12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смёрдова Надежда Васильевна85
1

«На гусином крыле по незнакомой стране» литературная игра-путешествие по книге Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» для учащихся 4-5 классов

«На гусином крыле по незнакомой стране»

литературная игра-путешествие по книге Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

для учащихся 4-5 классов


Цель: привлечение к чтению; расширение читательского кругозора;

формировать познавательный интерес.

Оборудование: компьютер, презентация «На гусином крыле по незнакомой стране», распечатка карты Швеции по количеству команд, распечатки заданий по количеству команд, листы бумаги по количеству команд, жетоны, книга «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Правила игры:

- играют 2-4 команды;

- маршрут путешествия команда отмечает на карте;

-игроки команд отвечают на вопросы, получая за правильные ответы жетоны;

- цена вопроса – один жетон, цена задания – три жетона;

- если команда не ответила на свой вопрос, то ответ может дать другая команда;

- побеждает команда, набравшая больше жетонов, т.е. очков.


Ход игры:

Слайд 1

Знаете, ребята, шведские школь­ники обожают уроки географии, потому что у них есть замечатель­ный и даже немного сказочный учебник — книга Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».


Слайд 2
Автор этой книги, шведская писательница Сельма Лагер­лёф, родилась в 1858 году, в семье отставного военного лейтенанта и учительницы. Жили они в усадьбе Морбакка, которая находилась в живописном месте. Уже будучи взрослым человеком, став писа­тельницей, Сельма Лагерлёф то и дело описывала усадьбу в своих произведениях. А еще она расска­зывала в своих книгах о близких, любимых людях: об отце, от кото­рого унаследовала любовь к кни­гам, легендам, преданиям; о ба­бушке и тетушке, которые были настоящими сказочницами.
Когда девочке было три года, она тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. С тех пор единственными ее развлечениями стали чтение книг и рассказы домашних. А когда Сель­ме исполнилось 9 лет, случилось то, на что уже никто не надеялся: врачам удалось вылечить девочку, она снова мог­ла двигаться как все люди. Прав­да, к этому времени и так небога­тая семья Лагерлёф окончательно разорилась.


Слайд 3

Только в возрасте 23 лет Сельма смогла поступить в ли­цей, чтобы подгото­виться к поступлению в учительс­кую семинарию. По окончании семинарии она стала работать учительницей в небольшом го­родке.
В шведских школах тогда пользовались очень неудачным, скучным учебником географии. Сельме Лагерлёф, ставшей к тому времени писательницей, предложи­ли написать новый заниматель­ный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также легенды и предания. Шведс­кая писательница создала такую книгу. Эта была сказочная книга о приключениях Нильса Хольгерссона. Она вышла в свет в 1907 году.

Слайд 4

Этим учебни­ком пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Кни­га переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За свою жизнь Лагерлёф написала множество книг. Но именно за книгу «Удивительное путешест­вие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» Сельма Лагерлёф была удостоена Нобелевс­кой премии по литературе.


Слайд 5

И своей знаменитой писательнице, и героям её книги благодарные земляки поставили памятники.


Слайд 6

Слайд 7

И сегодня мы с вами поиграем, немного попутешествуем вместе с этой книгой.

Правила нашей игры таковы: (проговорить правила)


Слайд 8

Начинаем наше путешествие на родине Нильса – в провинции Сконе на юге Швеции.


1. В какой день недели началась эта история? (воскресенье)

2. Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
3. Что пообещал гном Нильсу за то, чтобы он отпустил его на волю? (большую золотую монету)

4. Что еще хотел Нильс, чтобы гном за него сделал? (выучил за него уроки)

5. За что гном наказал Нильса? (за невыполнение обещания, за жадность)

6. Каких размеров стал Нильс после колдовства гнома? (не больше воробья)

7. К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким, и получил ли её? (к коту)


ЗАДАНИЕ №1

Собери пары
(Нужно сформировать пары, соединив название живот­ного с его именем.)

