Урок литературы в 8 классе на тему «Изучаем поэму М.Ю. Лермонтова "Мцыри"»
Литература
«Общая информация о применении»
КУЧУМОВА Ирина Викторовна, Литература ,8 класс, МОУ «Вильвенская СОШ»
Программа по литературе для общеобразовательной школы. Учебник «Литература. 8 класс.»В.Коровиной.
Раздел М. Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».
«Используемые психолого-педагогические авторские приемы»:
-
Учащиеся сами выбирают первую учебную цель (начало индивидуальной образовательной траектории)-один из трёх модулей(см Рис№1). Необходимо выполнить все три модуля в любом порядке, внутри модуля учащиеся выбирают и выполняют в любом порядке три образовательных продукта(см.рис№2).
Учащимся сообщаются: ход работы, формы и сроки промежуточного и итогового контроля по данной теме.
Учащиеся сами выбирают информационные источники из числа предложенных: учебник, справочники, ЦОРы, Интернет
3.Изучаемые фундаментальные законы и понятия учебного предмета, общепредметные учебные умения , навыки и способы деятельности: литературный анализ произведения: тема, сюжет ,художественные средства ,основная мысль ,которую хотел сказать автор. Описание героев: внешность, характер и пр. Знакомство с жанрами. Эмоциональное восприятие художественного текста. Развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы.
Рис№1
МОДУЛЬ№1 «Сюжетные линии поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Рис№2 МОДУЛЬ№1 «Сюжетные линии поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Образовательные продукты модуля выбираются в любом порядке, но должны быть выполнены все.
Образовательный продукт№1 . «Сюжетная линия - Мцыри в монастыре.»
Приведи три (можно больше) наиболее впечатляющие ,на твой взгляд, сцены сюжетной линии «Мцыри в монастыре» |
Укрась каждую сцену примерами художественных средств, примененных автором(эпитеты, сравнения ,метафоры и пр.) |
Найди строки из поэмы, которые определяют отношение Мцыри к жизни в монастыре |
Найди строки из поэмы, которые определяют завязку к сюжетной линии «Мцыри в монастыре» |
Найди строки из поэмы, которые определяют кульминацию к сюжетной линии «Мцыри в монастыре» |
Найди строки из поэмы, которые определяют развязку к сюжетной линии «Мцыри в монастыре» |
Почему Мцыри называет монастырь тюрьмой? |
1. 2. 3. |
Образовательный продукт№2 . «Сюжетная линия –Мцыри на воле»
Приведи три (можно больше) наиболее важные, на твой взгляд, сцены сюжетной линии «Мцыри на воле» |
Укрась каждую сцену примерами художественных средств, примененных автором(эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) |
Что поразило Мцыри за стенами монастыря и вызвало подъём его душевных сил? |
Найди строки из поэмы, которые определяют завязку к сюжетной линии «Мцыри на воле» |
Найди строки из поэмы, которые определяют кульминацию к сюжетной линии «Мцыри на воле» |
Найди строки из поэмы, которые определяют развязку к сюжетной линии «Мцыри на воле» |
Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности? |
1. 2. 3. |
Образовательный продукт №3. «Сюжетная линия – Предсмертное завещание Мцыри»
Приведи строки, раскрывающие предсмртные желания Мцыри и подчёркивающие цельность его натуры. |
Какие художественные средства (эпитет, метафора, сравнение) использует при этом автор? |
Найди строки из поэмы, отвечающие на вопрос: О чём жалеет в предсмертном завещании Мцыри? |
Что означает его предсмертный бред и песня рыбки? |
Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри? |
Какие чувства ты испытываешь знакомясь с этим сюжетом поэмы? |
|
МОДУЛЬ№2 «Образ Мцыри в поэме».
Образовательные продукты модуля выбираются в любом порядке, но должны быть выполнены все.
Образовательный продукт№1 «Героическая сила духа – определяющая черта образа Мцыри»
Перечислите черты, свойственные характеру Мцыри |
Раскройте каждую черту строками из поэмы |
Какие эпизоды поэмы, раскрывающие героический характер Мцыри, Вам запомнились больше всего |
1. 2. 3. |
Образовательный продукт№2 . «Мцыри – свободолюбивая личность»
1. Построить кластер с ключевым словом «свобода»
КЛАСТЕР.Кластер-(англ.cluster-гроздь)-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
Посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» текста.
Вокруг «накидать» слова или предложения,выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы(«планета» и ее «спутники»).
Эти слова или предложения соединить прямыми линиями с «сердцем» текста. У каждого из «спутников» , в свою очередь, тоже появятся «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается гроздь.
2. Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?
Образовательный продукт№3 . «Оценка образа Мцыри В. Г. Белинским».
Перечислите черты, по словам В.Г.Белинского характеризующие Мцыри |
На основании текста поэмы подтвердите их справедливость |
Чем, по словам В.Г.Белинского, Мцыри близок самому поэту? |
Каким стихотворным размером, по словам В.Г.Белинского написана Поэма? С чем В.Г.Белинский сравнивает этот стихотворный размер? |
1. 2. 3. |
МОДУЛЬ№3 «Современное прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Образовательный продукт№1 . «Современное звучание поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Чем вам близок образ Мцыри? |
Назовите проблемы, поднятые автором и близкие нынешнему поколению. |
Кто из современных героев книг или кинофильмов, на ваш взгляд, близок по духу Мцыри? |
Какие картины природы, нарисованные Лермонтовым в поэме, наиболее близки тебе по духу? |
Какое слово повторяется в поэме чаще других (около 15 раз)? Что значит это слово в твоём понимании? |
Образовательный продукт№2 . «Образ Кавказа в поэме.»
Каким воспринимает Кавказ М,Ю,Лермонтов? |
На основании текста подтверди своё мнение |
Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри? |
Сравните эпизоды поединка юноши с тигром в народной грузинской песне и Мцыри с барсом в поэме М,Ю,Лермонтова. В чём новаторство М,Ю,Лермонтова? |
В каких произведениях русской и современной литературы поднимается тема Кавказа? |
Образовательный продукт №3. «Моё понимание образа Мцыри».
Нарисуй рисунок-ассоциацию «Моё понимание образа Мцыри». Прокомментируй выбранный цвет, отдельные детали и образ вцелом.
Самоконтроль «Пересказать поэму ,используя наиболее красивые поэтические строки, не нарушив сюжета поэмы»
Селиванова Галина Геннадьевна