Материал для уроков литературы в 5 классе: Н. Назаркин. Рассказ о писателе. «Изумрудная рыбка»

5
0
Материал опубликован 7 July 2022

Дата Урок № Класс _5 Учитель: Гордиенко З.В. Предмет: Родная (русская)литература.

Тема. Н.Назаркин. Рассказ о писателе. «Изумрудная рыбка».

Цель урока. Знакомство с биографией Н.Назаркина.

Актуализация знаний анализа текста.

Осуществить целостный анализ образов героев (мальчиков).

Сформировать навыки исследовательской работы с текстом.


Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с биографией писателя, дать информацию о создании рассказа, развитие монологической и диалогической речи.

Метапредметные: формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, развитие творческого мышления.

Личностные: воспитать уважительное отношение к писателю.

Воспитать уважительное отношение к литературе.

Воспитать понимание прекрасного.

Воспитать уважительное отношение к людям, которые болеют.


Оборудование:  тетрадь, портрет писателя, раздаточный материал(сигнальные карточки), текст рассказа, иллюстрации, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I.Организационный момент. Приветствие, запись числа и классной работы, отметка отсутствующих.


II.Актуализация опорных знаний.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, что вы видите? ( на доске рисунки изумрудной рыбки)

Назовите домашнее задание.

III.Самоопределение к деятельности.

Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Определяем тему и цель урока.


 IV. Изучение нового материала.

Слово учителя. Сегодня мы поговорим о творчестве Николая Назаркина.

t1657213920aa.jpg


Родился в Москве, в 1972 году, 1 апреля. Чему, естественно, до 2 апреля никто не верил. В 1979 году пошел в школу, куда честно отходил 10 лет по шесть месяцев в год: три месяца вычитались на каникулы и еще три – на пребывание в больнице. Школу окончил в 1989-м, с трудом выпросив тройку по литературе, русскому и иностранному языкам. Физика, алгебра и астрономия были на отлично, так что вопрос о дальнейших планах даже не стоял – конечно, заниматься книжками и языками! Поболтался по разным учебам( от теплофизики до поворского дела) и работам (от диспечера на телефоне до изготовления мягкой игрушки). Занимался всем, от написания статей до техобеспечения работы компьютеров в различных офисах. Параллельно от нечего делать пошел учиться в 1995-м в Московский государственный университет культуры на факультет библиотечной работы. По окончании в 2000-м году около полутора лет проработал в РГДБ. В 2001 – м женился и в 2002 – м уехал на родину жены в Нидерланды, где, собственно, сейчас и живет.


Назаркин лежал часто в больнице. Так вот, в шесть лет Николаю Назаркину поставили диагноз – гемофилия. Ребята, а вы знаете, что такое гемофилия? Поэтому о больницах автор знает не понаслышке. Став взрослым, в 1993-м начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. У Назаркина есть цикл рассказов, названный «Палатные рассказы», в который входит и наша «Изумрудная рыбка».

Прослушивание аудиозаписи.

«Изумрудная рыбка» — это история о детях, проводящих в больнице большую часть своей жизни. Для них обследования, процедуры, уколы и капельницы — привычная обыденность, а нянечки, медсёстры и соседи по палате — почти что семья.

Казалось бы, таких ребят можно только пожалеть. Но главный герой книги Коля Кашкин, от лица которого ведётся повествование — рассказывает читателям увлекательные, захватывающие и смешные истории! В них столько задора, юмора, стремления жить и радоваться каждому новому дню, что на второй план отступают процедурные с холодным кафелем и коридоры, наполненные запахом лекарств.

Герои повести — ребята с тяжёлыми заболеваниями, передвигающиеся на инвалидных колясках или вообще прикованные к кроватям — поражают умением принимать жизнь такой, как она есть, и верить в лучшее. А ещё — способностью остро чувствовать малейшую ложь и фальшь, и понимать, что в жизни они не помогают, а наоборот, только всё портят. Как раз об этом — рассказ «Изумрудная рыбка», наверное, неслучайно давший название всей книге. Мальчишки плетут из трубочек капельницы рыбку и хотят её раскрасить. Но для этого нужна зелёнка, которую просто так медсестра им, конечно, не даст. Один из ребят всё же находит способ достать пузырёк. Но позже выясняется, что заполучить зелёнку ему удалось с помощью обмана. И ярко раскрашенная рыбка почему-то сразу тускнеет в глазах ребят...

