Карта урока литературы по Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

1
0
Материал опубликован 12 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

 

ФИО: Заскалкина Надежда Сергеевна

Место работы: МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 2»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока:  Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: Ввести в круг чтения учащихся - стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Задачи:

Образовательные:

формировать умение отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения;

совершенствовать навыки выразительного чтения; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, животному миру;

формировать умение работать в паре, группах, слушать и понимать речь других;

Развивающие:

развивать речь (оформлять свои мысли в устной и письменной форме),

- способствовать развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся;

развивать умение анализировать стихотворение, определять главную мысль произведения.

Учебник: «Литературное чтение» 4 класс Л.А. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2014 (Нач. школа XXI века) с.106-107

Технологии, используемые на уроке: создание ситуации успеха, предвидение, проблематизация, теория развития критического мышления.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблицы, информационные листы

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

(1 минута)

(1 слайд)

Настрой на работу. Эпиграф к уроку:

(2 слайд)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- Кто автор этой строфы? (ответы детей)

- Как вы понимаете фразеологизм «воду в ступе толочь»? (сидеть на месте)

- Пусть эти строки Н. А. Заболоцкого станут эпиграфом нашего урока.

Подготовка класса к работе.

Чтение эпиграфа

Ответы детей

Личностные УУД: самоопределение, желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(5 минут)

- Давайте вспомним, кем был Николай Алексеевич Заболоцкий, что вы можете рассказать про этого человека? (ответы детей)

- Хорошо, ребята! Действительно, трудная судьба выпала на долю поэта. Ему пришлось пережить трагедию. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы, его сослали в ссылку на 5 лет. Наказание Заболоцкий отбывал в Алтайском крае. Но ничто не смогло сломить его веру в добро, любовь, истину, красоту.

- Кто помнит, с какого возраста начал писать стихи Заболоцкий?

(с третьего класса)

- Ребята, как вы думаете, какими качествами наделен поэт? (эмоциональным, внимательным, наблюдательным, чутким, тонким…каждое стихотворение не похоже на другое, у него есть характер и оно несет эмоции)

- Каждый ли человек сможет выразительно прочитать стихотворение и передать все чувства автора, которые он вложил в это сочинение? (ответы детей)

- Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Я вам буду показывать настроение на рисунке, а вы мне должны его изобразить мимикой, попробуем?

Учитель показывает карточки настроений, а ребята изображают мимикой

- Молодцы, потренировались, а теперь я предлагаю поработать еще и над речевыми навыками - читаем скороговорку с разным настроением: ,, .

(чтение скороговорки)

(3 слайд)

Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут.

- Молодцы, хорошо потренировались, а теперь начнем работать.

Участвуют в беседе.

Ответы детей

Показывают мимикой настроение

Произносят скороговорку с разной интонацией и мимикой

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме.

3.Определение темы и осмысление материала. Проблемная ситуация.

(4 минут)

(4 слайд)

- Ребята, рассмотрите внимательно серию иллюстраций из знакомых сказок, скажите, что объединяет их? (в каждой сказке есть лебедь)

- Давайте сформулируем тему урока, в этом вам помогут опорные слова на экране? (стихотворение «Лебедь в зоопарке» Н.А. Заболоцкий)

(5 слайд)

-Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока? (ответы детей)

- Верно, познакомиться с новым произведением Н.А. Заболоцкого. Давайте начнем работу!

(6 слайд)

- Я вам предлагаю сегодня на уроке литературного чтения окунуться в мир творчества этого замечательного поэта, произведения которого восхищают своей неповторимостью и изобилием художественных средств.

Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу, формулируют тему урока и цель по опорным словам

Р.– целеполагание, планирование, прогнозирование

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.

4. Первичное восприятие текста.

(5 минут)

- Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на 106 странице

(7 слайд)

- И так, посмотрите на название стихотворения «Лебедь в зоопарке», дает ли нам автор понять, о чем пойдет речь в стихотворении (Да)

- Пожалуйста, ваши представления, о чем пойдет речь?

- Можно ли не прочитав произведение, а только судя по названию определить какие эмоция нам хочет передать автор? (Нет)

- Что нужно сделать, что точно определить смысл произведения и прочувствовать эмоции? (Прочитать, прослушать произведение)

- Совершенно верно, послушайте стихотворение и постарайтесь после первого восприятия ответить на вопрос – какие эмоции, чувства передает это стихотворение.

Первичное чтение стихотворения учителем

- И так, кто готов ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей – спокойствие, восхищение, наслаждение…)

- Оправдались ли ваши первоначальные мысли, которые вызвал в вас заголовок? (Ответы детей)

Открывают учебник

Вступают в беседу с учителем

Слушают стихотворение

Отвечают на поставленный вопрос

Вступают в беседу с учителем

П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

П.- Построение логической цепи рассуждения

К. – Уметь в коммуникации строить высказывания.

5.Осмысление и обобщение материала.

(10 минут)

- В этом стихотворении вы услышали непонятные слова, ваша задача сейчас – самостоятельно «про себя» прочитать это стихотворение и с помощью простого карандаша найти и подчеркнуть одной линией - непонятные для вас слова, а двумя линиями – труднопроизносимые слова. (Вторичное чтение с карандашом)

- «Одна голова хорошо – а две лучше», и так, сейчас работаем в группах, посмотрите, у каждого на парте свой цвет, организуем группы по цвету.

- У нас должно получиться четыре группы. Берем учебники и занимаем места по группам.

- Послушайте задание, вам нужно обсудить с товарищами в группе непонятные для вас слова и заполнить в таблице первый пустой столбец. – Всем ли словам вы смогли дать пояснительное значение? (Нет)

- Ребята, с этих информационных листов, попрошу заполнить второй пустой столбец в таблице. (Заполняют)

- А теперь, все ли слова вам понятны? Есть еще слова, которые непонятны? (Нет)

- Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Зачитывают)

Учитель делает акцент на первичные знания детей и знания добытые - вторичные

-Теперь работаем над труднопроизносимыми словами. (Хоровое чтение)

Читают стихотворение и выделяют трудные и непонятные слова

Делятся по цвету на группы, рассаживаются

Заполняют таблицу с помощью информационных листов

Хоровое чтение

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Л. - уметь давать верное толкование слов.

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

6.Осмысление и обобщение материала. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

(16 минут)

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение вмести – по рядам, стараясь передать своим чтением все эти чувства, эмоции.

Хоровое чтение стихотворения

(8-23 слайд)

- Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение по смыслу. (3 части)

(24 слайд)

- Работая в группе обсудите и установите порядок названий частей стихотворения:

1) Белоснежное диво

2) Зоопарк

3) Песня птицы о счастье весны

- Подходит ли каждой части заголовок? Кто бы хотел изменить заголовок? (Предложения учащихся)

-Найдите и зачитайте из первой части стихотворения слова, которые помогают читателю и слушателю помогают увидеть дивную красоту птицы?

(В 1-ой строфе: слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая

Во 2-ой строфе: метафора «белоснежное диво», выражение «животное, полное грез», т.е. задумчивое, мечтающее

В 3-ей строфе: эпитет «головка шелковиста», метафоры «мантия снега белей», «дивные два аметиста// Мерцают в глазницах у ней»)

- Хорошо.

- Что вы узнали про зоопарк из второй части стихотворения? (Попугаи кричат, олени смотрят на воду…)

- Какой город описывает поэт в последней части? (Москву)

- Как вы думаете, почему? (Жил в Москве, столица России)

- Подумайте, меняется ли настроение автора при чтении каждой части? (Ответы детей)

- Прочитайте стихотворение в пол голоса, слушая друг друга. Во время чтения, попробуйте передать настроение автора. (Чтение в пол голоса)

- Оцените чтение товарища.

Анализ отметок, выборочное выразительное чтение

- Как вы думаете, почему автор выбрал именно эту птицу? (Ответы детей)

- Ребята, что вы знаете про эту великолепную птицу? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите, перед вами таблица, обсудите в группе эти вопросы и заполните первый пустой столбец. У вас на работу 3 минуты.