Сирле — белка;

Мартин — гусь;

Тирле — бельчонок;

Эрменрих — аист;

Смирре — лис;

Фумле-Друмле — ворон;

Брумме — медвежонок;

Горго — орел

Акка – гусыня.


8. Какого цвета были перья у Мартина? (белого)

9. Куда летели гуси? (в Лапландию)

10. Сколько гусей было в стае? (14)

11. Кто такая Акка Кебнекайсе? (предводительница гусиной стаи, с которой путешествовал Нильс)
12. После чего Акка Кебнекайсе разрешила Нильсу остаться в стае? (после того как Нильс спас гуся из когтей лиса)

13. Как Нильс спас Мартина, после длительного и утомительного полета, когда гусь чуть не умер? (он дотащил его к воде и сунул его голову в студеную воду)

14. Что служило спальней Нильсу во время путешествия? (крыло Мартина)

15. Какой зверь преследовал гусиную стаю во время путешествия? (лис Смирре)

16. Чем помог Нильс белке Сирле? (нашёл и поднял в дупло бельчонка Тирле.)


Слайд 9

Делаем остановку в Глиммингенском замке, который находится в поместье Глиммингехус, в провинции Сконе.


17. Кто жил в Глиммингемском замке? (совы и филин, дикая кошка, летучие мыши, на крыше - аисты)

18. Какая беда случилась с жителями замка? (нападение крыс)

19. С помощью какого предмета Нильс победил крыс? (с помощью волшебной дудочки.)

20. Как дудочка попала к Нильсу? (гусям ее принес филин от лесного гнома)
21. В какой момент одной из гусынь пришлось исполнять роль лодки? (когда Нильс, играя на дудочке, привел крыс к озеру)


ЗАДАНИЕ №2

сделать из бумаги дудочку (для каждой команды приготовить лист бумаги, клей, простые карандаши)


Слайд 10

Следующая наша остановка – гора Кулаберг. Мыс Кулаберг находится радом с рыбацким посёлком Мёлле. Высота мыса 3,5 метра, диаметр 75 метров. А замечателен мыс самым большим в Швеции маяком, который имеет высоту 90 метров.


22. Что бывает один раз в год на горе Кулаберг? (праздник всех зверей и птиц Великие игрища птиц и зверей.)

23. Какой закон должны были соблюдать звери и птицы на весеннем празднике? (закон мира)

24. Как был наказан лис Смирре за нарушение мира на горе Ку­лаберг? (он был изгнан из своей стаи.)

25. Почему Нильсу было разрешено присутствовать на горе Кулаберг в День великого праздника зверей и птиц? (он спас жителей замка от крыс, рискуя своей жизнью)


Слайд 11

Ещё одна остановка в нашем путешествии. Город, который посетил Нильс с гусиной стаей – Карлскруна. Он был заложен королём Карлом ХI как основная база шведского флота. Название его переводится как «Корона Карла».


26. Бронзовый и Деревянный. Кто это? (памятники; Бронзовый-король, Деревянный-простой моряк)

27. За что обиделся Бронзовый на Нильса? (он назвал его пугалом)


Слайд 12

Следующая наша остановка – на острове Готланд. По описанию город Винета очень похож на город Висбю на острове Готланд: зубчатая стена с башенками, узкие улочки.


28. Город Винетта. В чем была его загадочность? (город под водой)

29. Говорят ниже земли не упадешь. А Нильс упал. Куда же он упал? (в берлогу медведя)

30. Какую услугу оказал Нильс медведям? (предупредил их о появ­лении охотников.)
31. Матс и Ооса – это кто? (мальчик и девочка, которые нашли башмачок Нильса)

32. Чтобы спасти Мартина, Нильсу надо было попасть в дом, но сделать это было очень трудно: крыльцо было высокое. Сколько ступенек было на крыльце? (7)


Слайд 13-14

Писательница подробно описывает, как меняется природа от юга к северу: пропадают сады, пашни, сёла, леса, уступая место болотам. А вот появились горы, кое-где покрытые снегом. Мы попадаем в Лапландию.


33. Зачем дикие гуси летели в Лапландию? (чтобы вывести птенцов)

34. Почему орел Горго не охо­тился на гусей из стаи Акки? (она его воспитала, была ему как мать.)

35. Кого Акка посылала к совам узнать тайну гнома? (Горго)

36. Что должен был сделать Нильс, чтобы из гнома превра­титься в человека? (найти существо, которое захочет остаться маленьким на всю жизнь.)


Слайд 15

Птицы вывели и вырастили своих птенцов, и пришло время им возвращаться домой, в провинцию Сконе на юг Швеции. И пока стая летит обратно, мы с вами постараемся ответить на географические вопросы (ведь книга не только сказочная повесть, но и учебник географии).

(вопросы для всех сразу)


Географический.

1. В какой стране жил Нильс? (Швеции)

2. В какое время года начинается путешествие Нильса? (весной, в марте)

3. «Всюду снег растаял, но в лесу, где были высокие ели, у корявых, разросшихся корней, снег еще лежал плотным толстым слоем». Почему снег в лесу тает дольше, чем в поле? (в лесу больше тени, а в тени прохладнее/Ветви деревьев преломляют солнечные лучи).

4. Каких животных встретил в своём путешествии Нильс? (лисы, куницы, выдры, белки, медведи, совы, аисты, сороки, вороны, скворцы, воробьи, муравьи, )

5. «Никогда в жизни не видел Нильс столько птиц сразу…Они кричали, гоготали, чирикали, щебетали, свистели на все голоса». О каком явлении в природе идет речь? (Птичий базар - массовое колониальное гнездовье птиц на прибрежных скалах).

6. О каком природном явлении повествует автор в главе «Подводный город»: не было города и вдруг появился из воды… (Приливы-отливы, которые вызваны периодическими колебаниями уровня океана, вызываемые силами притяжения Луны и Солнца).

7. «Солнце катилось по небу и не уставало светить….вечер все никак не наступал…». Что это за явление? (полярный день/белые ночи ).

8. В Лапландии всюду кипела работа птиц. Какую работу птицы спешили выполнить? (Обустроить свои гнезда).

9. «Что ни говори, а домашние гуси избалованный народ…» Чем домашние гуси отличаются от диких? (Не добывают сами себе пищу).

10. Лето, а на вершинах гор и в ущельях лежал снег. Почему? (Чем выше, тем холоднее: теплый воздух- тяжелее, он опускается; холодный воздух – легче, он поднимается вверх).

11. Круглые, остроконечные домики, обтянутые оленьими шкурами. Как называются домики северных жителей? (Чумы).



ЗАДАНИЕ №3

Попробуем составить «Книгу Добрых Дел Нильса Хольгерсона»
• дотащил Мартина до самого озера, чтобы тот напился воды;
• спас гуся от лиса Смирре;
• вернул бельчонка Тирле маме;

спас жителей замка от крыс
• спас стаю от куницы и выдры;
• спас медведей от охотников;
• спас Мартина от ножа хозяйки.


(вопросы для всех сразу)


37. Почему в конце путешествия у Нильса стало много друзей? (он всем помогал, и звери ему платили добром)

38. Почему Нильс был прощён гномом и заслужил человеческий облик? (он изменился, понял свои ошибки)

39. Как вы думаете, почему сказочница решила уменьшить Нильса, сделать его крохотным?  /Ответы детей/.


Ну, вот мы и вернулись из нашего путешествия. Надеюсь, что оно вам понравилось…

(подведение итогов игры)


Спасибо всем за работу!






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 17.11.22 в 08:26 1Ответить Пожаловаться
Презентация, на которую идут ссылки, была бы очень кстати. Но её нет.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.