Игра-квест по произведению Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Игра-квест
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
4 класс
Перспективная начальная школа
Цель:
Повышение интереса к чтению через активные формы работы на уроках литературного чтения, такие как игра-квест в малых группах.
Задачи:
Активизация познавательной деятельности обучающихся; знакомство с подробной биографией писательницы; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности; творческое усвоение школьного учебного материала; развитие культуры речи и информационной грамотности; проверка знания текста сказочной повести.
Предварительная подготовка. Сообщение об игре «квест». (Готовит ребёнок)
Оборудование: статья (5-6 экземпляров), 4 конверта, названия станций, мозаика в каждый конверт, вопросы (4экз.), 3 иллюстрации, карточки с названиями животных, закладки.
Организационный момент
Речевая гимнастика
Скороговорка http://nattik.ru/pesh/skorogovorki-na-bukvu-g.html
Шлепают гуськом
Гусак с гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.
III. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.
Сообщение ребёнка. http://www.mnogo-otvetov.ru/dosug/chto-takoe-kvest-i-v-chyom-ego-sut/
Что означает слово «квест»?
В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.
В 1990-х годах во многих странах мира стали играть в квесты-головоломки, а в 2006 году появился один из первых реальных квестов, каким мы знаем его сегодня. Назывался он Origin и составлялся по мотивам знаменитых произведений Агаты Кристи. Со временем этот жанр получил широкое распространение по всему миру, причем в наше время в подобные игры играют не только в реальности, но и на компьютере.
В реальной жизни квестом называют салонную или уличную игру, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату. Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Их устраивают в домашних условиях, на городских улицах, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями.
весты могут длиться несколько часов и задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами.
Что нужно делать в квестах?
Действия, предпринимаемые во время проведения игры, во многом зависят от разновидности квеста. В частности, в городском ориентировании участники должны найти и в короткие сроки достигнуть контрольных пунктов. В поисках используются условные схемы, различные загадки, скрытые ориентиры и другие элементы городского ландшафта.
В чём суть квестов и чем они полезны для детей?
Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.
- Как выдумаете ребята, чем будем мы заниматься на уроке, исходя из предыдущих этапов урока? (Ответы детей)
Тема урока. Игра-квест по повести Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями».
Поставим цели урока. Проверим, как читали текст повести, что знаем об авторе, узнаем что-то новое, будем учиться работать в группах.
IV. Физминутка
V. Повторение правил работы в группах. Распределение на 4 группы
https://multiurok.ru/files/pravila-raboty-v-ghruppie.html
1.Думай, слушай, высказывайся.
2. Говори спокойно ясно, только по делу.
3. Уважай мнение других.
4.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6.Помогай товарищам, если они об этом просят.
7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.
8. Не жди подсказки.
19. Успех команды зависит от каждого.
VI. Объяснение правил игры
Каждая группа получает конверт с карточками и маршрутный лист. Закончить должны там, откуда начали. На станции изучить задание, выполнить его и вложить в свой конверт.
VII. Игра
Станция №1 «Вопросы»
Задание. Изучить статью об авторе и ответить на вопросы на карточке. Приложение 1.
Статья (5-6 экземпляров на столе)
Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка (швед. Mårbacka, лен Вермланд). Отец — Эрик Густав Лагерлёф (1819—1885), отставной военный, мать — Элизабет Ловиса Вальрот (1827—1915), учительница. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлёф оказала среда её детства, проведенного в одной из самых живописных областей центральной Швеции — Вермланде. Сама же Морбакка — одно из ярких воспоминаний детства писательницы, она не уставала описывать её в своих произведениях, особенно в автобиографических книгах «Морбакка» (1922), «Мемуары ребёнка» (1930), «Дневник» (1932).
В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали их больной девочке, лишенной других детских развлечений. Сельма тяжело пережила смерть бабушки в 1863 году, ей казалось, что захлопнулась дверь в целый мир.
В 1867 году Сельма переехала в Стокгольм для лечения в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. Уже в это время она лелеяла мысль о собственном литературном творчестве. В автобиографической новелле «Сказка о сказке» (1908) Лагерлёф описала свои попытки детского творчества. Но, встав на ноги, Сельма должна была задуматься о том, как зарабатывать на жизнь. Семья к тому времени совсем обеднела. В 1881 году Лагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году.
В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции. В 1885 году умер отец, а в 1888 году любимая Морбакка была продана за долги, и в усадьбе поселились чужие люди.
Начало литературного творчества
В эти достаточно сложные годы Сельма работает над своим первым произведением романом «Сага о Йёсте Берлинге». В 1880-е годы реализм в литературе начинает сменяться неоромантическим направлением, в произведениях которого воспевалась жизнь дворянских усадеб, патриархальная старина, земледельческая культура, противопоставлявшаяся городской (промышленной). Это направление было патриотическим, крепко державшимся земли и её живых традиций. Именно в этом ключе и был написан роман начинающей писательницы.
Весной 1890 года газета «Идун» объявила конкурс на произведение, которое заинтересовало бы читателей. В августе 1890 Лагерлёф отослала в газету несколько глав ещё не оконченного произведения и получила первую премию. Писательница завершила роман, который был опубликован полностью в 1891 году. Книга была замечена датским критиком Георгом Брандесом и получила широкое признание. Отказавшись от точного копирования действительности и природы, Лагерлёф отдала дань фантазии, сказочности и обратилась к прошлому, она создала мир, полный празднеств, романтики и красочных приключений. Большинство эпизодов романа, построенного как цепь отдельных историй, основаны на легендах Вермланда, известных писательнице с детства.
