Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Мягкий знак показатель мягкости»
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога Миннигалиева Наталия Аркадьевна Должность учитель начальных классов
Полное название ОО МБОУ «Ершовская средняя общеобразовательная школа» Камбарского района УР
Предмет русский язык Класс: 2Б Учебник (УМК, программа): «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык»
Тема урока: Мягкий знак показатель мягкости Тип урока : Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Оборудование: карточки, снежинки, ноутбуки, презентация, учебник, тетрадь, ручка, фломастер, зеленая паста
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: В классе обучается 6 человек, дети с ОВЗ. Учащиеся слышат учителя, но не все проявляют интерес к изучению предмета. Четверо обучающихся положительно относятся к учёбе, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Большая часть учащихся легко переключается с одного вида деятельности на другой, работоспособны, старательны, некоторые учащиеся малоактивны при фронтальной и самостоятельной работе, также у них присутствует неуверенность, тревожность. Учащиеся с трудом могут формулировать тему и цели урока. Стараются добросовестно выполнять задания. Ученики знают правила поведения на уроке, но не всегда могут контролировать себя. Могут встать и писать стоя, навалившись на стол.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | -научатся обозначать при письме мягкость согласных звуков на конце и в середине слова с помощью мягкого знака; -обозначать количества звуков и букв в словах с мягким знаком; | 4 ученика – средний (воспроизведение учащимися своими словами правил, понятий, обозначение при письме мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок). 2 ученик – низкий (не умение воспроизведения учащимися своими словами правил, понятий, самостоятельное нахождение и исправление ошибок. |
Регулятивные | -под руководством учителя находить место и причину затруднения; -под руководством учителя формулировать цель урока; -оценивать правильность выполнения действий на этапе самопроверки и взаимопроверки самостоятельной работы | 4 ученика – средний (совместные выполняемые под руководством учителя действия учащихся - умение находить и исправлять ошибки, понимание, выполнение задания, осуществление контроля и самооценки). 2 ученика – низкий (не понимание). |
Познавательные | -ориентироваться в учебнике, находя необходимую страницу; -использовать простые символические варианты обозначения звуков -проводить сравнение звуков по мягкости, твёрдости; обобщать и формулировать вывод. | 4 ученика – средний (совместные выполняемые под руководством учителя действия учащихся, умение учащихся применять знания при выполнении задания). 2 ученика – низкий (затруднения учащихся применять знания при выполнении задания) |
Коммуникативные | -слушать и понимать речь учителя, одноклассников; -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вести диалог, аргументировано отвечать. | 4 ученика – средний (совместные, выполняемые под руководством учителя, действия учащихся). 2 ученика – низкий (непонимание) |
Личностные | -проявлять интерес к новому содержанию; -уметь оценить собственную учебную деятельность. | 4 ученика – средний (совместные, выполняемые под руководством учителя, действия учащихся, понимание). 2 ученика – низкий (не понимание) |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия | ||
Мотивационно-целевой этап | Активизация внимания обучающихся, создание комфортной атмосферы для успешной работы | Диалог | Фронтальная | - Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность Встаньте ровно и красиво, Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно И скорей начнем урок. -Проверяет готовность к уроку. Проверьте все ли на столе в порядке, книжки, ручки и тетрадки? -Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Стук в дверь, звучит музыка, кружась входит зима и читает стихотворение). Светло-пушистая, снежинка белая, Какая чистая, какая смелая, Дорогой бурною легко проносится, Не в высь лазурную, на землю просится. Лежит пушистая, снежинка смелая Какая чистая, какая белая. -Долго в этом году мы ждали зиму. И вот засыпала она все кругом снегом, начала хозяйничать. Взмахнула рукавом и у вас на столах приземлились снежинки. | -Приветствуют учителя, выполняют действия предложенные учителем. -Проверяют готовность к уроку. -Работают в тетради. -Слушают Зиму. -Получают снежинки. | Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учению; представление о причинах успеха в учёбе. Р: саморегоуляция (самоконтроль готовности к уроку) К: слушать и понимать речь учителя; уважать одноклассников, проявлять интерес к содержанию обучения. | ||
