Урок русского языка во 2 классе «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова»

0
0
Материал опубликован 30 January 2020

Предмет

Русский язык

Тема урока/занятия

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.


Предмет

Русский язык

Класс/группа

2 В

Автор урока (ФИО, должность)

Овчинникова Наталья Иннокентьевна учитель начальных классов

Задачи урока/занятия

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия

Закрепление знаний о ь знаке и его роли  Развитие творческих способностей Отработка умений правильно писать слова с ь

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, листы самоконтроля, раздаточный материал для групповой работы

Планируемые результаты

Личностные УУД Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование

самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Составление плана последовательности действий

Построение жизненных планов во временной перспективе

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Метапредметные УУД

- познавательные

умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей

- регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием

- коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре

Предметные УУД

- выделение существенных признаков твердых т мягких согласных;

- умение работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания;

- умение различать твердые и мягкие согласные в словах;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации



Этапы урока


Ход урока

Формирование УУД,


I .Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Гимнастика для пальчиков

Приветствие

Таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

- Сегодня мы работаем в группах. Давайте повторим правила работы в команде. Ответы детей. А так же не забываем:

Говори тихо, спокойно, не шуми.

Соблюдай очерёдность.

Пока один говорит – остальные слушают.

Уважай мнение других.

Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

Не бери всю инициативу на себя.

Не жди подсказки.

А как показать, если вы готовы к ответу? Какой нужно дать сигнал? (поднять руки)


II. Актуализация знаний.


Диктант да-+ нет_-

Я говорю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если – неверное, то минус.

Я утверждаю, что звуки речи есть только согласные.

Я уверена, что гласные звуки бывают ударные и безударные.

Я утверждаю, что согласные звуки делятся на твердые и мягкие, а также глухие и звонкие.

Я знаю, что твердые и мягкие звуки бывают парные и непарные.

Я уверена, что непарные мягкие звуки – это ч, щ, ш, й.

Я хорошо помню, что не обозначают звуков буквы ь и ъ.

Взаимопроверка Отмечают в оценочных листах

-,+,+,+,_,+,.

Молодцы!

а) На доске написан ряд букв : Е,Ё,Ю,Я,И,Ь. Прочитаем его.

Какое задание вы хотите предложить?

- Найдите лишнюю букву в данном ряду. ь – звука не имеет, И-обозначает 1 звук

б) Верно. Однако у этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Начнем с минутки чистописания. Найдите закономерность в записи на доске:

ь ьь ььь Сколько дальше напишем ь? (4)

Запишите в тетрадь до конца строки. Когда команда будет готова, дайте мне знать.

- Оцените свою работу. (Учащиеся подчёркивают понравившуюся букву и отмечают

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать 2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам..

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме. (С помощью мягкого знака.)

Есть ли другие способы? (гласные буквы.)

Назовите эти буквы. (е, ё, ю, я, и.)

- Ребята, посмотрите еще раз на доску. Так какое общее свойство есть у этих букв? (обозначают мягкость)

Сформулируйте тему урока.

Молодцы! Вы абсолютно правы, тема сегодняшнего урока: «Обозначение мягкости при помощи ь и букв гласных е, ё, ю, я

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

(Учиться определять, какими буквами обозначена мягкость согласных.)

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность, работу)

Молодцы!




Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


IV. Развитие умений – применение знания.






Вывод

Карточка белая Маленькая

Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их в тетради.

лес, юла, плот, мёд, нос, рыба, мяч, дорога, реки, пень, труд, яма, мел, люди

Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.


ВЗАИМОПРОВЕРКА

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, также мягким знаком (ь).

Твердость согласных звуков обозначается буквами

а, о, у, ы, э.




IV. Развитие умений – применение знания.


Работа в группах



Взаимопроверка





Обобщение





Карточка розового цвета

Прочитайте слова:

Честный, решение любить, зяблик

ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЁ ЗАДАНИЕ, ЗНАЯ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА

Подчеркивают мягкие согласные по одному слову каждый человек группы

Проверка Каждая группа озвучивает 1 слово

Так сколько способов обозначения мягкости согласных на письме? (два)

Мягкость обозначается:

Буквами гласных

Буквой ь

А сейчас передайте свою карточку партнеру по лицу на взаимопроверку.

Оцените работу партнера. По тому же признаку, что и в предыдущем задании.

Верните карточки друг другу.

Так сколько способов обозначения мягкости согласных на письме? (два)

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь.




Коммуникативные УУД



1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.










ФИЗМИНУТКА











Обобщение

Карточка голубого цвета

Ваше задание

Что общего у этих слов

Какое слово лишнее, по какому признаку?

Радость, роль, конь, соль, письмо..

- Объясните, какую роль выполняет Ь

- Молодцы! Займите свои места.

ПИСЬМО =Это тема следующего урока


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре


Самостоятельная работа










Самопроверка



Обобщение

Карточка желтого цвета

Сначала работает каждый самостоятельно, затем каждый ответ обсуждаете в команде.

Составьте словосочетания, соотнося слова по смыслу из первого столбика со словами второго столбика. Подчеркните мягкие согласные одной чертой.
Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных и подчеркните их двумя чертами.
Запишите в тетрадь готовые словосочетания и подчеркните нужные буквы. На работу даю пять минут.

клён синее
зима снежная
мята зелёный
море
душистая


Читают только словосочетания по одному.

Оцените свою работу

Итак, со всеми задачами на уроке справились.



Личностные результаты

1. Оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Рефлексия

?







Оценочный лист

- Каждому из вас волшебники оставили послание. Если вы внимательно сегодня слушали и выполняли задание, то вы его получите.

БУКВОТЕСТ (в каждом ряду обвести нужную букву)

Выберите букву, которая обозначает два звука – твердый и мягкий.

Выбери букву, которая обозначает твердость согласного звука.

Выберите букву, у которой звук согласный, непарный, мягкий.

Выберите букву, которую нужно вставить в слове К_РОВА.

Выберите букву, у которой звук согласный, парный по тв.-мягк., звон.-глух..

Выберите букву, которая обозначает звук Э.

Выберите букву, которая обозначает всегда твердый звук.

- Какое послание оставили волшебники

- Все ли пункты плана выполнили?

.- Что мы для этого делали?

- Посмотрите на лист оценивания Как бы вы оценили себя в конце урока по этой теме?


Оценивают результат деятельности, осуществляют рефлексию, работают индивидуально.

У Ь Ч М

О Я Ю Ь

Л И С Т О К

К О Р О В А

Д О М

Д Е Н Ь

Т П Ц Ф



Оценивают знания по теме.

МОЛОДЕЦ

Д/з







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации