12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Светлана Анатольевна136
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»
Россия, Челябинская обл., Коркино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ФИО учителя: Иванова Светлана Анатольевна __________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка?».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В.А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?», факты биографии и творчества, дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;

- знать содержание произведения «Почему плачет синичка?»

- уметь находить главную мысль произведения

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: УМК Перспектива 2 класс, 2 часть автор: Л,Ф,Климанова, Л,А,Виноградская, В,Г,Горецкий (страницы 110-113), презентация, рабочие тетради учащихся, карточки с заданием, карточки самооценки.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Приветствуют учителя.

- Отвечают на вопрос.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике.

6 мин

Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его портрет, с каждым портретом есть подсказка:

Н.Сладков- «Весенний звон»

В.Бианки- «Хитрый лис и умная уточка»

С. Чёрный – «Жеребёнок»

С.Михалков – «Мой щенок»

Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок»

М.Пришвин – «Ребята и утята»

Е.Чарушин – «Страшный рассказ»

- Выполняют проверку.

- Сверьте с экраном. У кого по-другому?

- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы помните произведения и авторов, которых изучали. А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного автора и новыми произведениями.

-Этого автора зовут Василий Александрович Сухомлинский.

- А какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 110 в учебнике. Какое название там дано?

- Выполняют работу:

С. Чёрный – «Жеребёнок» 1

С.Михалков – «Мой щенок» 3

Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок» 5

М.Пришвин – «Ребята и утята» 7

Е.Чарушин – «Страшный рассказ» 4

Н.Сладков- «Весенний звон» 2

В.Бианки- «Хитрый лис и умная уточка» 6

- Выполняют проверку.

- Читают про себя.

-«Почему плачет синичка?»

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Творчество Василия Александровича Сухомлинского и его произведение «Почему плачет синичка?».

- Познакомиться с творчеством В.А.Сухомлинского и произведением «Почему плачет синичка?».

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

Наглядный – тест в учебнике.

16 мин

- Какие произведения автора вы уже читали?

- Сейчас вы узнаете подробнее о В.А.Сузомлинском.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)- родился на Украине, стал известным педагогом, писателем и был директором школы. Сухомлинский стал автором более 30 книг, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию. Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное – перед своей совестью. Он очень много писал о доброте и проявлению чувств к окружающим.

Смотря на его портрет мы можем отметить, что этот человек очень умный и сдержанный. Это можно увидеть по его глазам, которые устремлены в даль. У него так же выразительные черты лица.

- Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр. 110. Как вы думаете, о ком произведение, которое мы будем изучать?

- Давайте прочитаем произведение В.Сухомлинского, которое называется «Почему плачет синичка?» Возьмите карандаш и отмечайте слова, которые при чтении вам будут не понятны.

- Мы прочитали произведение. Определите – это художественный текст или научный? Почему?

- Кто может определить, к какому жанру относится произведение?

- Почему?

- А какой это рассказ? Почему?

- О чём этот рассказ?

- Какие слова вы подчеркнули? (если не подчеркнули слова, то называть, а ребята находят их в тексте).

- Попробуйте сами объяснить эти выражения.

- Какой момент в рассказе вам показался самым волнующими?

Найдите его в тексте и прочитайте.

- В рассказе кого можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным? Почему?

- Можем ли мы сказать о характере Девочки? Какая она?

-Найдите в тексте предложения подтверждающие это.

-А о характере мальчика? Какой он?

-Найдите в тексте предложения подтверждающие это.

-Мы не можем говорить, что кто-либо из героев отрицателен. Так как Девочка очень внимательна к окружающим, а мальчик менее внимателен. Нам следует обратить внимание на их поведение и сделать свои выводы.

- Какой герой ближе к вам по отношению к окружающему? Поделитесь своими чувствами.

-Как вы думаете, почему одна ситуация воспринималась Машей и Мишей по-разному?

-Почему автор заканчивает вопросом?

- Отвечают на вопрос.

- Слушают биографию В.А.Сухомлинский.

- о девочке и мальчике с синичкой

- Слушают произведение.

- Художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства и эмоции.

- Это рассказ.

-повествовательный рассказ

-он рассказывает о событиях

- О том, как Маша и Миша встретили синичку

 

Отвечают

-Таких персонажей нет

-Она внимательная и сопереживающая.

-Он менее внимателен, но такой же добрый, как и Маша

Отвечают

-у них разный характер и отношение к другим

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

2 мин

- Посмотрите на пословицы в низу. Как вы можете их объяснить?

-Что мы можем сказать, сделав вывод по этим пословицам?

физминутка

- Отвечают на вопросы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – разъяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Частично-поисковый – выделение вопросов.

10 мин

- Ребята, сейчас вам необходимо будет прочитать ещё один рассказ.

-На странице 112 вам дан рассказ уже известного вам писателя. С каким его произведением вы раннее познакомились?

-Верно. Как думаете, о чём будет этот рассказ? Посмотрите на картинку.

-После того, как вы прочитаете отметьте те вопросы, которые вас интересуют и скажите, этот рассказ будет описательным или повествовательным, как вы думаете?

-сейчас я буду говорить описание явлений, а вам необходимо найти абзац и прочитать его, который связан с ним.

-Это животное очень колючее и живёт в лесу оно ещё часто фыркает.

-Это такие насекомые, которых мы можем сравнить с феями.

-Эти насекомые очень трудолюбивые и живут одной семьёй

-Эти животные живут у нас дома

-Молодцы. Сейчас вам нужно нарисовать рисунок по тому вопросу, который вам понравился.

Слушают

- В.Снегирёв «Отважный пингвинёнок»

- описательный, так как много рассказывает о явлениях и предметах.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: управление поведением партнера.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

 С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Ребята, почему автор назвал рассказ «Почему плачет синичка?»

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- «Почему плачет синичка?»

- Василий Александрович Сухомлинский.

- Отвечают на вопрос.

- Что нужно относится внимательно к тому, что нас окружает

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

2 мин

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

   

Я узнаю автора в следующий раз

   

Я много нового узнал на уроке.

   

Маша отрицательный герой

   

Рассказ «Почему плачет синичка?» является научным

   

В.Сухомлинский является известным педагогом

   

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: с

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.

- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.