Музыкальные дидактические игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Музыкальные дидактические игры
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактическая игра
«Кого встретил Колобок»
Цель: определение характера музыки
Игровой материал: Колобок (резиновая игрушка), картинки героев сказки «Колобок».
Предварительная работа - дети прослушивают пьесы, соответствующие художественному образу каждого животного (сказочного героя).
Ход игры:
Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь).
Дети стоят в кругу и передают игрушку Колобок из рук в руки под спокойную музыку. Ребенок, на котором музыка «остановилась», прослушивает отрывок знакомой пьесы, и по характеру музыки определяет, какой сказочный герой повстречался Колобку на дорожке. Ребенок выбирает картинку соответствующего героя и показывает ее всем детям.
Дидактическая игра
«Угадай, на чем играет Петрушка?»
Цель: развитие тембрового восприятия
Игровой материал: карточки музыкальных инструментов каждому ребенку; Петрушка, ширма, музыкальные инструменты: ложки, барабан, бубен, дудочка, погремушка).
Предварительная работа: Дети заранее знакомятся с музыкальными инструментами.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Петрушка, скрыто за ширмой извлекает музыкальные звуки и просит детей угадать, на каком инструменте он играет, поднять и показать ему карточку этого инструмента.
Музыкальные дидактические игры
для детей среднего дошкольного возраста
Дидактическая игра
«Три медведя пошли за грибами»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал: три медведя, у каждого ребенка карточка с изображением трех медведей и гриб.
Ход игры:
Ребята, вы помните сказку «Три медведя»? Как их звали? (Ответы детей).
Правильно. Папа, Михайло Потапович, ходил вот так (педагог проигрывает медленный темп). Мама, Настасья Петровна, ходила вот так (средний темп), а Мишутка всегда торопился, он маленький и очень любопытный и поэтому бегал всегда быстро (быстрый темп). Сегодня медведи пошли в лес за грибами. (Педагог раздает карточки и грибы).
Послушайте внимательно музыку, и определите, кто нашел гриб?
Дети прослушивают ритм и ставят гриб на нужную картинку в карточке.
Музыкальные дидактические игры
для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра
«Ритмические репки»
Цель: развитие чувства ритма
Игровой материал: плоские фигурки репок, на каждой выложен ритмический рисунок, (короткий звук – маленький кружочек, длинный звук – большой кружочек), две корзины.
Ход игры:
Дети делятся на две команды.
Репки перевернуты (растут), разложены на полу.
Первый вариант:
Дети поочередно «вытягивают» репку и прохлопывают ритмический рисунок, если ребенок допускает ошибку, все дети помогают ему (воспроизводят ритм вместе).
Второй вариант:
Осенью на нашем огороде вырастают вот такие красивые ритмические репки.
Каждая команда поочередно «вытягивает» репку. Ребенок, который вытянул репку, прохлопывает ритмический рисунок. Если ритм воспроизведен правильно - ребенок кладет репку в корзину своей команды. Если ритм не соответствует ритмическому рисунку репки, она остается на огороде.
Дидактическая игра
«Листики летят»
Цель: определение движения мелодии
Игровой материал: каждому ребенку карточка – нотный стан, нота-листочек, металлофон.
Ход игры:
Педагог исполняет песенку на металлофоне «Листики летят, это листопад», и одновременно выполняет действия листочком. Первая фраза листочек поднимается вверх, вторая фраза листочек опускается вниз.
Спеть и обыграть несколько раз вместе с детьми.
«Листики летят» - рука поднимается вверх,
«Это листопад» - рука опускается вниз.
Педагог предлагает показать на нотном стане, куда полетел листочек.
Педагог скрыто играет музыкальную фразу на металлофоне. Дети прослушивают и самостоятельно кладут листочек на нотном стане.