Музыкально – драматическая фантазия по сказкам А. С Пушкина «У самого синего моря»
Музыкально – драматическая фантазия по сказкам
А. С Пушкина
«У САМОГО СИНЕГО МОРЯ»
Подготовила:
Старший воспитатель
Игнашкина С. В.
Действующие лица:
Алина — Алексаева Алина
Её мама — Игнашкина Светлана
Владимировна
Кот учёный — Старчиков Дима
Русалка — Королёва Лиза
Бурый волк — Лушкин Сергей
Старик — Чаматкин Андрей
Старуха — Абдрашитова Алина
Золотая рыбка — Ахобадзе Лиза
Рыбки — Дудникова Ирина
Лазарева Вика
Синяева Катя
Королевич Елисей — Решетников Дима
Ветер — Родина Алина
Балда — Селивёрстов Максим
Бес — Ишалиева Альмира
Бесёнок — Ночкин Павел
Князь Гвидон — Полетаев Герман
Царица — Девяткина Даша
Царевна Лебедь — Белая Анастасия
Коршун — Чесноков Данил
Белочка — Глушенкова Лера
Девицы:
• Гужова Даша
•Хлынина Оля
•Никаева Милена
•Лукина Лиза
• Бекейкина Настя
Парни:
• Надеев Рома
•Абрамов Алёша
•Корляков Денис
•Новиков Кирилл
Музыкальный
руководитель: Ширчкова Я. Ю.
Цель:
Развивать сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбрать жест, нужную интонацию, выражение лица.
Программное содержание:
Обучать детей речевым навыкам общения и коллективного творчества.
Развивать эстетические способности сферы чувств, соучастия, сопереживания.
Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами общения.
Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
Воспитывать интерес к театральной деятельности, интерес и добрые отношения к окружающим людям, любовь к художественной литературе.
Методические приемы:
Беседа, рассказывание сказок, импровизация, чтение стихов, ритмопластика, инсценирование, драматизация.
Предварительная работа
Занятия по активизирующему общению: «У кого какой ребенок?», «У нас в гостях доктор Айболит», «Где обедал воробей», «Какое слово спряталось?», «Эти мудрые русские сказки», «Путешествие по сказкам», «Русские посиделки», «Волшебные слова», «Наше настроение», рассказывание по картине «Природа в лесу», «Составление описательного рассказа животных», «Составление описательного рассказа белки», «Составление описательного рассказа птицы», «Москва - столица нашей Родины», «Приготовим суп из овощей».
Игры со словами, звуками и рифмами: Сочинения «Еж», «Чей голос?», «Потерялись», «Чаепитие», «Шутки-чистоговорки».
Дидактические игры: «Две подружки», «Оля и Айболит», «Куклы в гостях у детей».
Рисование красками: «Красный, желтый, зеленый, белый, черный», «Помогите Бабушке-Загадушке вспомнить сказки».
Игры-инсценировки и игры-драматизации к сказкам: «Курочка Ряба», «Козлята и волк», «Колобок», «Еж» А.Н.Толстого, «Теремок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «Письмо о радуге», «Маша обедает», «Красная шапочка».
Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; просмотр детьми книг и иллюстраций к этим сказкам.
Материал
Сцена для драматизации; дуб, ель, «Море», бочка; на авансцене: журнальный столик, кресло, часы, настольная лампа; кукла, кроватка, книга сказок А.С.Пушкина; костюмы персонажей (элементы) к сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; афиша, программы.
Организация
На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа. Занавес опущен. Выходит Алина с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную (импровизация). С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.
Алина. Мамочка! Ты все свои дела закончила?
Мама. Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.
Алина. Ну мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать...
Мама. Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка напомни, какие сказки Пушкина мы читали.
Алина. О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и работнике его Балде... (задумывается). А еще, а еще...
Мама. Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. «Белка песенки поет...»
Алина. «Да орешки все грызет!» Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!
Мама. Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Александра Сергеевича, которая называется «Руслан и Людмила», а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: «У лукоморья дуб зеленый...». Алина. Мама, а что такое лукоморье?
Мама. Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвятил ему чудесные стихи... Вот послушай:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А вот еще:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Алина. А «Сказка о рыбаке и рыбке» тоже про море. Я помню, как она начинается:
Жил старик со своего старухой
У самого синего моря...
Алина. Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.
Мама.
У лукоморья дуб зеленый;
(Звучит музыка.)
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны...
Раздается телефонный звонок.
Мама. Алиночка, посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.
Мама уходит. Девочка перелистывает книгу. Звучит «Колыбельная». Алина засыпает. Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой, Алина открывает глаза.
Кот ученый. Мур-р-р-р! Здравствуй, Алина!
Алина. Здравствуй, а ты кто?
Кот. Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.
Алина. А где же твоя цепь золотая?
