Мягкий лэпбук «Нейропсихологические игры и упражнения как средство развития речи дошкольников»
Паспорт дидактического пособия.
Мягкийлэпбук «Нейропсихологические игры и упражнения как средство развития речи дошкольников».
Автор: учитель-логопед Тихонова Наталья Ивановна, МКДОУ д/с №333, Центрального округа.
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная категория: 4-5 лет.
Актуальность:
Доказано, что трудности переработки кинестетической информации приводят к недостаточности тонкой моторики (кисти, пальцев рук) и соответственно к трудностям на письме. Для глубокой кинестетической чувствительности хорошо заниматься развитием мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь положительно сказывается на становлении детской речи. А также, развития тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Кинестетические игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию почувствовать ритм и одновременно с этим развивать речь ребёнка. Мозг ребёнка осваивает огромный объём информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем её полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребёнка, а особенно от движений пальцев рук (то есть от тонкой, мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются кинестетическими упражнениями, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются от стресса.
В нашем детском саду дети с нарушениями речи начинают заниматься с учителем-логопедом уже со среднего возраста. Мягкая книжка стала просто необходимой в работе с речевыми детьми средней группы, как для развития мелкой моторики детей, так и для индивидуальной работы по развитию речи. При помощи мягкоголэпбука легко заинтересовать детей, решать веселые задачки на внимание и сообразительность, развивать речь. Учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки, и обыгрывать их.
Цель:совершенствование у детей основы речевой моторики на базе кинестетических игр посредством нетрадиционных методов развития.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять детей в словообразовании, словоизменении;
- развивать связную речь детей;
- развивать психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление)
- воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Содержание лэпбука«Играем пальчиками - развиваем речь»
«Кто/что? Что делает? Какой?» Цель: развивать связную речь, через обогащение словарного запаса глаголами, прилагательными. Ход игры: Первый игрок находит на игровом поле бабочку, передвигает её по ниточке Второй игрок находит на игровом поле следующее насекомое и объясняет как оно передвигается. Затем дети находят на игровом поле кто скачет, а кто летает и т.д. | |
«Шнуровка» Цель: развить мелкую моторику рук,научить ребенка шнурки вставлять в отверстия. Задачи: Развитие речевой активности, внимания; Развитие тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, Воспитание целеустремленности; | |
« Один – много» Цель: Образование множественного числа существительных в родительном падеже; Развитие логического и творческого мышления детей; Развитие мелкой моторики рук. « Счёт предметов» Цель: Согласование имени существительного с числительными. « Мой, мая, мои» Цель: Согласование имени существительногос местоимениями. Ход игры: Необходимо рассказать малышам, где растут яблоки, сосчитать их. Спросить встречали ли они пчёлок в живой природе, найти их на игровом поле. Сосчитать. Предложить детям сосчитать вишенки.найти на игровом поле кошечек, сосчитать их. Затем собрать все запасы в корзинку. Для этого детки должны собрать яблоки в корзину. | |
«Что изменилось» Цель: развитие зрительной памяти детей. Правила игры. Перед ребенком выкладываются 4-5 карточек, он из запоминает и отворачивается. Задача взрослого (другого ребенка) произвести изменения. Это могут быть следующие задания: - изменить последовательность картинок (поменять местами 2 карточки), - заменить одну из них на другую из того же набора, - убрать одну из картинок. Первый игрок должен угадать, что изменилось. Игру можно усложнить, увеличив число объектов для запоминания. « Сосчитай-ка» Цель: Согласование имени существительного с числительными. | |
«Застегивание-расстегивание пуговиц» Цель: Формирование мелкой моторики рук. Задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости. | |
«Какие бывают фигуры». Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, Слоники приносят фигуры. Ход игры: Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. | |
«Расскажем про домик в деревне». Цель. Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам. |
|
«Где растет?» Цель:расширять словарный запас за счёт употребления обобщающих слов; учить детей группировать овощи и ягоды. « Один – много» Цель: Образование множественного числа существительных в родительном падеже; Развитие логического и творческого мышления детей; Развитие мелкой моторики рук. | |