Карта урока литературы по Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
ФИО: Заскалкина Надежда Сергеевна
Место работы: МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 2»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Ввести в круг чтения учащихся - стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения;
– совершенствовать навыки выразительного чтения; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к природе, животному миру;
– формировать умение работать в паре, группах, слушать и понимать речь других;
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной и письменной форме),
- способствовать развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся;
– развивать умение анализировать стихотворение, определять главную мысль произведения.
Учебник: «Литературное чтение» 4 класс Л.А. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2014 (Нач. школа XXI века) с.106-107
Технологии, используемые на уроке: создание ситуации успеха, предвидение, проблематизация, теория развития критического мышления.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблицы, информационные листы
Технологическая карта
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||||||||
1.Организационный момент. (1 минута) |
(1 слайд) Настрой на работу. Эпиграф к уроку: (2 слайд) Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! - Кто автор этой строфы? (ответы детей) - Как вы понимаете фразеологизм «воду в ступе толочь»? (сидеть на месте) - Пусть эти строки Н. А. Заболоцкого станут эпиграфом нашего урока. |
Подготовка класса к работе. Чтение эпиграфа Ответы детей |
Личностные УУД: самоопределение, желание и стремление хорошо учиться. Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха. |
||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (5 минут) |
- Давайте вспомним, кем был Николай Алексеевич Заболоцкий, что вы можете рассказать про этого человека? (ответы детей) - Хорошо, ребята! Действительно, трудная судьба выпала на долю поэта. Ему пришлось пережить трагедию. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы, его сослали в ссылку на 5 лет. Наказание Заболоцкий отбывал в Алтайском крае. Но ничто не смогло сломить его веру в добро, любовь, истину, красоту. - Кто помнит, с какого возраста начал писать стихи Заболоцкий? (с третьего класса) - Ребята, как вы думаете, какими качествами наделен поэт? (эмоциональным, внимательным, наблюдательным, чутким, тонким…каждое стихотворение не похоже на другое, у него есть характер и оно несет эмоции) - Каждый ли человек сможет выразительно прочитать стихотворение и передать все чувства автора, которые он вложил в это сочинение? (ответы детей) - Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Я вам буду показывать настроение на рисунке, а вы мне должны его изобразить мимикой, попробуем? Учитель показывает карточки настроений, а ребята изображают мимикой - Молодцы, потренировались, а теперь я предлагаю поработать еще и над речевыми навыками - читаем скороговорку с разным настроением: ,, . (чтение скороговорки) (3 слайд) Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут. - Молодцы, хорошо потренировались, а теперь начнем работать. |
Участвуют в беседе. Ответы детей Показывают мимикой настроение Произносят скороговорку с разной интонацией и мимикой |
Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения. П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме. |
||||||||||||||||||
3.Определение темы и осмысление материала. Проблемная ситуация. (4 минут) |
(4 слайд) - Ребята, рассмотрите внимательно серию иллюстраций из знакомых сказок, скажите, что объединяет их? (в каждой сказке есть лебедь) - Давайте сформулируем тему урока, в этом вам помогут опорные слова на экране? (стихотворение «Лебедь в зоопарке» Н.А. Заболоцкий) (5 слайд) -Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока? (ответы детей) - Верно, познакомиться с новым произведением Н.А. Заболоцкого. Давайте начнем работу! (6 слайд) - Я вам предлагаю сегодня на уроке литературного чтения окунуться в мир творчества этого замечательного поэта, произведения которого восхищают своей неповторимостью и изобилием художественных средств. |
Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу, формулируют тему урока и цель по опорным словам |
Р.– целеполагание, планирование, прогнозирование Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения. П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака. |
||||||||||||||||||
4. Первичное восприятие текста. (5 минут) |
- Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на 106 странице (7 слайд) - И так, посмотрите на название стихотворения «Лебедь в зоопарке», дает ли нам автор понять, о чем пойдет речь в стихотворении (Да) - Пожалуйста, ваши представления, о чем пойдет речь? - Можно ли не прочитав произведение, а только судя по названию определить какие эмоция нам хочет передать автор? (Нет) - Что нужно сделать, что точно определить смысл произведения и прочувствовать эмоции? (Прочитать, прослушать произведение) - Совершенно верно, послушайте стихотворение и постарайтесь после первого восприятия ответить на вопрос – какие эмоции, чувства передает это стихотворение. Первичное чтение стихотворения учителем - И так, кто готов ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей – спокойствие, восхищение, наслаждение…) - Оправдались ли ваши первоначальные мысли, которые вызвал в вас заголовок? (Ответы детей) |
Открывают учебник Вступают в беседу с учителем Слушают стихотворение Отвечают на поставленный вопрос Вступают в беседу с учителем |
П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. П.- Построение логической цепи рассуждения К. – Уметь в коммуникации строить высказывания. |
||||||||||||||||||
5.Осмысление и обобщение материала. (10 минут) |
