12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43550
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
16

Урок на тему «Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе»

Урок литературы в 9 классе.

Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе.

Автор Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

 

 

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого, его стихами о человеке и природе;  выявить особенности поэтики Н.А.Заболоцкого; обучать интерпретации поэтического текста, умению анализировать стихотворения;  воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Долгое время, в силу многих обстоятельств (особенности творчества, характера, чисто биографи-ческие моменты), Николай Алексеевич Заболоцкий оставался в тени, был лишён читательской ауди-тории, оставался  одним из самых недооцененных авторов первой половины 20 века. Между тем сейчас литературоведы называют его одним из крупнейших поэтов этого периода, выдающимся русским лириком, «великим поэтом нашей эпохи, новатором, освежившим язык и ритмы русской поэзии»; признают, что его творчество обогатило русскую поэзию, особенно в области философской лирики, и заняло прочное место в поэтической классике 20 века. Творчество Заболоцкого знают практически все, но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий.

             Признание

     Зацелована, околдована,

     С ветром в поле когда-то обвенчана,

     Вся ты словно в оковы закована,

     Драгоценная моя женщина!

     Не веселая, не печальная,

     Словно с темного неба сошедшая,

     Ты и песнь моя обручальная,

     И звезда моя сумашедшая.

     Я склонюсь над твоими коленями,

     Обниму их с неистовой силою,

     И слезами и стихотвореньями

     Обожгу тебя, горькую, милую.

     Отвори мне лицо полуночное,

     Дай войти в эти очи тяжелые,

     В эти черные брови восточные,

     В эти руки твои полуголые.

     Что прибавится — не убавится,

     Что не сбудется — позабудется...

     Отчего же ты плачешь, красавица?

     Или это мне только чудится?

Эти стихи, принадлежащие перу Заболоцкого, стали популярным романсом, ушли в народ, и имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны – самое искреннее признание в любви из всех возможных. С другой – вопиющая несправедливость по отношению к поэту, о жизни и творчестве которого и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Николай ЗабОлотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года под Казанью, на ферме, где его отец служил агрономом. Через 7 лет, в 1910 году, семья перебралась в небольшое северное село Сернур в Уржумском уезде Вятской губернии. Детские годы будущего поэта прошли в сельской местности, и эта близость к природе оказала существенное влияние на формирование его личности и творчества. И ещё одно обстоятельство сыграло в судьбе Заболоцкого решающую роль – книги. Как он вспоминал, его истинным воспитателем и наставником стал «книжный шкаф отца». «Здесь, около книжного шкафа… я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, ещё сам не вполне понимая смысл этого большого для меня события». Таким образом, в достаточно раннем возрасте Заболоцкий определил, кем он станет – писателем: ещё до поступления в 1913 году в реальное училище в Уржума (ему было тогда 10 лет) он уже несколько лет писал стихи, в училище вместе с товарищами издавал рукописный журнал, писал стихи, очерки. Уржумское реальное училище сыграло ещё одну важную роль в судьбе юного Заболоцкого: именно здесь зародилась в мальчике любовь к живописи, любовь на всю жизнь.

     Всерьёз заниматься поэзией Заболоцкий стал в 1920-е годы. После окончания реального училища любознательный юноша приезжает в Москву и поступает на историко-филологический факультет 1-го Московского университета и одновременно на медицинский факультет 2-го Медицинского инсти-тута. Это было время интенсивной духовной жизни, творческих поисков и экспериментов. Однако голодный быт и неустроенность заставляют Заболоцкого возвратиться домой, чтобы в следующем, 1921 году, приехать в Ленинград и поступить в Педагогический институт имени Герцена на отделе-ние русского языка и литературы. Заболоцкий живёт в общежитии, много пишет, подражая то Маяковскому, то Блоку, то Есенину, считается способным студентом и даже думает посвятить себя науке. Но привязанность к поэзии оказывается сильнее. Освободиться от подражательства, найти свой путь в поэзии Заболоцкому помогает знакомство (в 1925 году) и сближение с группой молодых поэтов, называвших себя «обэриутами» (ОБЭРИУ – «Объединение реального искусства»), - Дани-илом Хармсом, Александром Введенским, Николаем Олейниковым, Константином Вагиновым. Выс-шим поэтическим достижением обэриутов многие литературоведы считают сборник Заболоцкого «Столбцы» (1929). Сам поэт обозначает содержание и тематику своего первого сборника так: «По выходе из армии я попал в обстановку последних лет нэпа. Хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей был глубоко чужд и враждебен мне. Сатирическое изображение этого быта стало темой моих стихов 1927 – 1928 годов, которые впоследствии составили книгу «Столбцов». «Столб-цы» - книга о советском мещанстве, о том, как на смену кровавым временам пришли времена пош-лые (впрочем, тоже не бескровные). Обыватели потянулись к «изящной жизни». Название «Столб-цы» как бы подчёркивало отличие от «высокой» поэзии (это будто и не стихи, а просто строчки, за-писанные столбиком). Но сам поэт говорил, что он хотел названием книги выразить «понятие дис-циплины, порядка – всего, что противостоит стихии мещанства». «Столбцы» были встречены крити-кой настороженно и неодобрительно. Всем обэриутам был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». Обэриуты еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились.

