Урок русского языка. 2 класс
Тема: Правописание слов с парной согласной на конце
Цель: ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце;
Задачи:
- формировать умение подбирать проверочные слова, распознавать
орфограмму;
- развивать внимание и память, обогащать речь обучающихся;
- воспитывать любовь к русскому языку
Оборудование: фигурки сквозных персонажей, магнитная азбука, карточки с заданием для каждого ученика, рабочая тетрадь, учебник, зеленая и красная ручки у детей.
Ход урока.
I. Орг. момент
o Ребята, сегодня урок будет особенный. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретенных знаний.
o Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.
o За каждый правильный и четкий ответ я буду давать жетон. Постарайтесь собрать их побольше до конца урока.
II. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.
1. – Вот какую проблему нам предстоит решить:
В нашем русском языке
“Ходят парами” бэ-пэ
вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
А расскажем всему свету?
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.
2. Работа с магнитной азбукой (парные согласные)
А вот и “хитрые подружки” из магнитной азбуки. Расставьте их парами.
Чем похожи все эти буквы? (Согласные)
На какие две группы можно их разбить? (Звонкие и глухие) Молодцы!
III. Чистописание.
1. Подготовим руку к письму. (Физ. минутка) – Запишите число, классная работа.
2. В чистописанье буквы
“Хитрые, опасные”
Постарайтесь-ка запомнить
Парные согласные.
б/п в/ф г/к д/т ж/ш з/с (Запись на доске)
§ Называем буквы.
§ Произносим звуки.
§ Пропишите буквы по образцу в тетрадях.
IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Прежде, чем вы начнете писать слова под мою диктовку, послушайте совет:
Смотреть в тетрадь соседа,
Считаю, смысла нет.
Ведь нет у вас уверенности,
Знает ли сосед.
Пишите слова в столбик с маленькой буквы.
Зуб, клюв, слон, дом слог, сад, уж, груз.
- Что происходит с непарными согласными в конце слова при произношении? (Произношение и написание совпадает (слон, дом.)
- Что происходит с парными согласными? (Произношение не совпадает с написанием (са[т], зу[п])
Какую орфограмму надо подчеркнуть? (Парный согласный на конце слова.)
V. Формулирование темы урока.
- Кто сформулирует тему урока?
Сегодня на уроке мы будем учиться проверять обозначение на письме парных согласных в конце слова.
Физ./минутка. Встаньте, надо мозг “включать”,
“Носик-ушко” показать.
Ускоряем мы движенье.
Показали направленье.
Потянулись, улыбнулись,
Тихо на урок вернулись.
( Сквозные персонажи последовательно прикрепляю к доске магнитами).
Петя Зайцев и Вова Колесников тоже писали под мою диктовку. Вам интересно узнать, как они справились с работой?
Откроем первое слово.
Петя Вова - зуб зуп
Подумайте, кто из них правильно написал парную согласную на конце? У кого другое мнение?
А какую букву написали вы? Кто написал другую букву?
VI. Ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце.
Чтоб узнать нам кто прав, а кто нет,
В ходе рассуждений получим ответ.
1. Слово мы произнесем, c буквой звук соотнесем.
Какой звук слышен в конце слова зуб? ([п]) обозначим
Он звонкий или глухой? (Глухой)
o Соответствует написанной букве? (Нет)
o Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции. Надо сделать его сильным!
2. Будем слово изменять и согласный проверять.
o Какое слово подобрали? (Зубы). Запишем.
o Теперь какой звук слышим? ([б])
o Он звонкий или глухой? (Звонкий).
o Соответствует звук букве? (Да).
o Подчеркните согласную и следующую за ней гласную буквы. (Зубы). Она поставила согласный звук в сильную позицию.
3. - Подберите другое проверочное слово. (Зубок).
o В какой позиции звук в этом слове? (В сильной).
o Проверьте свою запись с образцом на доске.
зуб - зубы – зубок
10. Теперь вы можете ответить на вопрос – Кто правильно написал слово? Исправьте ошибку у Вовы. А у вас правильно?
o Ребята, а ведь вы сейчас составили образец проверки слов с парной согласной на конце.
- Трудно было это сделать?
VII. Овладение алгоритмом действий.
1. - Хотите узнать, чем занималась на уроке Катя Персикова? (фигурка крепится к доске).
- Она не только грамотно написала слова диктанта, но и следила за ходом наших рассуждений и записывала ключевые, главные слова – наши действия. Вспомним их порядок – алгоритм. (Алгоритм крепим к доске).
Алгоритм
Сравни Что сравнили? (Зуб и зубок).
Измени Что изменяли? (Форму слова).
Подбери Что подбирали? (Однокоренное слово).
Подчеркни Что подчеркивали? (Орфограмму).
2. - В русском языке встречаются слова, к которым трудно подобрать несколько проверочных слов.
Я в помощь вам даю подмогу.
И дальше в путь, друзья, в дорогу!
Подмога
Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).
Много (изменить количество и станет много).
Нет (добавить “нет” - изменить форму слова).
Какой? (это слово будет называть – признак).
Что делать? (задай вопрос, и слово будет работать).
3. - Используйте алгоритм и “подмогу” при проверке слов парной согласной на конце. Продолжим проверять слова.[ф] в клюв клювы клювик клюф
[к] г слог слоги слоговой слок
4. – Кто понял, как проверять парный согласный на конце слова? Молодцы! Выполняйте работу самостоятельно. Если не уверены в своих силах, продолжайте работу с нами.
[т] д сад сады садовый сат
[ш] ж уж ужи ужак уш
[с] з груз грузы грузить грус
o А теперь обобщим нашу работу.
2. Для чего нужно знать парные согласные?
3. Что нужно делать, чтобы грамотно писать парные согласные на конце слова?
Прочитаем правило в учебнике (с. 114).
VII. Закрепление полученных знаний и умений. Работа по учебнику
VIII. Итог урока
1. Чему учились? Чему научились? Для чего это нужно знать?
2. Что на уроке понравилось больше всего?
3. Выставление оценок.
o Кто набрал 4 и более жетонов? Вы получаете за работу “пять”.
o Кто набрал 3 жетона? Ваша оценка “четыре”.
o Все были молодцы!
1. Д/задание: выписать из книги для чтения 3 слова с парной согласной на конце, проверить по алгоритму.
- Урок окончен!