12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заболотняя Светлана Юрьевна714
Закончила ГОУВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова», квалификация: Учитель технологии и предпринимательства. Работаю в ГБОУ АО «Архангельский морской кадетский корпус имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
Россия, Архангельская обл., Архангельск

Музыкально-поэтическая композиция,

посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

«Никто не забыт и ничто не забыто!»

Цель: создание условий для формирования у младших школьников нравственно - патриотических чувств, гражданственности и гордости за свою Родину и народ.

Задачи:

- познакомить с литературными и музыкальными произведениями о войне;

- воспитывать у детей чувство благодарности и уважения к пожилым людям;

- формировать патриотические и гражданские чувства;

- формировать культуру миропонимания и осознание исторического прошлого;

- развивать творческий и познавательный интерес учащихся.

Оборудование: мультимедиа, клипы, метроном, гимнастёрки, пилотки, ремни, шинель, бумажные журавлики, видео камера, штатив, колонки, папки.


СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 1.

Показ клипа на песню «И всё о той весне».

Слайд 2.

Ведущий 1: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 72-ю годовщину которой мы будем вскоре отмечать. Победа великая, ни с чем несравнимая! Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле! Она навсегда останется великим уроком человеческого мужества!

Слайд 3

Ведущий 1: 22 июня 1941 года...

Ведущий 2: 9 мая 1945 года...

Ведущий 1: Две странички календаря.

Два дня жизни планеты Земля.

Два дня истории Человечества.

Ведущий 2: Они отмечены в календаре разными цветами.

Ведущий 1: Один – чёрный лист: он так и называется День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Ведущий 2: Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Его ждали долгие 4 года (1418 дней). До 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

Ведущий 1: 22 июня – особая дата в нашем календаре. Это день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, за жизнь на земле. Самой черной стала та короткая летняя ночь, когда тишину утра взорвали тысячи снарядов и бомб…


Чтец: стихотворение Степана Щипачёва

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.


Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.


Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!..


Ведущий 2: Последние минуты мира, последние минуты тишины. Они были прерваны появившимися в небе самолетами с черной свастикой.

Аудиозапись авианалёта.

Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.


Ведущий 1:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
(Н. Сидоренко)


Запись сообщения Левитана о начале ВО войны.

Слайд 4

Ведущий 2: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости. Почти все защитники погибли, но их подвиг останется в веках.

Ведущий 1: Слайд 5

Вы мужеством мир удивили,
Звенит, не стихая, молва,
Собою страну заслонили
От самого страшного зла.


Чтец: стихотворение Михаила Андронова

Священна брестская земля,
И горсть ее - у стен Кремля!
И горсть земли из Ленинграда,
Из Сталинграда горсть земли
В сень Александровского сада
К огню Бессмертья принесли.

Прах Неизвестного солдата
Навеки здесь захоронен.
...Возможно, что за Брест когда-то
В бою с врагом сражался он.

Не спит душа его ночами,
С землею брестской говорит.
Огонь священными лучами
На землю брестскую глядит.
Священна брестская земля,
И горсть ее - у стен Кремля!


Запись "Священная война" (композитор: Александров А.В. Автор слов: Лебедев-Кумач В.) сначала громко, затем всё тише и тише.

Ведущий 2: В этот суровый грозный час на защиту Родины поднялись всем миром. Стар и млад. Как-то невероятно быстро повзрослевшие мальчишки, еще вчера гонявшие во дворе мяч, и девчонки, оставившие младшим сестренкам своих кукол, взяли в руки оружие. Воевали все.

Чтец: Стихотворение


Аудио авианалёта
MP3 / 5.92 Мб

"Священная война"
MP3 / 2.39 Мб

Юрий Левитан
MP3 / 1.01 Мб

Минута молчания
MP3 / 937.68 Кб

Презентация "Никто не забыт и ничто не забыто!"
PPTX / 70.66 Мб

/data/files/o1619773333.pptx (Презентация "Никто не забыт и ничто не забыто!") Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»

Слайд 6-15

Ах, война, что ж ты сделала, подлая.

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.


Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что.

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад

Ведущий 1: В рядах Советской Армии против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны сражалось более 800 тысяч женщин.

Ведущий 2: На этой страшной войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку… Женщина убивала. Она убивала врага, который поднял руку на ее детей, на ее счастье, на ее дом… Через какие неженские тяготы все они прошли, как неизмеримо много сделали для победы!

Чтец: Юлия Друниной «Баллада о десанте»

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был...
Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек —
В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
"Ой, мамочка!" — тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь...

Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку —
От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете —
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды...


Ведущий 1: На войне всем тяжело. Бойцы собою закрывали огненную картечь на линии фронта. Их матери, сестрёнки и братишки работали в тылу, падая от усталости и недоедания. Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт? Что чувствовали они? Могли ли они с мужской твёрдостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?

Чтец: Роберт Рождественский «Баллада о зенитчицах»

Слайд 16. Видео «Зенитчицы»

Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь – девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая чёлка над прищуром хитрым, 
бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая, действительно старея, 
как от кошмара заслонясь рукой, 
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..Ой родная!..)
Огонь! – 
И – залп!
И тут они заголосили,

девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России 
в девчонках этих вдруг отозвалась.


Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя, 
он был слышней разрывов, этот плач!
Ему – протяжному – земля внимала, 
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. – 
И снова:
- Батарея-а-а! – 
И уже пред ними, 
посреди земного шара, 
левее безымянного бугра 
горели неправдоподобно жарко 
четыре чёрных танковых костра.