Кот. Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Русалку посторожить мою цепь. Скажи-ка мне лучше, Алина: хочешь ли ты побывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которых придумал Александр Сергеевич Пушкин?
Алина. Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться,
Кот. Что ты! Мы мигом - туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.
Звучит песня «Лукоморья нет на карте».
Открывается занавес. Звучит музыка. Рыбки медленно и плавно двигаются в соответствии с музыкальным образом. Кот и Алина подходят к дубу и садятся. Их приветствуют Бурый волк и Русалка. У моря стоит Старик, чешет затылок, йотом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.
Старик (растерянно).
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха.
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось,
Кот.
Вот пошел он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
(Музыка. Море волнуется.)
Кот. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила...
Рыбка.
Чего тебе надобно, старче?
Кот.
Ей с поклоном старик отвечает...
Старик.
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка.
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам и новое корыто.
Старик уходит. Рыбки уплывают.
Кот. Что скажешь, Алиночка? Узнала героев этой сказки?
Алина. Конечно, это же старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая рыбка.
Кот. Умница! А теперь смотри и слушай. Кто-то приближается к синему морю. Похоже, что он кого-то ищет...
Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей.
Елисей.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.
Ветер.
Постой, -
Кот.
Отвечает ветер буйный, -
Ветер.
Там, за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места.
В том гробу твоя невеста.
Елисей медленно, опустив голову, уходит.
Алиночка плачет, трет глаза.
Кот. О чем ты плачешь, Алиночка?
Алина. Царевну жалко. У-у-у!
Кот. Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и преданность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет; и закончится сказка свадебным пиром.
Алина (улыбается). Я вспомнила, какой веселый конец у этой сказки: Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
Кот. Тсс-с! Смотри: поп Балду к чертям за оброком прислал.
Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. К морю выходит Балда с веревкой на плече. Начинает крутить веревку. Из моря вылезает Бес.
Бес.
Зачем ты, Балда, к нам залез?
Балда.
Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Кот.
Беса старого взяла тут унылость.
Бес.
Скажи: за что такая немилость?
Балда.
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха.
Бес.
Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получить вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука.
Балда (про себя).
.. .Этого провести не штука!
Из моря появляется бесенок.
Бесенок.
Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору –
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
То и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок.
Балда.
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата.
Балда и бесенок уходят за кулисы в разные стороны.
Алина. Я знаю, Балда пошел в лесок зайцев ловить, чтобы бесенка перехитрить. Он двух зайчишек поймает...
Кот.
Тише, тише, смотри:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Звучит вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова. По морю «плывет» бочка, в ней - царица и князь Гвидон.
Гвидон.
Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Кот.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько...
Из бочки выходят царица и Гвидон.
Царица.
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Гвидон.
...Добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Князь Гвидон делает лук и идет вдоль моря. Уходит за кулисы. Появляется Лебедь, за ней гонится коршун. Звучит музыка из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (тема Одетты из 2-го действия). Борьба Лебедя и коршуна решена в плане танцевально-пластической импровизации. Вновь появляется Гвидон и стреляет из лука в коршуна.
Лебедь.
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море:
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду.
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
Алина. Это самая прекрасная сказка на свете! «Сказка о царе Салтане».
Кот. А что тебе больше всего в ней нравится?
Алина. Ну конечно, чудеса всякие: витязи морские, белочка-певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь.
Кот.
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет...
Под елку выскакивает белочка, выходят парни и девушки, водят хоровод и исполняют хор из оперы «Сказка о царе Салтане».
Алина. А где же царевна Лебедь?
Кот. Смотри, вот и она по волнам плывет.
Звучит вновь тема Одеты из «Лебединого озера».
К берегу выходит Гвидон.
Лебедь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Гвидон.
Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.
Лебедь.
А кого же на примете
Ты имеешь?
Гвидон.
Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь.
Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом –
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.
Гвидон.
О, готов душою страстной
За царевною прекрасной
Я пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь.
...Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я.
Звучит тема «Царевна Лебедь» («Три чуда»). На берег выходит царевна. Раздается колокольный звон. На сцене появляются царица.
Занавес опускается. Кот ведет Алину по авансцене, сажает в кресло. Уходит. С другой стороны появляется мама.
Мама. Девочка моя, да ты совсем спишь. Давай я отнесу тебя в кровать.
Алина. Мамочка, ты даже представить себе не можешь, где я была!
Мама. Очень интересно. Где же это?
Алина. У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.
Мама. Каким еще котом?
Алина. Ну, тем самым, который и днем, и ночью все ходит по цепи кругом.
Мама. Да? Пойдем спать, Алиночка. Уже очень поздно. Ох уж эти детские фантазии!
Косякова Марина Николаевна
Груздева Анна Геннадьевна
Грекова Лариса Анатольевна
Игнашкина Светлана Владимировна