Статья «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на основе принципов ФГОС ДО»

1
0
Материал опубликован 13 March 2018

Слайд 1

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… « Елизавета Ивановна Тихеева

Уважаемые коллеги!!! Мы работаем в такое время, когда каждый день происходят изменения в системе образования, выходят в свет множество документов к статьям Закон Об образовании в Российской Федерации.

СЛАЙД 2

В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.

В плане внедрения ФГОС особое внимание было уделено подготовке педагогов дошкольного образования.

С этой целью в нашем дошкольном учреждении была создана Рабочая группа. Составом Рабочей группы был разработан план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ДОУ. А так же план мероприятий по повышению педагогической компетенции родителей. В связи с необходимостью изучения, понятия и внедрения в свою работу ФГОСтандарта, пересмотрели график повышения квалификации педагогов. Были направлены на повышение квалификации заведующий ДОУ и ст. воспитатель. Прошли профессиональную переподготовку 6 воспитателей. Практические занятия с педагогами призваны обеспечить ознакомление, понимание и усвоение основных идей и принципов в работе с детьми, которые зафиксированы в стандарте дошкольного образования.

СЛАЙД 3

Вот основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

-принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития.

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

 -Сотрудничество Организации с семьёй.

-Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

-Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через включение в различные виды деятельности.

- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Мы остановимся на двух принципах, и постараемся показать, как мы реализуем эти принципы через РППС, которая в комплексе позволяет формировать предпосылки универсальных учебных действий.

СЛАЙД 4

Тема нашего мастер-класса «Формирование развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ на основе принципов ФГОС»

        В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ  является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Сегодня мы рассмотрим эту проблему в свете новых условий

 Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

-Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

-Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

        Новизна работы  заключается в том, что развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.

СЛАЙД 5

        Поэтому целью нашей работы является создание развивающей  предметно-пространственной  среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

 Задачи:

1. Изучить нормативные требования и подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2.Развивать предметно-пространственную  среду, с учетом  психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

художественной, театрализованной);

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ


 

5. Обеспечить реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ №12

В нашем ДОУ предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей, чтобы с 2016 года безбарьерно приступить к реализации ФГОС ДО.

социально-коммуникативное развитие; •познавательное развитие; •речевое развитие; •художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:

Примерные центры активности: центр сюжетно-ролевых игр, уголок дежурств, центр ПДД, центр пожарной безопасности.

Познавательное развитие:

Примерные центры: «Мы познаем мир», центр «сенсорного развития», центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр экспериментирования.

Художественно-эстетическое развитие:

Примерные центры: центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки, центр музыкально-театрализованной деятельности.

Физическое развитие

Примерные центры: центр физического развития,

центр сохранения здоровья,

спортивный уголок «Будь здоров».

Речевое развитие

При переходе от ФГТ к ФГОС отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды должно являться:

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

не просто «насыщенная», а «содержательно-насыщенная».

Это не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в подборке материалов.

- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

Полифункциональность - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования).На слайде представлены ситуации, где книги используются как для рассматривания в книжном центре, так и для организации сюжетно-ролевой игры в библиотеку; передвижные столы и стеллажи могут стать основой конструкции, создаваемой детьми (дом, магазин, мастерская и т.д.)

Гибкое зонирование, реализующее возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

Важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активностей: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр. Вариативная среда состоит из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), когда дети могут выбирать пространство активности (площадку) по собственному желанию.

- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Доступность групповой среды в соответствии с ФГОС ДО позволяет ребенкусамостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми или удобными съемными контейнерами,возможностью к трансформированию пространства и оформлению его самими детьми и т.д. Главный критерий доступности - возможность ребенка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое пространство предоставлено в его собственное распоряжение.(сетка-тренажор, коврограф, игровые поля, макеты ).

Принцип доступности:Весьма благоприятная тенденция — приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого — подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).

В саду естьуголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка группе детского сада при одновременном нахождении 20 — 25 детей на протяжении 9 — 10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ.

Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях — например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной: стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.

СХОДСТВО требований

-безопасность

- трансформируемость

Задача ФГОС ДО - произвести новые изменения в организации РППС при сохранении лучших традиций дошкольной образовательной системы.

В построении предметно-пространственной среды нашего ДОУ мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. 
В группах, кабинетах и на территории детского сада созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным. 


 

Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, в частности по художественно-эстетическому развитию, начинается с территории.

В МК ДОУ Павловский детский сад № 12 постоянно создаётся благоприятный микроклимат, так как вся территория хорошо озеленена.

На участке детского сада располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка.