Раскатывалось эхо над полями, 
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли, 
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву 
и честь свою 
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.


Весенние пружинящие ветки.
Торжественность 
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание во сне.
И то, чтоб закричать в родильном доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем, 
кто сам пришёл с войны.

Слайд 17.

Ведущий 2: Сразу после школы, в первые дни войны, ушла добровольцем в действующую армию поэтесса Юлия Друнина и до конца 1944 года служила санинструктором в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению. Юлия Друнина посвятила одно из стихотворений своей однополчанке – Герою Советского Союза Зине Самсоновой.

Чтец: Юлия Друнина «Зинка»

Мы легли у разбитой ели,

Ждём, когда же начнёт светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.


- Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье.

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.


Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлька, я – против грусти.

Но сегодня – она не в счёт.


Юлька:

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперёд!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.


С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрёпанный батальон.


Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по чёрной ржи.

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.


Мы не ждали посмертной славы,-

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?


Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.


- Знаешь, Зинка, я – против грусти.

Но сегодня – она не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живёт.


У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.


И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!


Ведущий 1: Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбёжками, холодом, голодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры.

Ведущий 2: Война и юность… Война и матери… и вдовы… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети. Слайд 18

Дети войны – и веет холодом. 
Дети войны – и пахнет голодом 
Дети войны – и дыбом волосы: 
На челках детских…седые полосы.


Ведущий 1:

Глаза девчонки семилетней, 
Как два померкших огонька. 
На детском личике заметней 
Большая, тяжкая тоска. 
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней – молчит в ответ, 
Как будто ей не семь, не восемь, 
А много, много горьких лет. 

Ведущий 2: А враг был жесток. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. А вместе с ними юные герои! Сколько их было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

Чтец: Александр Твардовский «Рассказ танкиста»

Слайд 19

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Ведущий 1: А кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем ещё юные мальчишки и девчонки. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу тысячи наших сверстников проявляли чудеса трудового героизма! Вот какая история произошла в феврале 1943 года.

Слайд 20

Ведущий 2: 25 февраля 1943 года в газете «Омская правда» было опубликовано письмо шестилетней Ады Занегиной. В письме говорилось: «Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада.»

Ведущий 1: На призыв девочки откликнулись многие дети. В итоге, было собрано 160 886 рублей, после чего деньги были перечислены в Фонд обороны. Танк «Малютка» воевал в составе 91-й отдельной танковой бригады, его механиком-водителем была одна из девятнадцати женщин-танкистов сержант Екатерина Алексеевна Петлюк.

Ведущий 2: Слайд 21

Дети войны… Они, дети-войны, надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.


Чтец:

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас попробуй перечислить,

Не сочтешь, а, впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Слайд 22

Ведущий 1: Война продолжалась… Но в небольших передышках между боями бойцы вспоминали тихую мирную жизнь, читали письма, мечтали… Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные радости фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей, дочерей, братьев и сестёр.

Ведущий 2: Послушайте письма военных лет! Это письма погибших солдат к родным, близким, любимым. Они писались под пулями. А под пулями не лгут.

Чтец:

1). «Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь – 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет жизнь…»

Чтец:

2). «Дорогая мамочка! После сегодняшнего боя было много раненых. Невозможно без слёз смотреть на изуродованных молодых ребят. У одного оторвало ногу, а он всё кричал, что она у него болит. Но не буду плакаться. Беспокоюсь, как у вас дела. Целую вас крепко.»

Чтец:

3). «Нет времени, поэтому пишу мало. Всё время в боях. Но вчера чуть не убили. Но не страшно ничего. Лишь бы бить и бить фашистскую заразу. «Смерть не страшна, мы не раз с ней встречались в бою, а поэтому верю, со мной ничего не случится».

Слайд 23

Ведущий 1: Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!


Ведущий 2: Память о погибших жива, пока о них помнят живые!


Ведущий 1: Слайд 24

Миллионы людей томились и погибли на полях сражений, в лагерях смерти, погибли непокорёнными с твердой уверенностью в победу своей матери Родины. В годы войны погибло свыше 25 миллионов человек. Это значит каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых. Четыре огненных года прошагали наши солдаты дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года!


Ведущий 2: Помните!

Ведущий 1: Через века, через года-

Ведущий 2: Помните!

Ведущий 1: О тех, кто уже не придет никогда!

Ведущий 2: Помните!

Ведущий 1: Покуда сердца стучатся –

Ведущий 2: Помните!

Ведущий 1: Какой ценой завоевано счастье,

Ведущий 2: Помните!


Слайд 25: Показ клипа на песню «Журавли» (гостям вручаются бумажные журавлики)



Ведущий 1:

Все дальше от нас уходит прошлое. В легенды, воспоминания, песни, под гранитные плиты мемориалов. Остается все меньше и меньше тех, кто пережил те страшные 4 года. Надо сделать так, чтобы не угасала память о прошлом, чтобы гордо высились обелиски и храмы во славу российского воинства, чтобы всегда цвели живые цветы на могилах героев. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда.

Все участницы выходят на сцену.

Ведущий 2: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. Аудиозапись метронома.

Слайд 26

Ведущий 1:

Сменяя друг друга
Идут поколенья,

Но память о прошлом
Не знает забвенья!

И грозные строки 
Взывают с гранита

«Никто не забыт

И ничто не забыто! (все вместе)


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.