12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Игнашкина Светлана Владимировна121 Россия, Мордовия респ., Саранск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Музыкально – драматическая фантазия по сказкам А. С Пушкина «У самого синего моря»
Музыкально – драматическая фантазия по сказкам
А. С Пушкина
«У САМОГО СИНЕГО МОРЯ»
Подготовила:
Старший воспитатель
Игнашкина С. В.
Действующие лица:
Алина — Алексаева Алина
Её мама — Игнашкина Светлана
Владимировна
Кот учёный — Старчиков Дима
Русалка — Королёва Лиза
Бурый волк — Лушкин Сергей
Старик — Чаматкин Андрей
Старуха — Абдрашитова Алина
Золотая рыбка — Ахобадзе Лиза
Рыбки — Дудникова Ирина
Лазарева Вика
Синяева Катя
Королевич Елисей — Решетников Дима
Ветер — Родина Алина
Балда — Селивёрстов Максим
Бес — Ишалиева Альмира
Бесёнок — Ночкин Павел
Князь Гвидон — Полетаев Герман
Царица — Девяткина Даша
Царевна Лебедь — Белая Анастасия
Коршун — Чесноков Данил
Белочка — Глушенкова Лера
Девицы:
• Гужова Даша
•Хлынина Оля
•Никаева Милена
•Лукина Лиза
• Бекейкина Настя
Парни:
• Надеев Рома
•Абрамов Алёша
•Корляков Денис
•Новиков Кирилл
Музыкальный
руководитель: Ширчкова Я. Ю.
Цель:
Развивать сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбрать жест, нужную интонацию, выражение лица.
Программное содержание:
Обучать детей речевым навыкам общения и коллективного творчества.
Развивать эстетические способности сферы чувств, соучастия, сопереживания.
Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами общения.
Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
Воспитывать интерес к театральной деятельности, интерес и добрые отношения к окружающим людям, любовь к художественной литературе.
Методические приемы:
Беседа, рассказывание сказок, импровизация, чтение стихов, ритмопластика, инсценирование, драматизация.
Предварительная работа
Занятия по активизирующему общению: «У кого какой ребенок?», «У нас в гостях доктор Айболит», «Где обедал воробей», «Какое слово спряталось?», «Эти мудрые русские сказки», «Путешествие по сказкам», «Русские посиделки», «Волшебные слова», «Наше настроение», рассказывание по картине «Природа в лесу», «Составление описательного рассказа животных», «Составление описательного рассказа белки», «Составление описательного рассказа птицы», «Москва - столица нашей Родины», «Приготовим суп из овощей».
Игры со словами, звуками и рифмами: Сочинения «Еж», «Чей голос?», «Потерялись», «Чаепитие», «Шутки-чистоговорки».
Дидактические игры: «Две подружки», «Оля и Айболит», «Куклы в гостях у детей».
Рисование красками: «Красный, желтый, зеленый, белый, черный», «Помогите Бабушке-Загадушке вспомнить сказки».
Игры-инсценировки и игры-драматизации к сказкам: «Курочка Ряба», «Козлята и волк», «Колобок», «Еж» А.Н.Толстого, «Теремок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «Письмо о радуге», «Маша обедает», «Красная шапочка».
Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; просмотр детьми книг и иллюстраций к этим сказкам.
Материал
Сцена для драматизации; дуб, ель, «Море», бочка; на авансцене: журнальный столик, кресло, часы, настольная лампа; кукла, кроватка, книга сказок А.С.Пушкина; костюмы персонажей (элементы) к сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; афиша, программы.
Организация
На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа. Занавес опущен. Выходит Алина с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную (импровизация). С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.
Алина. Мамочка! Ты все свои дела закончила?
Мама. Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.
Алина. Ну мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать...
Мама. Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка напомни, какие сказки Пушкина мы читали.
Алина. О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и работнике его Балде... (задумывается). А еще, а еще...
Мама. Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. «Белка песенки поет...»
Алина. «Да орешки все грызет!» Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!
Мама. Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Александра Сергеевича, которая называется «Руслан и Людмила», а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: «У лукоморья дуб зеленый...». Алина. Мама, а что такое лукоморье?
Мама. Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвятил ему чудесные стихи... Вот послушай:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А вот еще:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Алина. А «Сказка о рыбаке и рыбке» тоже про море. Я помню, как она начинается:
Жил старик со своего старухой
У самого синего моря...
Алина. Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.
Мама.
У лукоморья дуб зеленый;
(Звучит музыка.)
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны...
Раздается телефонный звонок.
Мама. Алиночка, посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.
Мама уходит. Девочка перелистывает книгу. Звучит «Колыбельная». Алина засыпает. Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой, Алина открывает глаза.
Кот ученый. Мур-р-р-р! Здравствуй, Алина!