Разгадай тайну песочной страны

На каждой площадке созданы свои песочные «лаборатории» и, превратившись в настоящих ученых, дети проводят в них исследования и разгадывают тайны песочной страны.

Планируя дизайн участка, воспитатели ориентируются на возраст группы.

На участке детского сада созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, познавательной, самостоятельной деятельности. Дети в этой сказочной стране чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего Я. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Что же еще есть на нашем участке? Как только вы попадаете на территорию детского  сада,    вы видите небольшой домик под березой, в котором живут две взрослые белки со своими бельчатами. Домик белок обтянут проволочной сеткой, что позволяет безопасное наблюдение за животными.Живой уголок в детском саду особенно нравится воспитанникам, чьи родители не разрешают заводить домашних животных.

Цветочные композиции радуют взгляд своей неописуемой красотой и ароматами благоухания, но будьте осторожны! Здесь можно встретить сказочных героев! На территории детского сада оборудован настоящий огород, организована трудовая и практическая деятельность воспитанников, проводятся опыты и эксперименты.

Летом на улицах города появляются цветочные композиции, которые радуют своей красотой и благоуханием всех горожан и гостей Павловска. Но такую красоту не всегда увидишь на клумбах в образовательных учреждениях.

Поэтому воспитатели вместе с детьми и родителями, изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу своей площадки. Воспитатели действовали согласно принципу сочетания привычных и неординарных элементов. Летом эта клумба превращается в зону отдыха детей.

А для того чтобы наши дети научились разбираться в лекарственных растениях, создан фитоуголок. Подбирая растения, мы решали задачи: познакомить детей с многообразием влияния растений на организм человека, создать оздоровительную зону, благоприятно влияющую на настроение детей. 

Альпийская горка нашего сада, радует всех обитателей нашего детского сада с ранней весны до поздней осени, служит центром наблюдений, экспериментирования и труда.

Важно, чтобы элементы декора, озеленение, цветочное оформление были взаимосвязаны и дополняли друг друга, а их эстетичность и стильность сохранялись в любое время года.

Асфальтированные дорожки предоставлены в полное распоряжение детей. Они создают как индивидуальные, так и коллективные картины, тем самым участвуют в создании своего предметного окружения.

Визитная карточка нашего детского сада – это ухоженная и уютная территория.

Итогом большой общей работы стал диплом за победу в городском конкурсе…

Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с коридоров детского сада.

Стенды, расположенные в коридоре на первом этаже, содержат информацию о дошкольном учреждении, о сотрудниках детского сада, так же информационный стенд для родителей.

На втором этаже детского сада оформлен музыкальный и профсоюзный уголок.В коридоре рядом с подготовительной группой находится «паровозик фотографий», отражающий режимные моменты в группе. Эти работы радуют не только детей и родителей, но и гостей нашего детского сада! 

Физкультурный зал в ДОУ оборудован для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей. Спортивный зал оснащен спортивным оборудованием, как традиционным, так и нетрадиционным.

Атмосфера музыкального зала располагает к активной музыкально-творческой деятельности. В детском саду созданы максимальные условия для музыкального развития детей. Музыкальный и физкультурный зал доступен не только для образовательной деятельности, но и для проведения различных праздников.

В нашем детском саду имеется кабинет логопеда. Цель его создания решает одну из задач ФГОС ДО – обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 

Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. Во всех группах имеются листы здоровья с рекомендациями врача.

 Методический кабинет
Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства. Здесь расположены грамоты наших побед и достижений.


Итак, для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать.

В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия. 
Во всех возрастных группах имеются хорошо оформленные приемные, в которых отражена работа с родителями. В приёмной имеется много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей. Родители, каждый день, забирая ребёнка из детского сада домой, должны видеть «продукты труда» своих детей, оценивать их старания, делать свои выводы и. т. п. С этой целью созданы уголки, где воспитатели размещают художественные работы детей.


 

Воспитатели нашего детского сада всегда следуют правилам организации образовательного пространства: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно! Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал делят на три категории:

«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия со взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)

«ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. 
Педагоги нашего детского сада стараются найти правильные подходы к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги стараются вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. 
Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС: 

дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию

пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления

оптимального контакта с детьми;

активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и

формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего

предметного окружения;

стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для

изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями,

меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению,

корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе,

культуре, обществу и собственному "Я");

- при создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Пространство групп организованно в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение центов активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса 

Мы  выделяем следующие центры для разного вида активности:

- рабочая

- активная

- спокойная.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: 

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы, воспитатели нашего ДОУ учитывают психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации