12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котухова Любовь Павловна1148
Работаю в школе с 1986 года, работа доставляет мне радость, с удовольствием делюсь с коллегами опытом
Россия, Тамбовская обл., Моршанский район
Материал размещён в группе «Сельская школа»
20

Классификация здоровьесберегающих технологий

По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

  • медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность),

  • образовательные (информационно-обучающие и воспитательные), социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения),

  • психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

  • технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные);

  • педагогические технологии, содействующие здоровью;

  • технологии, формирующие здоровый образ жизни.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на следующие группы.

1. Защитно-профилактические технологии. К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т.п.

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. При использовании этого вида технологий ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, физкультминутки и физкультпаузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение. Йодирование питьевой воды и соли позволяет компенсировать недостаток поступающего в организм йода, характерное для многих регионов страны. Витаминизация пищевого рациона восполняет дефицит необходимых организму витаминов; использование аминокислоты глицина (дважды в год — в декабре и весной) позволяет укрепить память школьников и т.д.

3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры — температурное закаливание, физические нагрузки. В психотерапии немало приемов, помогающих вывести пациента из состояния депрессии, уныния, фрустрации. В рамках педагогических техник и педагогической психотерапии учителя пользуются многими подобными приемами на уроках и во внеурочной воспитательной работе.

4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье — своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. К таким технологиям относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие.

Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т.п.

Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика — на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.

Отдельное место занимают социально адаптирующие и личностно развивающие технологии,  обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

Опубликовано в группе «Сельская школа»


Комментарии (1)

Лихина Елена Викторовна, 02.06.16 в 12:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, взяла в избранное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.