Заполнение карты

Сказочно красивая птица - лебедь

Вопросы

Знаю

Узнал

1.Где обитает эта птица

   

2.Как устроено гнездо этой птицы

   

3.Чем питается лебедь

   

4.Интересные факты о этой птицы

   

- Справились с работай, давайте проверим ваши первичные знания (по одному представителю зачитывают ответы)

- Ребята, как вы думаете, достаточно ли знаний у вас, хотелось бы вам узнать побольше об этой необычной птице? (Да)

- Я предлагаю каждой группе материал, вам необходимо из данного текста найти нужную информацию. У вас есть 3 минуты – работаем.

- Скажите, что интересного и нового вы узнали об этой птице? (Ответы детей)

Учитель анализирует и подвод итог заполнения таблицы – первичные и вторичные знания учащихся.

Хоровое чтение стихотворения

Выполняют задание, обобщают, делают выводы; контролируют выполнение задания товарищами.

Ответы на вопросы, рассуждения, доказательства своей точки зрения.

Подготовка к выразительному чтению.

Упражнение в выразительном чтении стихотворения по частям.

Читают выразительно

Беседа с учителем

Обсуждают, заполняют таблицу

Заполняют таблицу с помощью информационных листов

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.

Р. – Умение удерживать учебную задачу.

Л. - уметь подбирать верную характеристику личности.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

7. Домашнее задание

(2 минута)

(25 слайд)

- Ну вот, наш урок подходит к логическому завершения, ребята, открываем дневники, записываем и домашнее задание. К следующему уроку приготовить чтение наизусть одной из частей этого стихотворения.


– Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению по желанию

Записывают домашнее задание

 

8.Итог урока. Рефлексия.

(2 минута)

- В одной из своих поэм Н.А. Заболоцкий написал такие строки:

...что есть красота
и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?..

-Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его стихах. Все эти и другие произведения Заболоцкого вы можете прочитать в этих книгах, взяв их в библиотеке.

- Ребята, давайте подведем итог урока, выскажите свои чувства, которые у вас вызвало это произведение. Свой ответ начните с любой из данных фраз:

(26 слайд)

- Меня удивило…

- Мне понравилось сегодня….

- Мне было легко …

- Мне было трудно …..

- Спасибо вам ребята за урок, мне бы хотелось вам подарить солнышко, - закладку, чтобы ваш день всегда начинался с улыбки и хорошего солнечного настроения. Можете отдыхать

(27 слайд)

 

Регулятивные УУД:

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

9


презентация к уроку по Чтению "Лебедь в зоопарке" Заболоцкий
PPT / 39.6 Мб

Предварительный просмотр презентации

Эпиграф к уроку Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! (Н.А. Заболоцкий)

Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут.

Николай Алексеевич Заболоцкий Лебедь в зоопарке стихотворение

Работа с учебником Страница 106 1. Какие эмоции, чувства передает это стихотворение. 2. Прочитать стихотворение с карандашом в руках (непонятные слова подчеркнуть - одной линией, трудные для произношения – двумя линиями)

Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка - Высокая лебедь плывёт.

Плывёт белоснежное диво, Животное полное грёз,

Колебля на лоне залива Лиловые тени берёз

Головка её шелковиста, И мантия снега белей

И дивные два аметиста Мерцают в глазницах у ней

И светлое льётся сиянье Над белым изгибом спины, И вся она как изваянье Приподнятой к небу волны

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи, Поджав перламутровый хвост.

И звери сидят в отдаленье, Приделаны к выступам нор,

И смотрят фигуры оленьи На воду сквозь тонкий забор.

Весь город сверкающий наш, И вся мировая столица,

Над маленьким парком теснится, Этаж громоздя на этаж. И слышит, как в сказочном мире

У самого края стены Крылатое диво на лире

Поёт нам о счастье весны.

Установите в правильном порядке 1) Песня птицы о счастье весны 2) Белоснежное диво 3) Зоопарк 1) Белоснежное диво 2) Зоопарк 3) Песня птицы о счастье весны

Домашнее задание К следующему уроку приготовить чтение наизусть одной из частей этого стихотворения По желанию – нарисовать иллюстрацию к стихотворению

ИТОГ УРОКА

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации