Урок литературы во 2 классе «В.А. Сухомлинский "Почему плачет синичка?"»
ФИО учителя: Иванова Светлана Анатольевна __________ |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка?».
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В.А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?», факты биографии и творчества, дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;
- знать содержание произведения «Почему плачет синичка?»
- уметь находить главную мысль произведения
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения: УМК Перспектива 2 класс, 2 часть автор: Л,Ф,Климанова, Л,А,Виноградская, В,Г,Горецкий (страницы 110-113), презентация, рабочие тетради учащихся, карточки с заданием, карточки самооценки.
Этапы урока Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение |
1 мин |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Ребята, как вы понимаете данную пословицу? Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. |
- Приветствуют учителя. - Отвечают на вопрос. |
Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и мотивация Практический – задание на соотнесение; Словесный – объяснение, беседа; Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике. |
6 мин |
Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его портрет, с каждым портретом есть подсказка: Н.Сладков- «Весенний звон» В.Бианки- «Хитрый лис и умная уточка» С. Чёрный – «Жеребёнок» С.Михалков – «Мой щенок» Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок» М.Пришвин – «Ребята и утята» Е.Чарушин – «Страшный рассказ» - Выполняют проверку. - Сверьте с экраном. У кого по-другому? - Молодцы, ребята. Я вижу, что вы помните произведения и авторов, которых изучали. А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного автора и новыми произведениями. -Этого автора зовут Василий Александрович Сухомлинский. - А какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 110 в учебнике. Какое название там дано? |
- Выполняют работу: С. Чёрный – «Жеребёнок» 1 С.Михалков – «Мой щенок» 3 Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок» 5 М.Пришвин – «Ребята и утята» 7 Е.Чарушин – «Страшный рассказ» 4 Н.Сладков- «Весенний звон» 2 В.Бианки- «Хитрый лис и умная уточка» 6 - Выполняют проверку. - Читают про себя. -«Почему плачет синичка?» |
Р: саморегуляция. Р: оценка результатов работы. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
||||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. |
1 мин |
- Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока. - Поставьте цель своей деятельности на уроке. |
- Творчество Василия Александровича Сухомлинского и его произведение «Почему плачет синичка?». - Познакомиться с творчеством В.А.Сухомлинского и произведением «Почему плачет синичка?». |
Р: целеполагание как постановка учебной задачи. |
||||||||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания Словесный – рассказ учителя, беседа; Практический – подчеркивание непонятных слов; Наглядный – тест в учебнике. |
16 мин |
- Какие произведения автора вы уже читали? - Сейчас вы узнаете подробнее о В.А.Сузомлинском. Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)- родился на Украине, стал известным педагогом, писателем и был директором школы. Сухомлинский стал автором более 30 книг, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию. Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное – перед своей совестью. Он очень много писал о доброте и проявлению чувств к окружающим. Смотря на его портрет мы можем отметить, что этот человек очень умный и сдержанный. Это можно увидеть по его глазам, которые устремлены в даль. У него так же выразительные черты лица. - Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр. 110. Как вы думаете, о ком произведение, которое мы будем изучать? - Давайте прочитаем произведение В.Сухомлинского, которое называется «Почему плачет синичка?» Возьмите карандаш и отмечайте слова, которые при чтении вам будут не понятны. - Мы прочитали произведение. Определите – это художественный текст или научный? Почему? - Кто может определить, к какому жанру относится произведение? - Почему? - А какой это рассказ? Почему? - О чём этот рассказ? - Какие слова вы подчеркнули? (если не подчеркнули слова, то называть, а ребята находят их в тексте). - Попробуйте сами объяснить эти выражения. - Какой момент в рассказе вам показался самым волнующими? Найдите его в тексте и прочитайте. - В рассказе кого можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным? Почему? - Можем ли мы сказать о характере Девочки? Какая она? -Найдите в тексте предложения подтверждающие это. -А о характере мальчика? Какой он? -Найдите в тексте предложения подтверждающие это. -Мы не можем говорить, что кто-либо из героев отрицателен. Так как Девочка очень внимательна к окружающим, а мальчик менее внимателен. Нам следует обратить внимание на их поведение и сделать свои выводы. - Какой герой ближе к вам по отношению к окружающему? Поделитесь своими чувствами. -Как вы думаете, почему одна ситуация воспринималась Машей и Мишей по-разному? -Почему автор заканчивает вопросом? |
- Отвечают на вопрос. - Слушают биографию В.А.Сухомлинский. - о девочке и мальчике с синичкой - Слушают произведение. - Художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства и эмоции. - Это рассказ. -повествовательный рассказ -он рассказывает о событиях - О том, как Маша и Миша встретили синичку
Отвечают -Таких персонажей нет -Она внимательная и сопереживающая. -Он менее внимателен, но такой же добрый, как и Маша Отвечают -у них разный характер и отношение к другим |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем. П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля. П: анализ с целью выделения существенных признаков. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: произвольное построение высказывания в устной форме. |
||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. |
2 мин |
- Посмотрите на пословицы в низу. Как вы можете их объяснить? -Что мы можем сказать, сделав вывод по этим пословицам? физминутка |
- Отвечают на вопросы. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – разъяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Частично-поисковый – выделение вопросов. |
10 мин |
- Ребята, сейчас вам необходимо будет прочитать ещё один рассказ. -На странице 112 вам дан рассказ уже известного вам писателя. С каким его произведением вы раннее познакомились? -Верно. Как думаете, о чём будет этот рассказ? Посмотрите на картинку. -После того, как вы прочитаете отметьте те вопросы, которые вас интересуют и скажите, этот рассказ будет описательным или повествовательным, как вы думаете? -сейчас я буду говорить описание явлений, а вам необходимо найти абзац и прочитать его, который связан с ним. -Это животное очень колючее и живёт в лесу оно ещё часто фыркает. -Это такие насекомые, которых мы можем сравнить с феями. -Эти насекомые очень трудолюбивые и живут одной семьёй -Эти животные живут у нас дома -Молодцы. Сейчас вам нужно нарисовать рисунок по тому вопросу, который вам понравился. |
Слушают - В.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» - описательный, так как много рассказывает о явлениях и предметах. |
П: анализ с целью выделения существенных признаков. П: управление поведением партнера. |
||||||||||||||||||||||
VII. Включение в систему знаний Словесный – беседа. |
2 мин |
С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Ребята, почему автор назвал рассказ «Почему плачет синичка?» - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? |
- «Почему плачет синичка?» - Василий Александрович Сухомлинский. - Отвечают на вопрос. - Что нужно относится внимательно к тому, что нас окружает |
П: структурирование знаний. |
||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – разъяснение; Практический – заполнение карточек. |
2 мин |
- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.
- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да». - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет». - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да». - Запишите домашнее задание: с - Ребята, спасибо за урок, до свидания! |
- Оценивают свою работу на уроке. - Записывают домашнее задание и прощаются с учителем. |
Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения. |