Актуализация имеющихся знаний. Чистописание. | Диалог | Фронтальная | -Обращает внимание детей на снежинки. Снежинки бывают разные, обведите на снежинках узоры ручкой, начиная с точки. -Какая буква спрятана в узорах? -Просит прописать букву мягкий знак в воздухе, в тетради -Просит подчеркнуть три правильно написанные буквы. | -Обводят узоры-элементы. -ь -Прописывают. -подчеркивают. | Р:учёт выделенных ориентиров действий П:использование знаково-символических средств. К: выстраивать диалог с учителем. | |||
Ориентировочный этап | Побудить познавательный интерес к новой теме. | Диалог | Фронтальная | -Предлагает оказать помощь Зиме. Ребята, а Зима то не просто к нам пришла, она обратилась ко мне за помощью, а я ей посоветовала к вам обратиться. Послушаем ее. Друзья мои, я тоже ученица. Учитель мой, Дедушка Мороз. Учусь, как и вы, во 2 классе, изучаю русский язык, точно по такому же учебнику. Мой учитель отправился готовить подарки, ведь скоро Новый год. Он попросил меня и моих друзей самостоятельно изучить тему и выполнить задания, вот на этих карточках. А если хорошо поработаем, он пригласит нас на елку. | -Слушают Зиму. -Получают карточки со словами: коньки, пальто, снегирь, метель, декабрь, январь, февраль. | Л: развивать учебную активность; проявлять интерес к новому содержанию; Р: принимать учебную задачу; К: формировать умения и навыки сотрудничества, проявлять интерес к чужому мнению. | ||
Поисково-исследовательский этап | Организовать формулирование цели урока | Диалог | Фронтальная, индивидуальная | - Обращается к Зиме. Зима, а можно я буду вашей помощницей? - Обращает внимание детей на картинки. Ребята и Зимушка, снежинки опустились на слова, записанные на карточках. Что же они закрыли? Для чего он в этих словах? Запишите маркером ь в словах. Разделите карточки на две группы. А по какому признаку разделили? Для чего он необходим? Выделите маркером впереди стоящий звук. Какой он? Каким цветом мы его выделяем? Произнесите звук, который выделили. Определите количество букв и звуков в каждом слове. Почему букв меньше, чем звуков? Определите тему урока. Откройте учебник страницу 124. На какой вопрос мы должны ответить? | -Вступают в диалог с учителем. -Делят на 2 группы. -Выделяют мягкий звук. -Произносят звук. -Определяют количество букв и звуков. -Мягкий знак показатель мягкости. -Из учебника зачитывают вопрос. | Р:определять цели учебной деятельности; К: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вести диалог, уметь слушать и слышать друг друга, оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: определение количества звуков и букв в словах, сравнение при произношении. | ||
Физкультминутка | Снятие физического и интеллектуального напряжения. | | Фронтальная | - Предлагает учащемуся организовать и провести знакомую физминутку. Ты смотри, зима настала! | - Под руководством одного ученика дети выполняют упражнения. | Р: волевая саморегуляция. К: слушать и понимать речь, и выполнять требования одноклассников; управлять действиями одноклассников. | ||
Практический этап | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Упражнения | Фронтальная, индивидуальная | -Зачитывает загадки, по мере отгадывания предлагает выполнить задания. Зима, в каком порядке будем работать по карточкам? (Зима пожимает плечами). Я предлагаю разгадать загадки и будет та карточка с заданием, на которой отгадка. Согласны? 1 загадка. И мальчики, и девочки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, не хотят идти домой. Мы изящны и легки, мы фигурные … -Предлагает прочитать задание и выполнить его. Вставь пропущенный мягкий знак. Горят угол( )ки в угол( )ке печи. -Просит объяснить постановку ь и выделить звуки л, и л -Просит свериться с эталоном и оценить свою работу шаром. 