12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»

Литература

«Общая информация о применении»

КУЧУМОВА Ирина Викторовна, Литература ,8 класс, МОУ «Вильвенская СОШ»

Программа по литературе для общеобразовательной школы. Учебник «Литература. 8 класс.»В.Коровиной.

Раздел М. Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».

«Используемые психолого-педагогические авторские приемы»:

  1. Учащиеся сами выбирают первую учебную цель (начало индивидуальной образовательной траектории)-один из трёх модулей(см Рис№1). Необходимо выполнить все три модуля в любом порядке, внутри модуля учащиеся выбирают и выполняют в любом порядке три образовательных продукта(см.рис№2).

    Учащимся сообщаются: ход работы, формы и сроки промежуточного и итогового контроля по данной теме.

    Учащиеся сами выбирают информационные источники из числа предложенных: учебник, справочники, ЦОРы, Интернет

3.Изучаемые фундаментальные законы и понятия учебного предмета, общепредметные учебные умения , навыки и способы деятельности: литературный анализ произведения: тема, сюжет ,художественные средства ,основная мысль ,которую хотел сказать автор. Описание героев: внешность, характер и пр. Знакомство с жанрами. Эмоциональное восприятие художественного текста. Развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы.

Рис№1

МОДУЛЬ№1 «Сюжетные линии поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

 

Рис№2 МОДУЛЬ№1 «Сюжетные линии поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Образовательные продукты модуля выбираются в любом порядке, но должны быть выполнены все.

Образовательный продукт№1 . «Сюжетная линия - Мцыри в монастыре.»

Приведи три (можно больше) наиболее впечатляющие ,на твой взгляд, сцены сюжетной линии «Мцыри в монастыре»

Укрась каждую сцену примерами художественных средств, примененных автором(эпитеты, сравнения ,метафоры и пр.)

Найди строки из поэмы, которые определяют отношение Мцыри к жизни в монастыре

Найди строки из поэмы, которые определяют завязку к сюжетной линии

«Мцыри в монастыре»

Найди строки из поэмы, которые определяют кульминацию к сюжетной линии «Мцыри в монастыре»

Найди строки из поэмы, которые определяют развязку к сюжетной линии

«Мцыри в монастыре»

Почему Мцыри называет монастырь тюрьмой?

1.

2.

3.

           

Образовательный продукт№2 . «Сюжетная линия –Мцыри на воле»

Приведи три (можно больше) наиболее важные, на твой взгляд, сцены сюжетной линии «Мцыри на воле»

Укрась каждую сцену примерами художественных средств, примененных автором(эпитеты, сравнения, метафоры и пр.)

Что поразило Мцыри за стенами монастыря и вызвало подъём его душевных сил?

Найди строки из поэмы, которые определяют завязку к сюжетной линии «Мцыри на воле»

Найди строки из поэмы, которые определяют кульминацию к сюжетной линии

«Мцыри на воле»

Найди строки из поэмы, которые определяют развязку к сюжетной линии

«Мцыри на воле»

Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

1.

2.

3.

           

Образовательный продукт №3. «Сюжетная линия – Предсмертное завещание Мцыри»

Приведи строки, раскрывающие предсмртные желания Мцыри и подчёркивающие цельность его натуры.

Какие художественные средства (эпитет, метафора, сравнение) использует при этом автор?

Найди строки из поэмы, отвечающие на вопрос: О чём жалеет в предсмертном завещании Мцыри?

Что означает его предсмертный бред и песня рыбки?

Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

 

Какие чувства ты испытываешь знакомясь с этим сюжетом поэмы?

             

МОДУЛЬ№2 «Образ Мцыри в поэме».

Образовательные продукты модуля выбираются в любом порядке, но должны быть выполнены все.

Образовательный продукт№1 «Героическая сила духа – определяющая черта образа Мцыри»

Перечислите черты, свойственные характеру Мцыри

Раскройте каждую черту строками из поэмы

Какие эпизоды поэмы, раскрывающие героический характер Мцыри, Вам запомнились больше всего

1.

2.

3.

   

Образовательный продукт№2 . «Мцыри – свободолюбивая личность»

1. Построить кластер с ключевым словом «свобода»

КЛАСТЕР.Кластер-(англ.cluster-гроздь)-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

Посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» текста.

Вокруг «накидать» слова или предложения,выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы(«планета» и ее «спутники»).

Эти слова или предложения соединить прямыми линиями с «сердцем» текста. У каждого из «спутников» , в свою очередь, тоже появятся «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается гроздь.

2. Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

Образовательный продукт№3 . «Оценка образа Мцыри В. Г. Белинским».

Перечислите черты, по словам В.Г.Белинского характеризующие Мцыри

На основании текста поэмы подтвердите их справедливость

Чем, по словам В.Г.Белинского, Мцыри близок самому поэту?

Каким стихотворным размером, по словам В.Г.Белинского написана Поэма? С чем В.Г.Белинский сравнивает этот стихотворный размер?

1.

2.

3.

     

МОДУЛЬ№3 «Современное прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Образовательный продукт№1 . «Современное звучание поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Чем вам близок образ Мцыри?

Назовите проблемы, поднятые автором и близкие нынешнему поколению.

Кто из современных героев книг или кинофильмов, на ваш взгляд, близок по духу Мцыри?

Какие картины природы, нарисованные Лермонтовым в поэме, наиболее близки тебе по духу?

Какое слово повторяется в поэме чаще других (около 15 раз)? Что значит это слово в твоём понимании?

         

Образовательный продукт№2 . «Образ Кавказа в поэме.»

Каким воспринимает Кавказ М,Ю,Лермонтов?

На основании текста подтверди своё мнение

Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри?

Сравните эпизоды поединка юноши с тигром в народной грузинской песне и Мцыри с барсом в поэме М,Ю,Лермонтова. В чём новаторство М,Ю,Лермонтова?

В каких произведениях русской и современной литературы поднимается тема Кавказа?

         

Образовательный продукт №3. «Моё понимание образа Мцыри».

Нарисуй рисунок-ассоциацию «Моё понимание образа Мцыри». Прокомментируй выбранный цвет, отдельные детали и образ вцелом.

Самоконтроль «Пересказать поэму ,используя наиболее красивые поэтические строки, не нарушив сюжета поэмы»

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 20.06.23 в 14:07 0Ответить Пожаловаться
Ирина Викторовна, спасибо! Мне понравился Ваш урок с применением модульной технологии.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.