В последующий период писательница продолжала работать в сказочной манере, публикуя основанные на фольклорном материале, главным образом на народных легендах, сборники новелл «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), романы «Предание о старом поместье» (1899), «Деньги господина Арне» (1904). Несмотря на зло, проклятья, тяготеющие над многими людьми, основная сила, движущая миром, по Лагерлёф, — доброта и любовь, которые побеждают благодаря вмешательству высшей силы, откровения или даже чуда. Это особенно проявляется в сборнике новелл «Легенды о Христе» (1904).
Вершина литературного творчества и мировое признание
Центральное произведение Сельмы Лагерлёф — сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906—1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой с Кебнекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек — не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Уппсальского университета, в 1914 году стала членом Шведской академии.
В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
Зрелое творчество
Нобелевская премия позволила Лагерлёф выкупить её родную Морбакку, куда она переезжает и где живёт уже до конца жизни. На родине появляется новый роман из жизни людей Вермланда «Дом Лильекруны» (1911), новые новеллы, сказки, легенды, собранные в сборниках «Тролли и люди» (1915, 1921), антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918), сказочно-фантастическая повесть «Возница» (1912). Самое значительное произведение этого периода — роман «Император Португальский» (1914), рисующий жизнь бедняка-торпаря, в результате психологической травмы возомнившего себя императором. Единственное, что связывает его с реальностью, — это любовь к дочери, заполняющая все его существо. Этой любовью спасается он сам, спасается и его заблудшая дочь.
Последнее крупное произведение Лагерлёф — трилогия о Лёвеншёльдах: «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928).
Перед началом Второй мировой войны в нацистской Германии её приветствовали как «нордическую поэтессу», однако стоило Лагерлёф начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко её осудило. За год до смерти Лагерлёф помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла её от нацистских лагерей смерти. Глубоко потрясенная началом мировой войны, а также разразившейся советско-финской войной, она пожертвовала[ свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена.
После продолжительной болезни Лагерлёф умерла от перитонита в своем доме в Морбакке в возрасте 81 года.
В память о писательнице в 1947 году в Гамбурге в районе Веллингсбюттель улицу Buchenweg переименовали в Lagerlöfstrasse.
В 1959 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная писательнице.
В её честь в 1985 году назван кратер Лагерлёф на Венере.
Портрет Лагерлёф с 1991 года изображается на банкноте 20 шведских крон. На другой стороне этой банкноты изображен Нильс верхом на гусе.
В шведском городе Фалун установлен памятник писательнице.
В её доме создан музей.
Карточка с вопросами
1.Как называлась родовая усадьба семьи Лагерлёф? (Морбакка)
2. Кто в детстве юной писательнице рассказывал сказки и предания?(Бабушка и тётя Нана)
3.Первый роман писательницы. («Сага о Йёсте Берлинге»)
4.О чём должна была рассказать повесть о Нильсе изначально? (О Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях )
Станция №2 «Мозаика»
Задание. Собрать мозаику и наклеить на лист бумаги. Приложение 2 https://yandex.ru/images/search?p=1&text=нильс&img_url
Станция №3 «Подпиши»
Задание. Подобрать подписи к иллюстрациям из учебника. Приложение 3 https://yandex.ru/images/search?p=2&text=нильс&img
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=нильс&img
Станция №4 «Имена»
Задание. Вспомни имена животных из произведения Сельмы Лагерлёф, запиши на карточке. Можно пользоваться учебником. Приложение 4
Карточка (с ответами)
белка -_______________(Сирле)
гусь - _______________(Мартин)
бельчонок - __________(Тирле)
аист - ________________(Эрменрих)
лис - ________________(Смирре)
ворон - _____________( Фумле-Друмле)
VIII. Подведение итогов игры
Каждая команда сдаёт свой конверт с ответами. Устно озвучиваются ответы на некоторые вопросы и задания.
IX. Рефлексия
Дети отвечают на вопросы:
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание было самым сложным? Почему?
-Какое задание было самым интересным?
-Кому работалось в группе легко?
-Кому было сложно работать в группе? Почему?
-Выскажите свои пожелания.
X. Вручение подарков. Домашнее задание
Детям вручаются закладки с изображением героев сказочной повести. Приложение 5
https://yandex.ru/images/search?text=нильс%20раскраски&img
https://yandex.ru/images/search?text=нильс%20раскраски&img
Домашнее задание. Нарисовать рисунок к произведению и подписать словами из текста.
Интернет источники
http://nattik.ru/pesh/skorogovorki-na-bukvu-g.html
http://www.mnogo-otvetov.ru/dosug/chto-takoe-kvest-i-v-chyom-ego-sut/
https://multiurok.ru/files/pravila-raboty-v-ghruppie.html
https://ru.wikipedia.org/
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=нильс&img_url
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=нильс&img
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=нильс&img
https://yandex.ru/images/search?text=нильс%20раскраски&img
https://yandex.ru/images/search?text=нильс%20раскраски&img
Приложение 1
Станция №1 «Вопросы»
Изучи статью и ответь на вопросы.
Вопросы
1.Как называлась родовая усадьба семьи Лагерлёф? _________________
2. Кто в детстве юной писательнице рассказывал сказки и предания?
_____________________________________________________________
3.Первый роман писательницы.___________________________________
4.О чём должна была рассказать повесть о Нильсе изначально? _______________________________________________________________
Приложение 2
Станция №2 «Мозаика»
Приложение3
Станция №3 «Подпиши»
Подбери подписи из текста сказочной повести (из учебника)
1.
______________________________
2.
_______________________________
Приложение 4
Станция №4 «Имена»
Вспомни имена животных из произведения Сельмы Лагерлёф, запиши на карточке. Можно пользоваться учебником.
белка -_______________
гусь - _______________
бельчонок - __________
аист - ________________
лис - ________________
ворон - _____________
Приложение 5
Закладка