12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнашкина Светлана Владимировна121
Россия, Мордовия респ., Саранск

Музыкально – драматическая фантазия по сказкам

А. С Пушкина

 «У САМОГО СИНЕГО МОРЯ»

Подготовила:

Старший воспитатель

Игнашкина С. В.

Действующие лица:

Алина Алексаева Алина

Её мама Игнашкина Светлана

Владимировна

Кот учёный Старчиков Дима

Русалка Королёва Лиза

Бурый волк Лушкин Сергей

Старик — Чаматкин Андрей

Старуха Абдрашитова Алина

Золотая рыбка Ахобадзе Лиза

Рыбки Дудникова Ирина

Лазарева Вика

Синяева Катя

Королевич Елисей Решетников Дима

Ветер Родина Алина

Балда Селивёрстов Максим

Бес Ишалиева Альмира

Бесёнок — Ночкин Павел

Князь Гвидон Полетаев Герман

Царица Девяткина Даша

Царевна Лебедь — Белая Анастасия

Коршун Чесноков Данил

Белочка Глушенкова Лера

Девицы:

Гужова Даша

Хлынина Оля

Никаева Милена

Лукина Лиза

Бекейкина Настя

Парни:

Надеев Рома

Абрамов Алёша

Корляков Денис

Новиков Кирилл

Музыкальный

руководитель: Ширчкова Я. Ю.

Цель:

Развивать сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбрать жест, нужную интонацию, выражение лица.

Программное содержание:

Обучать детей речевым навыкам общения и коллективного творчества.

Развивать эстетические способности сферы чувств, соучастия, сопережива­ния.

Формировать у детей умения и навыки практического овладения выра­зительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами об­щения.

Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

Воспитывать интерес к театральной деятельности, интерес и добрые отношения к окружающим людям, любовь к художественной литературе.

Методические приемы:

Беседа, рассказывание сказок, импровизация, чтение стихов, ритмопла­стика, инсценирование, драматизация.

Предварительная работа

Занятия по активизирующему общению: «У кого какой ребенок?», «У нас в гостях доктор Айболит», «Где обедал воробей», «Какое слово спрята­лось?», «Эти мудрые русские сказки», «Путешествие по сказкам», «Русские посиделки», «Волшебные слова», «Наше настроение», рассказывание по кар­тине «Природа в лесу», «Составление описательного рассказа животных», «Составление описательного рассказа белки», «Составление описательного рассказа птицы», «Москва - столица нашей Родины», «Приготовим суп из овощей».

Игры со словами, звуками и рифмами: Сочинения «Еж», «Чей голос?», «Потерялись», «Чаепитие», «Шутки-чистоговорки».

Дидактические игры: «Две подружки», «Оля и Айболит», «Куклы в гостях у детей».

Рисование красками: «Красный, желтый, зеленый, белый, черный», «Помогите Бабушке-Загадушке вспомнить сказки».

Игры-инсценировки и игры-драматизации к сказкам: «Курочка Ряба», «Козлята и волк», «Колобок», «Еж» А.Н.Толстого, «Теремок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «Письмо о ра­дуге», «Маша обедает», «Красная шапочка».

Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; просмотр детьми книг и иллюстраций к этим сказкам.

Материал

Сцена для драматизации; дуб, ель, «Море», бочка; на авансцене: жур­нальный столик, кресло, часы, настольная лампа; кукла, кроватка, книга ска­зок А.С.Пушкина; костюмы персонажей (элементы) к сказкам: «Сказка о ры­баке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебе­ди»; афиша, программы.

Организация

На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит на­стольная лампа. Занавес опущен. Выходит Алина с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную (импровизация). С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.

Алина. Мамочка! Ты все свои дела закончила?

Мама. Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.

Алина. Ну мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать...

Мама. Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка напомни, какие сказки Пушкина мы читали.

Алина. О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и работнике его Балде... (задумывается). А еще, а еще...

Мама. Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. «Бел­ка песенки поет...»

Алина. «Да орешки все грызет!» Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!

Мама. Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Александра Сергее­вича, которая называется «Руслан и Людмила», а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: «У лукоморья дуб зеленый...». Алина. Мама, а что такое лукоморье?

Мама. Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвятил ему чудесные стихи... Вот послушай:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

А вот еще:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Алина. А «Сказка о рыбаке и рыбке» тоже про море. Я помню, как она начинается:

Жил старик со своего старухой

У самого синего моря...

Алина. Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.

Мама.

У лукоморья дуб зеленый;

(Звучит музыка.)

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны...

Раздается телефонный звонок.

Мама. Алиночка, посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.

Мама уходит. Девочка перелистывает книгу. Звучит «Колыбельная». Алина засы­пает. Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой, Алина от­крывает глаза.

Кот ученый. Мур-р-р-р! Здравствуй, Алина!

Алина. Здравствуй, а ты кто?

Кот. Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.

Алина. А где же твоя цепь золотая?

Кот. Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Ру­салку посторожить мою цепь. Скажи-ка мне лучше, Алина: хочешь ли ты по­бывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которых придумал Александр Сергеевич Пушкин?

Алина. Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться,

Кот. Что ты! Мы мигом - туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.

Звучит песня «Лукоморья нет на карте».

Открывается занавес. Звучит музыка. Рыбки медленно и плавно двигаются в соответствии с музыкальным образом. Кот и Алина подходят к дубу и садятся. Их приветствуют Бурый волк и Русалка. У моря стоит Старик, чешет затылок, йотом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.

Старик (растерянно).

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море.

Старуха.

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось,

Кот.

Вот пошел он к синему морю;

Видит - море слегка разыгралось.

