12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хвойнова Наталья Михайловна56
Педагогический стаж с 1976 года, работаю в Гимназии №1 Ангарска
Россия, Иркутская обл., Ангарск
0

Урок «Н. А. Островский «Почему гибнет Снегурочка?» в 8 классе по программе Г. С. Меркина»

8 класс

Н. А. Островский «Снегурочка»

Почему гибнет Снегурочка?

( урок литературы по технологии критического мышления по программе Г. С. Меркина)

Образовательная цель урока: обеспечить понимание обобщённо-символического плана произведения для выяснения позиции автора;

Развивающая цель: анализировать имеющуюся в тексте информацию для подтверждения своих позиций;

Воспитательная цель: уметь выразить читательские впечатления, подбирать аргументы, логично и грамотно строить доказательства своих мыслей.

Задачи:

Поиск информации по проблеме в тексте.

Понимание авторской позиции.

Умение определить значение символа в произведении. Определение собственной читательской позиции.

На доске написан алгоритм решения проблемы по технологии критического мышления.

Какой информацией снабдил нас автор?

Что ещё мы знаем, что помогло бы решить эту проблему?

Каковы три главных способа решения проблемы.

Каков наилучший способ? Почему?

Беседа.

Для того чтобы решить нашу проблему: почему гибнет Снегурочка, давайте воспользуемся алгоритмом решения проблемы и скажем, какой информацией снабдил нас автор.

Мороз: …будто Солнце сбирается сгубить Снегурку…;

…Ярило сожжёт, испепелит, растопит…;

Она дитя Весны и Мороза.

Что же хочет больше всего Снегурочка?

-О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей.

Что же мы знаем о любви, что помогло бы решить эту проблему? Давайте посмотрим, какова любовь в произведении?

Мороз и Весна. Родители.

– …В неволе я у старого…; …Безумный и злой старик!..; …С чего взяла, чтоб я такой вертушке поверил дочь?..

Ребята делают вывод о том, что их отношения нельзя назвать любовью в высоком смысле, в таком, каком хочет любить Снегурочка.

Бобыль и Бобылиха. Названые родители.

– …Полюбится, на грех, бедняк, и майся Всю жизнь, как я с Бакулой Бобылём.

– …Присматривай, который побогаче…; Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте Моим стыдом.

И эти отношения нельзя назвать чистыми и бескорыстными. Для них любовь – товар, который нужно продать подороже.

Бермята и Прекрасная Елена. Боярин и его жена.

– …прекрасную супругу

Не в первый раз в чужих объятьях вижу.

Пойдём со мной! В лесу ночной порою

И встретит кто, так всё ж пристойней с мужем

Бродить тебе, чем с Лелем.

И это не те идеальные отношения, к которым стремится Снегурочка.

Мизгирь и Снегурочка. Влюблённый человек.

– Смотри, колена клонит

Перед девчонкой гордый человек.

– …за горечь униженья

Заплатишь ты.

– Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,

А мне любовь отдай.

– О! Если Лель… так прежде

Возьмёт Мизгирь, что хочет взять пастух.

– Спасать тебя? Любовь твоя – спасенье

Изгнаннику.

– Покорными сердцами

Привыкала ты владеть, привыкла тешить

Угодами обычай прихотливый.

Но сердцем я не мальчик – и любить,

И приказать умею: оставайся!

– Снегурочка, обманщица, живи,

Люби меня!

Мизгирь любит только себя, он не слышит свою возлюбленную, не понимает её.

Купава и Мизгирь. Влюблённые.

– В его дому, в большом посаде царском,

На всём виду, богатою хозяйкой

Забарствую.

– И для любви погасшей

Возврата нет, Купава.

– Влюблённому всего дороже скромность

И робкая оглядка у девицы…

А ты меня любила без оглядки,

Обеими руками обнимала

И весело глядела.

В этих отношениях нет высокого, нет настоящего чувства.

Снегурочка и Лель. Влюблённые.

– Лель не любит

Скучать со мной, ему веселья нужно,

Горячих ласк, а я стыдлива.

– Когда сама заплачешь,

Узнаешь ты, о чём и люди плачут.

– Снегурочка, подслушивай почаще

Горячие Купавы речи! Время

Узнать тебе, как сердце говорит,

Когда оно любовью загорится.

Учись у ней любить и знай, что Лелю

Не детская любовь нужна. Прощай!

Таким образом, Лель не будет ждать Снегурочку из леса с даром Весны. Он её не любит.

Лель и Купава. Влюблённые.

Голубчик сизокрылый,

Тепло моё сердечко, благодарной

Навек тебе останусь; ты от сраму,

От жгучих игл насмешки и покоров

Купаве спас девичью гордость.

– Радость

Души моей, Купава, сиротинка

Свою гульбу-свободу отгулял.

Победная головка докачалась

До милых рук, долюбовались очи

До милых глаз, домаялось сердечко

До милого приюта.

В этих отношениях самым главным является чувство благодарности. Купава сравнивает себя с собачкой, которая готова исполнять малейшую прихоть своего хозяина.

Царь. Власть.

– Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье,

Холодная Снегурочка погибла.

Никто не сожалеет о гибели Снегурочки.

Каковы же основные способы решения нашей проблемы, почему гибнет Снегурочка, вы видите?

Ребята выдвигают свои гипотезы:

- она дочь Мороза и Весны, поэтому тает под лучами Ярилы;

- она жертва людей Яриле;

- она устремлена к идеалу, а его в земном мире берендеев нет.

4. Какая версия наилучшая?

Счастье для Снегурочки – найти себя в мире людей. Она – дитя природы, наделённая человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой. Она хочет найти гармонию в мире людей.

5.Рефлексия

Учитель:

– А сейчас напишите синквейны на тему пьесы и сравните их со своими первыми, которые вы составляли перед началом изучения сказки. Что изменилось?

Дома: составить синквейны по теме урока.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.