2 загадка. Кто зимой метет и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель Это снежная … -Предлагает прочитать задание и выполнить его (Лернинг Апс, выделяют слова с ошибками). Исправь ошибки в карточке за ноутбуком. -Просит проверить работу. -Обращается к Зиме. (Когда, Зима, пишем ь? (дает неверный ответ) -Обращается к ребятам (Ребята, Зима права?) -Вручает новогодние игрушки за правильные работы. 3 загадка. Ты откуда, ты откуда прилетел к нам красногрудый? Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя? -Предлагает прочитать задание и выполнить его в тетради. Перепиши слова, исправь ошибки. Денки, речка, полза, мощный, ёлочка, писмо. -Просит проверить работу. -Просит объяснить, на какое правило допущены ошибки. -Обращается к Зиме (Зима, помогли тебе разобраться ребята в новой теме?) -Вручает новогодние игрушки за правильные работы. 4 загадка. Чтоб зимой пойти гулять, надо долго надевать Сапоги, носочки, варежки, платочки. А еще надену что? Да, конечно, же… -Предлагает прочитать задание и выполнить его в тетради. Спиши предложения, исправь ошибки. Малчики сколзят по лду на конках. Белочька скрылас в густом елнике. -Просит ребят проверить работу соседа и оценить шаром. | -Отгадывают загадки и выполняют задания. -Отгадывают загадку (коньки). -Читают задание. -Выполняют задание на карточке маркерами. -Объясняют постановку ь. -Проверяют работу, за правильно выполненное задание получают новогоднюю игрушку. -Отгадывают загадку (метель) -Читают задание. -Садятся за ноутбуки. -Проверяют работу, нажав «Проверьте решение» и получают за правильно выполненное задание новогоднюю игрушку. -Отгадывают загадку (снегирь) -Читают задание. -Пишут слова в тетради. -Проверяют работу. -Объясняют . -Получают игрушку. -Отгадывают загадку (пальто). -Работают в тетради. -Проверяют работу соседа по парте. -Получают игрушку. | Предметные: проговаривание при письме мягкости согласного звука, умение на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи мягкого знака. К: вести диалог, аргументированно отвечать, слушать товарищей. П:уметь ориентироваться в учебнике; использование знаково-символических средств. Р: принимать учебную задачу, соответствующую этапу самостоятельной работы; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие после его завершения. | ||
Домашнее задание | | Словесный | Фронтальная | -Обращается к Зиме (Зимушка, я думаю очень большую услугу оказали тебе мои ребята. Остались у тебя вопросы?) -Предлагает выполнить домашнее задание по последней карточке. -Обращается к Зиме (Зимушка, справишься?) Задание «Решить кроссворд» | -Получают домашнее задание. | | ||
| | | | |||||
Рефлексивно-оценочный этап | Осмысление процесса и результата деятельности | Диалог | Индивидуальная Фронтальная | - Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке. -Зима обращается к обучающимся. Ребята, я вам очень благодарна, очень надеюсь, что Дедушка Мороз пригласит меня и вас на елку. -Предлагает украсить елку (В каждом доме украшают елочку, давайте и мы украсим). Кто же у нас заработал больше всех шаров, покажите карточку с написанной цифрой. Посмотрите, это результат нашей работы. Она нарядная, готова к встрече Нового года. - Проводит беседу по вопросам рефлексивного характера на понимание темы и личной значимости данной темы. Ой, ребята, что-то я забыла, а за что вы получали шары? Задания по какой теме выполняли? Что он смягчает? За результаты вашей работы, вам и нашим гостям подарок Оценки получите, после проверки тетради, а твою тетрадь, Зимушка, проверит твой учитель. Спасибо за работу! | Показывают пригласительный билет от Деда Мороза и сообщают, что их уже пригласили. -Вывешивают на елку заработанные елочные игрушки. -Показывают, сколько заработали шаров. - Анализируют свою работу на уроке, отвечают на вопросы. -Получают подарок. | Р:констатировать необходимость продолжения действий. П: умение осознано строить речевое высказывание, осуществлять рефлексию. Л: самооценка на основе критерий успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Дата: 18 декабря 2019г Подпись педагога:______________Миннигалиева Н.А.