- В этом стихотворении вы услышали непонятные слова, ваша задача сейчас – самостоятельно «про себя» прочитать это стихотворение и с помощью простого карандаша найти и подчеркнуть одной линией - непонятные для вас слова, а двумя линиями – труднопроизносимые слова. (Вторичное чтение с карандашом) - «Одна голова хорошо – а две лучше», и так, сейчас работаем в группах, посмотрите, у каждого на парте свой цвет, организуем группы по цвету. - У нас должно получиться четыре группы. Берем учебники и занимаем места по группам. - Послушайте задание, вам нужно обсудить с товарищами в группе непонятные для вас слова и заполнить в таблице первый пустой столбец. – Всем ли словам вы смогли дать пояснительное значение? (Нет) - Ребята, с этих информационных листов, попрошу заполнить второй пустой столбец в таблице. (Заполняют) - А теперь, все ли слова вам понятны? Есть еще слова, которые непонятны? (Нет) - Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Зачитывают) Учитель делает акцент на первичные знания детей и знания добытые - вторичные -Теперь работаем над труднопроизносимыми словами. (Хоровое чтение) |
Читают стихотворение и выделяют трудные и непонятные слова Делятся по цвету на группы, рассаживаются Заполняют таблицу с помощью информационных листов Хоровое чтение |
К.- сотрудничество в поиске и выборе информации. Л. - уметь давать верное толкование слов. Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения. |
||||||||||||||||||
6.Осмысление и обобщение материала. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. (16 минут) |
- Давайте попробуем прочитать это стихотворение вмести – по рядам, стараясь передать своим чтением все эти чувства, эмоции. Хоровое чтение стихотворения (8-23 слайд) - Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение по смыслу. (3 части) (24 слайд) - Работая в группе обсудите и установите порядок названий частей стихотворения: 1) Белоснежное диво 2) Зоопарк 3) Песня птицы о счастье весны - Подходит ли каждой части заголовок? Кто бы хотел изменить заголовок? (Предложения учащихся) -Найдите и зачитайте из первой части стихотворения слова, которые помогают читателю и слушателю помогают увидеть дивную красоту птицы? (В 1-ой строфе: слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая Во 2-ой строфе: метафора «белоснежное диво», выражение «животное, полное грез», т.е. задумчивое, мечтающее В 3-ей строфе: эпитет «головка шелковиста», метафоры «мантия снега белей», «дивные два аметиста// Мерцают в глазницах у ней») - Хорошо. - Что вы узнали про зоопарк из второй части стихотворения? (Попугаи кричат, олени смотрят на воду…) - Какой город описывает поэт в последней части? (Москву) - Как вы думаете, почему? (Жил в Москве, столица России) - Подумайте, меняется ли настроение автора при чтении каждой части? (Ответы детей) - Прочитайте стихотворение в пол голоса, слушая друг друга. Во время чтения, попробуйте передать настроение автора. (Чтение в пол голоса) - Оцените чтение товарища. Анализ отметок, выборочное выразительное чтение - Как вы думаете, почему автор выбрал именно эту птицу? (Ответы детей) - Ребята, что вы знаете про эту великолепную птицу? (ответы детей) - Ребята, посмотрите, перед вами таблица, обсудите в группе эти вопросы и заполните первый пустой столбец. У вас на работу 3 минуты. Заполнение карты
- Справились с работай, давайте проверим ваши первичные знания (по одному представителю зачитывают ответы) - Ребята, как вы думаете, достаточно ли знаний у вас, хотелось бы вам узнать побольше об этой необычной птице? (Да) - Я предлагаю каждой группе материал, вам необходимо из данного текста найти нужную информацию. У вас есть 3 минуты – работаем. - Скажите, что интересного и нового вы узнали об этой птице? (Ответы детей) Учитель анализирует и подвод итог заполнения таблицы – первичные и вторичные знания учащихся. |
Хоровое чтение стихотворения Выполняют задание, обобщают, делают выводы; контролируют выполнение задания товарищами. Ответы на вопросы, рассуждения, доказательства своей точки зрения. Подготовка к выразительному чтению. Упражнение в выразительном чтении стихотворения по частям. Читают выразительно Беседа с учителем Обсуждают, заполняют таблицу Заполняют таблицу с помощью информационных листов |
Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. К.- сотрудничество в поиске и выборе информации. Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе. Р. – Умение удерживать учебную задачу. Л. - уметь подбирать верную характеристику личности. Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения. |
||||||||||||||||||
7. Домашнее задание (2 минута) |
(25 слайд) - Ну вот, наш урок подходит к логическому завершения, ребята, открываем дневники, записываем и домашнее задание. К следующему уроку приготовить чтение наизусть одной из частей этого стихотворения.
|
Записывают домашнее задание |
|
||||||||||||||||||
8.Итог урока. Рефлексия. (2 минута) |
- В одной из своих поэм Н.А. Заболоцкий написал такие строки: ...что есть красота -Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его стихах. Все эти и другие произведения Заболоцкого вы можете прочитать в этих книгах, взяв их в библиотеке. - Ребята, давайте подведем итог урока, выскажите свои чувства, которые у вас вызвало это произведение. Свой ответ начните с любой из данных фраз: (26 слайд) - Меня удивило… - Мне понравилось сегодня…. - Мне было легко … - Мне было трудно ….. - Спасибо вам ребята за урок, мне бы хотелось вам подарить солнышко, - закладку, чтобы ваш день всегда начинался с улыбки и хорошего солнечного настроения. Можете отдыхать (27 слайд) |
Регулятивные УУД: -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
9
презентация к уроку по Чтению "Лебедь в зоопарке" Заболоцкий
PPT / 39.6 Мб