при лучине.
- Посмотреть на него в красный день в белой рубашке да при лучинке.
- Пошли наши лучинушки плясать!
- Никого не бей лучиной: сухота нападёт.
- Лучина трещит и мечет искры, к ненастью.
- Лучина трещит, пыл с визгом по лучине, к морозу.
Им «били баклуши» . Происхождение этого выражения имеет несколько версий.
Казалось бы, простая деревянная ложка. Но изготовить ее - целая наука. Требующая опыта, инструмента и навыка. Пока мастер трудился над вырезанием ложек, заготовки кололи подмастерья. Работа несложная. Три-четыре удара небольшим топором по липовому чурбачку. Стесать края заготовки и баклуша готова.
Словом баклуша в ряде российских диалектов называют заводь, небольшие болота, затопленные овраги и лужи. Якобы, одно из детских развлечений поздней осени - лупить палкой по замерзшим лужам, называлось бить баклуши.
Работа сторожа в старину часто сводилась лишь к тому, чтобы показать - имущество или хозяйство охраняется. Караульщик не спит, и если что: "Ух, я вам!!!"
Делалось это с помощью деревянной колотушки. Постукиванием которой сторожа оповещали лихих людей о своем присутствии на вверенном объекте. Постукивание в ночной тишине колотушкой называли тоже - баклуши бить.
Игра в городки
Цель игры - броском деревянной биты сшибить выстроенную из пяти деревянных цилиндров фигуру.
Сразу представляется деревенский диалог через забор:
— Клавка! Моего не не видала? Не у вас, часом?!
— Да нет, Тонька! Они с моим опять баклуши бьют!
Каша из из топора (берёзовая)
"Березовая каша"- это достаточно популярное выражение, которое используется сегодня в некоторых регионах России только в переносном значении, когда говорят о наказании розгами. Сложно поверить, что наши предкам приходилось есть такое.

Надирали заболонь (мягкую флоэму - третий слой коры). Необходимо было снять внутреннюю тонкую кору, которая находится под берестой. Этот слой богат питательными веществами и при правильной обработке становится съедобным. Делали это в период активного сокодвижения. Сырье замачивали на несколько часов так, чтобы оно хорошо пропиталось водой. После чего заболонь варили до желеобразного состояния. В кашу добавляли только соль. По плотности такая каша чем-то напоминала манную.
Березовая каша рекомендуется людям с различными болезнями желудочно-кишечного тракта, страдающим ревматизмом, туберкулёзом, артритом и другими
Ингредиенты:
- тонкая кора (флоэма) берёзы — 600 грамм
- вода — 2 литра
- соль — по вкусу
- Выберите молодую берёзу и аккуратно снимите верхний слой коры, чтобы не повредить дерево. Под ней находится мягкий слой - флоэма, которая и используется для приготовления.
- Нарежьте флоэму на небольшие кусочки и тщательно промойте в холодной воде, чтобы удалить возможные загрязнения.
- Поместите нарезанную флоэму в ёмкость с холодной водой и оставьте на 2 часа. Это поможет смягчить её и удалить излишнюю горечь.
- Слейте воду, в которой замачивалась флоэма, и переложите её в кастрюлю с 2 литрами свежей воды. Добавьте соль по вкусу.
- Варите на медленном огне, периодически помешивая, пока кора не станет мягкой и не приобретёт консистенцию каши.
- Готовую кашу можно подавать как самостоятельное блюдо или использовать в качестве гарнира.
Свидетельства
Известны эпизоды употребления липовой и сосновой флоэмы. Особенно часто это встречалось в северных частях нашей страны.
Исследователь – академик Петербургской академии наук Александр Миддендорф в 1878 году описывал якутский быт такими словами:
Благодарюза внимание!
Источники: https://yandex.ru/search?text=драч+для+щепы&lr=10928
https://ru.wikipedia.org/wiki/Драч
Ирина Владимировна Казарцева
Наталья
Кияйкина Наталья Федоровна
Наталья
Елена Гаврииловна Гончарова
Наталья