Николай Назаркин не упоминает о том, что его повесть «Изумрудная рыбка», по сути, автобиографичная, а ведь это именно так — почти всё своё детство автор провёл в больнице, сражаясь с тяжёлым недугом. Поэтому он знает, о чём говорит, когда убеждает читателей, что любовь к жизни не зависит от обстоятельств, и каждый новый день даётся человеку не напрасно

 Ребята, что необычного вы видите в биографии писателя?

- Почему эти факты заинтересовали вас?

- Как вы думаете, повлияла ли биография писателя на его произведения? Как?


Игра « Верю – не верю». ( играем с сигнальными карточками. Правильный ответ – зелёная карточка.Отвечаем и находим правильный ответ в тексте.)

Работа с текстом.

Ребята, верите ли вы, что в пропажи зелёнки виноват Юра? (поднимаем сигнальную карточку) Найдите в тексте виновного.

Пропала зеленка. И во всем виноват Серый. То есть он, конечно, не виноват. Но все равно. Кто дал зеленку Юрке? Серый и дал.

И сказать ему ничего нельзя. Потому что он посмотрит только – а как не дать, если человек серьезно просит? – и все. Я бы сам дал, и это самое обидное.


Верите ли вы, что Юрка оставил зелёнку на тумбочке?


И Юрке тоже вмазать нельзя. Потому что он тоже не виноват. Он дурак просто. Оставил зеленку на тумбочке, прямо так, на виду, а Лине Петровне как раз приспичило зайти спросить про эту дурацкую температуру. Кто в больнице температуру меряет, я вас спрашиваю? Только тот, кому от градусника не уйти. Вон Шурик из четвертой палаты меряет, потому что бабушка рядом. А так — все равно ведь в больнице лежишь, вылечат, если надо. Еще им температуру мерить!

Вот так оно и случилось. Лина Петровна зеленку увидела — цап! — и в карман. Потому что медикамент. Не положено.




А нам что делать? Без зеленки — все, капец. Без зеленки над нами весь пятый этаж ржать будет. Потому что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не красить. Лучше бы, как малыши какие, сплели из «сырой» капельницы…

- Почему же никак не обойтись без зеленки?

- О какой такой рыбе идет речь?


Верите ли вы, что рыбок плетут из капельниц?

Рыбок из капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, желтые, почти прозрачные трубочки — давай, плети, если фантазия есть. А если еще уговорить новенькую процедурную сестру дать всю «системку»: с надутыми баллончиками фильтров, с манжетами-«резинками», с толстыми тупыми иглами-«воздушками»…

Только учтите, что если плести просто так, как первоклашка какой, то раздует вашу рыбку и перекосит — жуть. Тут подготовка нужна.




Верите ли вы, что мальчики растягивали капельницу о спинку стула?

Ну вот, доподготавливались. Зря мы с Толиком эту дурацкую капельницу на спинку кровати натягивали, чтоб растянулась, просохла и побелела. Зря мы ходили на пятый тащить недостающее прям из-под носа у «пятачков»…





— Может, рыцаря сплетем? — говорит Толик.

— Рыцаря… На рыцаря три фильтра нужны, а мы все фильтры уже променяли. Кто ж знал-то?

— А может… — говорит Серый и замолкает.

Кроме рыцаря и рыбки, мы умеем плести только чертиков. Но чертик — это даже не плетение, баловство одно: чурбачок — туловище, кубик — голова, подрежь торчащие концы до нужной длины — вот тебе и руки, и ноги, и рога с ушами. А уж вставить глаза да хвост и скрепить все это вместе толстой «воздушкой» — даже уметь не надо…

Поэтому Серый и замолкает. Ему нечего предложить, потому что предлагать нечего. А не предложить он не мог, потому что чувствует себя виноватым. И за зеленку, и за то, что нам не помогал. Хотя тут он ну совсем не виноват: у него левая рука в корсете, а с одной рукой — какой из него помощник?..


Верите ли вы, что Сергей чувствовал себя виноватым?

Мы сидим в коридоре, в тупичке за ординаторской. Здесь стоит какая-то пальма, а за пальмой — подоконник. Толик все время дергается — у него почки. И если Лина Петровна заметит, что мы тут на подоконнике сидим, сразу начнется: «Да ты простынешь, да тебя продует, да о чем ты только думаешь!..»

О рыбке он думает. С этими почками он уже почти двенадцать лет живет, потерпят они как-нибудь пять минут.

