12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина165
Россия, Брянская обл., город Клинцы
Материал размещён в группе «ФГОС НОО»
0

Правописание слов с парной согласной на конце

Урок русского языка. 2 класс

Тема: Правописание слов с парной согласной на конце

Цель: ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце;

Задачи:

- формировать умение подбирать проверочные слова, распознавать

   орфограмму;

- развивать внимание и память, обогащать речь обучающихся;

- воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование: фигурки сквозных персонажей, магнитная азбука, карточки с заданием для каждого ученика, рабочая тетрадь, учебник, зеленая и красная ручки у детей.

Ход урока.

I. Орг. момент

             o     Ребята, сегодня урок будет особенный. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретенных знаний.

             o     Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.

             o     За каждый правильный и четкий ответ я буду давать жетон. Постарайтесь собрать их побольше до конца урока.

II. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.

1.     – Вот какую проблему нам предстоит решить:

В нашем русском языке
“Ходят парами” бэ-пэ
вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
А расскажем всему свету?
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.

2.     Работа с магнитной азбукой (парные согласные)

А вот и “хитрые подружки” из магнитной азбуки. Расставьте их парами.

Чем похожи все эти буквы? (Согласные)

На какие две группы можно их разбить? (Звонкие и глухие) Молодцы!

III. Чистописание.

1.     Подготовим руку к письму. (Физ. минутка) – Запишите число, классная работа.

2.     В чистописанье буквы

“Хитрые, опасные”
Постарайтесь-ка запомнить
Парные согласные.

б/п в/ф г/к д/т ж/ш з/с (Запись на доске)

§  Называем буквы.

§  Произносим звуки.

§  Пропишите буквы по образцу в тетрадях.

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Прежде, чем вы начнете писать слова под мою диктовку, послушайте совет:

Смотреть в тетрадь соседа,
Считаю, смысла нет.
Ведь нет у вас уверенности,
Знает ли сосед.

Пишите слова в столбик с маленькой буквы.

Зуб, клюв, слон, дом слог, сад, уж, груз.

-  Что происходит с непарными согласными в конце слова при произношении? (Произношение и написание совпадает (слон, дом.)

 -  Что происходит с парными согласными? (Произношение не совпадает с написанием (са[т], зу[п])

Какую орфограмму надо подчеркнуть? (Парный согласный на конце слова.)

V. Формулирование темы урока.

 -  Кто сформулирует тему урока?

Сегодня на уроке мы будем учиться проверять обозначение на письме парных согласных в конце слова.

Физ./минутка. Встаньте, надо мозг “включать”,

“Носик-ушко” показать.
Ускоряем мы движенье.
Показали направленье.
Потянулись, улыбнулись,
Тихо на урок вернулись.

( Сквозные персонажи последовательно прикрепляю к доске магнитами).

Петя Зайцев и Вова Колесников тоже писали под мою диктовку. Вам интересно узнать, как они справились с работой?

Откроем первое слово.

Петя Вова - зуб зуп

Подумайте, кто из них правильно написал парную согласную на конце? У кого другое мнение?

А какую букву написали вы? Кто написал другую букву?

VI. Ознакомление с проверкой слов с парной согласной на конце.

Чтоб узнать нам кто прав, а кто нет,

В ходе рассуждений получим ответ.

1. Слово мы произнесем, c буквой звук соотнесем.

Какой звук слышен в конце слова зуб? ([п]) обозначим

Он звонкий или глухой? (Глухой)

o    Соответствует написанной букве? (Нет)

o    Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции. Надо сделать его сильным!

2. Будем слово изменять и согласный проверять.

o    Какое слово подобрали? (Зубы). Запишем.

o    Теперь какой звук слышим? ([б])

o    Он звонкий или глухой? (Звонкий).

o    Соответствует звук букве? (Да).

o    Подчеркните согласную и следующую за ней гласную буквы. (Зубы). Она поставила согласный звук в сильную позицию.

3. - Подберите другое проверочное слово. (Зубок).

o    В какой позиции звук в этом слове? (В сильной).

o    Проверьте свою запись с образцом на доске.

зуб - зубы – зубок

10.           Теперь вы можете ответить на вопрос – Кто правильно написал слово? Исправьте ошибку у Вовы. А у вас правильно?

o    Ребята, а ведь вы сейчас составили образец проверки слов с парной согласной на конце.

- Трудно было это сделать?

VII. Овладение алгоритмом действий.

1. - Хотите узнать, чем занималась на уроке Катя Персикова? (фигурка крепится к доске).

- Она не только грамотно написала слова диктанта, но и следила за ходом наших рассуждений и записывала ключевые, главные слова – наши действия. Вспомним их порядок – алгоритм. (Алгоритм крепим к доске).

Алгоритм

Сравни Что сравнили? (Зуб и зубок).

Измени Что изменяли? (Форму слова).

Подбери Что подбирали? (Однокоренное слово).

Подчеркни Что подчеркивали? (Орфограмму).

2. - В русском языке встречаются слова, к которым трудно подобрать несколько проверочных слов.

Я в помощь вам даю подмогу.

И дальше в путь, друзья, в дорогу!

Подмога

Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).

Много (изменить количество и станет много).

Нет (добавить “нет” - изменить форму слова).

Какой? (это слово будет называть – признак).

Что делать? (задай вопрос, и слово будет работать).

3. - Используйте алгоритм и “подмогу” при проверке слов парной согласной на конце. Продолжим проверять слова.[ф] в клюв клювы клювик клюф

[к] г  слог слоги слоговой слок

4. – Кто понял, как проверять парный согласный на конце слова? Молодцы! Выполняйте работу самостоятельно. Если не уверены в своих силах, продолжайте работу с нами.

[т] д сад сады садовый сат

[ш] ж  уж ужи ужак уш

[с] з груз грузы грузить грус

o    А теперь обобщим нашу работу.

2.     Для чего нужно знать парные согласные?

3.     Что нужно делать, чтобы грамотно писать парные согласные на конце слова?

Прочитаем правило в учебнике (с. 114).

VII. Закрепление полученных знаний и умений. Работа по учебнику

VIII. Итог урока

1.     Чему учились? Чему научились? Для чего это нужно знать?

2.     Что на уроке понравилось больше всего?

3.     Выставление оценок.

o    Кто набрал 4 и более жетонов? Вы получаете за работу “пять”.

o    Кто набрал 3 жетона? Ваша оценка “четыре”.

o    Все были молодцы!

1.     Д/задание: выписать из книги для чтения 3 слова с парной согласной на конце, проверить по алгоритму.

- Урок окончен!

Опубликовано в группе «ФГОС НОО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.