План работы воспитателя по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников»
План самообразования на тему
« Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи дошкольников»
на 2019-2022уч.год
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Задачи:
– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Актуальность:
Проводя занятия, общаясь с детьми обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».
Значение развития тонкой
моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные
движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания,
глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием
речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной
речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной
точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда
ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается
согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных
(сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под
влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые
стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в
руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их
функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и
сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и
т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и
– особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано,
что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,
систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным
средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается
пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
§ Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
§ Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
§ Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
§ Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
§ Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
§ Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
§ Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
o нахождение заданных предметов,
o угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
План работы на 2019-2020год
Сроки реализации |
Содержание работы |
Практический выход |
Сентябрь |
1. 1.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006. 2. 2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. 3. 3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 4. 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006. 5. 5. Железнова Е. Пальчиковые игры. 6. 6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973. 7. 7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007. 8. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
|
Изучение методической литературы |
Октябрь |
1.«Зачем нужны пальчиковые игры»
|
Консультация для родителей |
Ноябрь |
1.«Спрячь в ладошки», «Солнышко светит»
|
Пальчиковые игры |
Декабрь |
1.«Использование пальчиковых игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников»
|
Доклад |
Январь |
1.«Умелые пальчики»
|
Занятие с детьми |
Февраль |
1.«Развиваем пальчики, улучшаем речь»
|
Консультация для воспитателей |
Март |
1.«Пальчиковая гимнастика»
|
Картотека |
Апрель |
1.«Наши пальчики»
|
Занятие с детьми |
Май |
Отчет о проделанной работе
|
Итоговый отчет |