Алина. Здравствуй, а ты кто?
Кот. Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.
Алина. А где же твоя цепь золотая?
Кот. Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Русалку посторожить мою цепь. Скажи-ка мне лучше, Алина: хочешь ли ты побывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которых придумал Александр Сергеевич Пушкин?
Алина. Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться,
Кот. Что ты! Мы мигом - туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.
Звучит песня «Лукоморья нет на карте».
Открывается занавес. Звучит музыка. Рыбки медленно и плавно двигаются в соответствии с музыкальным образом. Кот и Алина подходят к дубу и садятся. Их приветствуют Бурый волк и Русалка. У моря стоит Старик, чешет затылок, йотом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.
Старик (растерянно).
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха.
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось,
Кот.
Вот пошел он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
(Музыка. Море волнуется.)
Кот. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила...
Рыбка.
Чего тебе надобно, старче?
Кот.
Ей с поклоном старик отвечает...
Старик.
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам и новое корыто.
Старик уходит. Рыбки уплывают.
Кот. Что скажешь, Алиночка? Узнала героев этой сказки?
Алина. Конечно, это же старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая рыбка.
Кот. Умница! А теперь смотри и слушай. Кто-то приближается к синему морю. Похоже, что он кого-то ищет...
Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей.
Елисей.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.
Ветер.
Постой, -
Кот.
Отвечает ветер буйный, -
Ветер.
Там, за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места.
В том гробу твоя невеста.
Елисей медленно, опустив голову, уходит.
Алиночка плачет, трет глаза.
Кот. О чем ты плачешь, Алиночка?
Алина. Царевну жалко. У-у-у!
Кот. Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и преданность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет; и закончится сказка свадебным пиром.
Алина (улыбается). Я вспомнила, какой веселый конец у этой сказки: Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
Кот. Тсс-с! Смотри: поп Балду к чертям за оброком прислал.
Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. К морю выходит Балда с веревкой на плече. Начинает крутить веревку. Из моря вылезает Бес.
Бес.
Зачем ты, Балда, к нам залез?
Балда.
Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Кот.
Беса старого взяла тут унылость.
Бес.
Скажи: за что такая немилость?
Балда.
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха.
Бес.
Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получить вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука.
Балда (про себя).
.. .Этого провести не штука!
Из моря появляется бесенок.
Бесенок.
Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору –
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
То и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок.
Балда.
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата.
Балда и бесенок уходят за кулисы в разные стороны.
Алина. Я знаю, Балда пошел в лесок зайцев ловить, чтобы бесенка перехитрить. Он двух зайчишек поймает...
Кот.
Тише, тише, смотри:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Звучит вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова. По морю «плывет» бочка, в ней - царица и князь Гвидон.
Гвидон.
Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Кот.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько...
Из бочки выходят царица и Гвидон.
Царица.
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Гвидон.
...Добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Князь Гвидон делает лук и идет вдоль моря. Уходит за кулисы. Появляется Лебедь, за ней гонится коршун. Звучит музыка из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (тема Одетты из 2-го действия). Борьба Лебедя и коршуна решена в плане танцевально-пластической импровизации. Вновь появляется Гвидон и стреляет из лука в коршуна.
Лебедь.
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море:
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду.
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
Алина. Это самая прекрасная сказка на свете! «Сказка о царе Салтане».
Кот. А что тебе больше всего в ней нравится?
Алина. Ну конечно, чудеса всякие: витязи морские, белочка-певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь.
Кот.
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет...
Под елку выскакивает белочка, выходят парни и девушки, водят хоровод и исполняют хор из оперы «Сказка о царе Салтане».
Алина. А где же царевна Лебедь?
Кот. Смотри, вот и она по волнам плывет.
Звучит вновь тема Одеты из «Лебединого озера».
К берегу выходит Гвидон.
Лебедь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Гвидон.
Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.
Лебедь.
А кого же на примете
Ты имеешь?
Гвидон.
Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь.
Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом –
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.
Гвидон.
О, готов душою страстной
За царевною прекрасной
Я пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь.
...Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я.
Звучит тема «Царевна Лебедь» («Три чуда»). На берег выходит царевна. Раздается колокольный звон. На сцене появляются царица.
Занавес опускается. Кот ведет Алину по авансцене, сажает в кресло. Уходит. С другой стороны появляется мама.
Мама. Девочка моя, да ты совсем спишь. Давай я отнесу тебя в кровать.
Алина. Мамочка, ты даже представить себе не можешь, где я была!
Мама. Очень интересно. Где же это?
Алина. У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.
Мама. Каким еще котом?
Алина. Ну, тем самым, который и днем, и ночью все ходит по цепи кругом.
Мама. Да? Пойдем спать, Алиночка. Уже очень поздно. Ох уж эти детские фантазии!