Музыкальная терапия — здоровьесберегающая технология

1
0
Материал опубликован 11 January 2016

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Учитель начальных классов школы №48 г. Петрозаводска республики Карелия: Першина Ирина Ивановна

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – создать условия для сохранения здоровья учеников, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

Музыкальная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами

Автор данной методики В. И. Петрушин. Он не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмическая гимнастика, танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.

Народный песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия народным костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

В своей практике я на протяжении нескольких лет тесно сотрудничаю со Школой Искусств №4 г Петрозаводска, а именно с фольклорным отделением, и вместе мы проводим интегрированные уроки краеведения и музыки. Несомненно, музыкальная терапия, используемая в условиях общеобразовательной школы, благоприятно влияет на состояние души и поведение ребёнка. Мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности ребёнка. Расслабляющим действием обладают звуки кантеле, флейты, скрипки и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Через чур подвижный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости. В целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на уроке, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

Следовательно, уроки по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Я считаю, что музыкотерапия – это действенный метод регуляции эмоционального благополучия ребёнка.  

Комментарии
Комментариев пока нет.