(Музыка. Море волнуется.)

Кот. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила...

Рыбка.

Чего тебе надобно, старче?

Кот.

Ей с поклоном старик отвечает...

Старик.

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось.

Рыбка.

Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам и новое корыто.

Старик уходит. Рыбки уплывают.

Кот. Что скажешь, Алиночка? Узнала героев этой сказки?

Алина. Конечно, это же старик, его жадная и вредная жена и волшеб­ная золотая рыбка.

Кот. Умница! А теперь смотри и слушай. Кто-то приближается к сине­му морю. Похоже, что он кого-то ищет...

Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей.

Елисей.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее.

Ветер.

Постой, -

Кот.

Отвечает ветер буйный, -

Ветер.

Там, за речкой тихоструйной,

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места.

В том гробу твоя невеста.

Елисей медленно, опустив голову, уходит.

Алиночка плачет, трет глаза.

Кот. О чем ты плачешь, Алиночка?

Алина. Царевну жалко. У-у-у!

Кот. Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и предан­ность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет; и закончится сказка свадебным пиром.

Алина (улыбается). Я вспомнила, какой веселый конец у этой сказки: Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Кот. Тсс-с! Смотри: поп Балду к чертям за оброком прислал.

Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. К морю выходит Балда с веревкой на плече. Начинает крутить веревку. Из моря вылезает Бес.

Бес.

Зачем ты, Балда, к нам залез?

Балда.

Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить.

Кот.

Беса старого взяла тут унылость.

Бес.

Скажи: за что такая немилость?

Балда.

Как за что? Вы не плотите оброка,

Не помните положенного срока;

Вот ужо будет нам потеха,

Вам, собакам, великая помеха.

Бес.

Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получить вскоре.

Погоди, вышлю к тебе внука.

Балда (про себя).

.. .Этого провести не штука!

Из моря появляется бесенок.

Бесенок.

Здравствуй, Балда-мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть - возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору –

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

То и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок.

Балда.

Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою?

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата.

Балда и бесенок уходят за кулисы в разные стороны.

Алина. Я знаю, Балда пошел в лесок зайцев ловить, чтобы бесенка пе­рехитрить. Он двух зайчишек поймает...

Кот.

Тише, тише, смотри:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Звучит вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова. По морю «плывет» бочка, в ней - царица и князь Гвидон.

Гвидон.

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли.

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Кот.

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько...

Из бочки выходят царица и Гвидон.

Царица.

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Гвидон.

...Добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Князь Гвидон делает лук и идет вдоль моря. Уходит за кулисы. Появляется Лебедь, за ней гонится коршун. Звучит музыка из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (тема Одетты из 2-го действия). Борьба Лебедя и коршуна решена в плане танцевально-пластической импровизации. Вновь появляется Гвидон и стре­ляет из лука в коршуна.

 

Лебедь.

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море:

Это горе — все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил; 

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду.

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.

Алина. Это самая прекрасная сказка на свете! «Сказка о царе Салтане».

Кот. А что тебе больше всего в ней нравится?

Алина. Ну конечно, чудеса всякие: витязи морские, белочка-певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь.

Кот.

Что ж? под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет...

Под елку выскакивает белочка, выходят парни и девушки, водят хоровод и исполняют хор из оперы «Сказка о царе Салтане».

Алина. А где же царевна Лебедь?

Кот. Смотри, вот и она по волнам плывет.

Звучит вновь тема Одеты из «Лебединого озера».

К берегу выходит Гвидон.

Лебедь.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон.

Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу.

Лебедь.

А кого же на примете

Ты имеешь?

Гвидон.

Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Только, полно, правда ль это?

Лебедь.

Да! Такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом –

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом.

Гвидон.

О, готов душою страстной

За царевною прекрасной

Я пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь.

...Зачем далеко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта — я.

Звучит тема «Царевна Лебедь» («Три чуда»). На берег выходит царевна. Раздается колокольный звон. На сцене появляются царица.

 

Занавес опускается. Кот ведет Алину по авансцене, сажает в кресло. Уходит. С другой стороны появляется мама.

Мама. Девочка моя, да ты совсем спишь. Давай я отнесу тебя в кровать.

Алина. Мамочка, ты даже представить себе не можешь, где я была!

Мама. Очень интересно. Где же это?

Алина. У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.

Мама. Каким еще котом?

Алина. Ну, тем самым, который и днем, и ночью все ходит по цепи кругом.

Мама. Да? Пойдем спать, Алиночка. Уже очень поздно. Ох уж эти дет­ские фантазии!


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Косякова Марина Николаевна, 26.02.18 в 17:56 1Ответить Пожаловаться
Светлана Владимировна, захотелось вместе с Вашими ребятишками побывать в Пушкинских сказках. Спасибо! Прекрасное мероприятие!
Груздева Анна Геннадьевна, 28.02.18 в 18:45 0Ответить Пожаловаться
Светлана Владимировна, замечательное театральное представление. Желаю дальнейших творческих начинаний.
Грекова Лариса Анатольевна, 09.03.18 в 16:00 0Ответить Пожаловаться
Хороший сценарий, жаль, что он заимствован из Интернета:http://scenaristu.narod.ru/vecher/pushkin.html - 95% (автор Э.Чурилова), https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/05/14/my-v-skazku-dobruyu-zovem - 95% (автор Дороненкова О.В.) и т.д.
Игнашкина Светлана Владимировна, 25.03.18 в 08:58 0Ответить Пожаловаться
Из интернета я его не заимствовала. Это мероприятие было проведено ещё в 2005 году.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.