Самоанализа урока
Ф.И.О педагога Миннигалиева Наталия Аркадьевна Должность учитель начальных классов
Полное название ОО МБОУ «Ершовская средняя общеобразовательная школа» Камбарского района УР
Предмет русский язык Класс: 2Б Учебник (УМК, программа): «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» Тема урока: Мягкий знак показатель мягкости Тип урока : Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Этапы урока | Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учению. Р: саморегоуляция (самоконтроль готовности к уроку) К: слушать и понимать речь учителя; уважать одноклассников, проявлять интерес к содержанию обучения. | -научатся обозначать при письме мягкость согласных звуков на конце и в середине слова с помощью мягкого знака; -обозначать количества звуков и букв в словах с мягким знаком; | ЛУУД: Внимание. Уважение к окружающим. РУУД: Эмоциональный настрой на урок. КУУД: Владеть монологической и диалогической речью. | У некоторых учащихся может не оказаться учебных принадлежностей Не все дети настроились на урок, рассеянное внимание. | Оказать посильную помощь и взаимовыручку Игра на внимание «Нос, пол, потолок». Ободрение учителя. |
Ориентировочный этап | Л: развивать учебную активность; проявлять интерес к новому содержанию; Р: принимать учебную задачу; К: формировать умения и навыки сотрудничества, проявлять интерес к чужому мнению. | -развиваются навыки сотрудничества, научатся проявлять интерес к окружающим. | ЛУУД: Самоконтроль. РУУД: сохранять учебную задачу. КУУД: проявлять интерес к чужому мнению. | | |
Физкультминутка | К: слушать и понимать речь, и выполнять требования одноклассников; управлять действиями одноклассников. | Выполнение упражнений | ЛУУД: Снять напряжение и утомление на уроке. | Не все дети выполняют упражнения. | Добавить вспомогательные слова (имя не выполняющего ученика) и начать играть с ним. |
Поисково-исследовательский этап | Р:определять цели учебной деятельности; К: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вести диалог, уметь слушать и слышать друг друга, оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: определение количества звуков и букв в словах, сравнение при произношении | -ориентироваться в учебнике, находя необходимую страницу; -использовать простые символические варианты обозначения звуков -проводить сравнение звуков по мягкости, твёрдости; обобщать и формулировать вывод. | 2 уровень – планировать собственную деятельность, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. РУУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. ПУУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. КУУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. | Невозможность самостоятельного выполнения задания У учащихся затруднения с формулировкой вывода | Помощь учителя Наводящие вопросы |
Практический этап | Предметные: проговаривание при письме мягкости согласного звука, умение на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи мягкого знака. К: вести диалог, аргументированно отвечать, слушать товарищей. П:уметь ориентироваться в учебнике; использование знаково-символических средств. Р: принимать учебную задачу, соответствующую этапу самостоятельной работы; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие после его завершения. | -слушать и понимать речь учителя, одноклассников; -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вести диалог, аргументировано отвечать. | 2 уровень –самостоятельные и выполняемые под руководством учителя действия учащихся. ПУУД: 1. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. КУУД: 1.Формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. РУУД: Искать пути решения проблемы. | Ученик не понимает, что необходимо выполнить. Ученики при проверке допускают ошибки Нехватка времени на выполнение всех заданий | Повторное объяснение задания. Попросить перепроверить работу. Сокращение количества заданий или перевод письменных упражнений в устные |
Рефлексивно-оценочный этап | Р:констатировать необходимость продолжения действий. П:умение осознано строить речевое высказывание, осуществлять рефлексию. Л: самооценка на основе критерий успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | -проявлять интерес к новому содержанию; -уметь оценить собственную учебную деятельность. | Базовый уровень РУУД: Определяют степень успешности работы согласно критериям. ПУУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. ЛУУД: самооценка | Нехватка времени | Проведение рефлексии без письменного показа числа шаров. |