План работы воспитателя по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников»

4
0
Материал опубликован 28 August 2019 в группе

План самообразования    на тему

« Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников»

на 2019-2022уч.год

 

 

Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи:

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать   мелкую моторику через пальчиковые игры;

– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

 

Актуальность:

Проводя занятия, общаясь с детьми   обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития  речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно,  специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой  зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль  прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач  Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки,  мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

       
 Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?


  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

§  Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

§  Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

§  Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

§  Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

§  Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

§  Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

§  Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:

o   нахождение заданных предметов,

o   угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

 

План работы на 2019-2020год

Сроки реализации

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

1.   1.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.

2.   2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.

3.   3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4.   4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006.

5.   5. Железнова Е. Пальчиковые игры.

6.   6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.

7.   7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007.

8. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

 

 

 Изучение методической литературы

Октябрь

1.«Зачем нужны пальчиковые игры»

 

Консультация для родителей

Ноябрь

1.«Спрячь в ладошки», «Солнышко светит»

 

Пальчиковые игры

Декабрь

1.«Использование    пальчиковых игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников»

 

 

Доклад

Январь

1.«Умелые пальчики»

 

Занятие с детьми

Февраль

 

1.«Развиваем пальчики, улучшаем речь»

 

Консультация для воспитателей

Март

1.«Пальчиковая гимнастика»

 

Картотека

Апрель

1.«Наши   пальчики»

 

  Занятие с детьми

Май

Отчет о проделанной работе 

 

Итоговый отчет 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.