Но зеленки нет. А значит, покрасить капельницу нельзя. И вместо воображаемой нами в мечтах роскошной изумрудной рыбки — чешуя внахлест, глаза кругами, а плавники и хвост накрутить на карандаш! — получим мы дурацкого бесцветного карася. А тут какие-то почки да температуры…

Надо что-то решать.



Верите ли вы, что Толик видел зелёнку в поликлинике на втором этаже?


— Кажется, я в поликлинике зеленку видел, — говорит Толик.

Поликлиника — это первый этаж нового корпуса. Но днем нам туда нельзя: приспичит этим докторам, а нас на месте нету, — а вечером она закрыта.

— Давайте бабу Настю попросим? — в отчаянии предлагает Серый.

— Она скажет, что мы замажем этой зеленкой весь пол, а ей — оттирай, — говорю я.

Мрачно говорю, потому что положение наше ужасное. А в ужасном положении нужно решаться на крайние меры.

— Вот что, — говорю я. — Делать нечего. Надо добыть зеленку. Зеленка есть у той рыжей из двенадцатой палаты…

Все молчат. Потому, что двенадцатая палата — это пятый этаж. Идти в логово «пятачков» — даже в девчачью палату — не хочется.


— Я пойду, — говорит Серый.

Ему ужасно хочется что-нибудь сделать.

А мы молчим. Потому что нам не хочется идти к «пятачкам».

— Я пошел, — говорит Серый.

Зеленку он приносит через полчаса. Хмурый.

— Вот, — говорит Серый. — Саша ее зовут. Красьте давайте и режьте…

-Где ребята достали зеленку?

-Почему Серый пришел хмурый?


Верите ли вы, что Серёжа обманным путём достал зелёнку?

И мы стали красить и резать. Красить — ничего трудного: налей зеленку в капельницу, зажми концы да покрути, чтоб размазалось хорошенько. Ну, и лишнее слить и просушить.

Сушили мы тут же, за батареей. Тут никто не найдет и тепло.

Резать — хуже. Резать надо по длине, чтоб сделать из трубки ленту — длинную, гибкую ленту.

Изумрудную ленту.

Серый только смотрел и хмурился. Он все переживал, что из-за него чуть все не сорвалось.

— Не переживай, — сказал Толик. — Все равно это наша рыбка.

Серый промолчал.

— А чего ты той рыжей наврал, чтоб она тебе зеленку дала? — говорю я.

— Что живот расцарапал, — говорит Серый.

И лицо у него такое грустное, словно у него и впрямь живот болит.

Я молчу. В больнице нет хуже, чем про болезнь для выгоды соврать. Но ведь он для нас соврал! Без зеленки нам все! Капец!

Пока сплели — семь потов сошло, как говорит баба Настя. Не знаю, с меня, по-моему, вдвое больше. Но сплели.


Верите ли вы, что Серый очень расстроился?


Подвесили на ту же пальму — полюбоваться. Рыбка висит, покачивается, свет на боках играет…

А веселья нет. Не изумрудная рыбка у нас получилась. Так, зеленая просто…

А Серый вообще не смотрит.

— Нет, — говорит Толик. — Дурацкая какая-то рыбка эта…

И мы разошлись. Серый ушел последним.

- Почему же рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

- В чем отличие изумрудной рыбки от зеленой?

- Является ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

- Почему Серый ушел последним?




Он сжимал эту дурацкую рыбку в кулаке, и я знал, о чем он думает: отнести ее той глупой рыжей Саше из двенадцатой палаты или просто поскорее выбросить…

- Как вы понимаете финал рассказа?

- Почему рассказ так назван?

- О чем произведение?

- Почему же рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

- В чем отличие изумрудной рыбки от зеленой?

- Является ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

- Почему Серый ушел последним?




   Физкультминутка для глаз

 Физминутка для глаз.


Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем для них гимнастику.


Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


V.Закрепление.

Ребята, о чём мы говорили с вами на уроке?

Давайте подведём итог.

Ребята, а теперь давайте с вами напишем письмо ребенку, лежащему в больнице. Напишите ему свои пожелания, мысли и т.д.



VI .Итог урока.

Выставление оценок.

VII.Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

С каким настроением вы уходите с урока? (работаем сигнальными карточками)

Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.



Домашнее задание: прочитать любой рассказ из книги Н. Назаркина «Палатные рассказы».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.