     Уже в 1929 году Заболоцкий почувствовал, что в творчестве всё дальше и дальше отходит от обэ-риутов, да и замкнутая атмосфера полулегальных литературных кружков была ему не по душе. Вско-ре он перестал считать себя членом группы, хотя дружеских отношений с обэриутами не прерывал.

     1930-е годы – драматический период в биографии поэта. Он создаёт поэмы «Торжество земледе-лия», «Безумный волк», «Деревья». Они родились под непосредственным влиянием на Заболоцкого книги Ф.Энгельса «Диалектика природы» и трудов К.Циолковского. В 1931 – 1932 годах между великим русским учёным и поэтов возникла переписка: Заболоцкий отправил Циолковскому свою поэму «Торжество земледелия», а тот в ответ несколько своих работ. В трудах Энгельса и Циолков-ского поэта привлекали вера в существование разума в природе, во всех живых существах, вера в постоянное творчество природы, в решительные перемены, которые произойдут на Земле под воздействием человеческого разума. Однако в своей поэме Заболоцкий высказывал идеи, серьёзно отличавшиеся от идей мыслителей, произведение носило утопический характер и в условиях нового общественного строя, в условиях коллективизации воспринималась многими как сатира на современ-ную деревню и даже на социалистические идеалы вообще. Эта поэма, как и другие уже названные, получила жесточайший разнос в прессе.

   Заболоцкий почти перестал писать, занимался главным образом переводческой деятельностью. 19 марта 1938 года он был арестован по ложному обвинению и после жесточайшего допроса, который продолжался более 4-х суток, и последовавшего за ним содержания в тюремной психиатрической больнице был приговорён к пяти годам лагерей. Он прошёл через пытки, помрачение рассудка, но никого не оговорил и до конца следствия утверждал, что невиновен.

Поэт провёл в лагерях Дальнего Востока, Алтая, Казахстана 8 лет (1938 – 1946): работал на лесопо-вале, на взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали. Жизнь ему спасла счастли-вая случайность: после нескольких месяцев общих работ он выдал себя за чертёжника, смог устрои-ться в проектное бюро и быстро освоил это ремесло. Эти годы – пора вынужденного молчания: за 8 лет поэт написал всего 2 стихотворения («Лесное озеро» и «Соловей»), в которых размышлял о взаи-моотношениях человека и природы.

   После возвращения из лагерей поэт занимался в основном переводами. В 1945 году он закончил работу над переводом «Слова о полку Игореве», начатую ещё до ареста и продолженную в тяжёлых лагерных условиях. Он первый познакомил русских читателей с шедевром грузинской литературы, переведя поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; переводил Заболоцкий и произведения украинских, венгерских, итальянских, сербских авторов.

   «Своих стихов не пишу и не знаю, как их нужно писать», - признаётся поэт в одном из писем 1946 года. И всё-таки вскоре появляется несколько лирических стихотворений, в их числе – одно из самых знаменитых - «Я не ищу гармонии в природе...» (чтение).

— Заболоцкий — продолжатель классической традиции русской литературы. Вчитайтесь в стихотво-рение, попробуйте самостоятельно понять, на какое произведение опирается автор.

- В этом стихотворении Заболоцкий опирается на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

   Вспомним, какова основная идея стихотворения Лермонтова.

 Созерцая природу в наиболее гармоничных ее проявлениях, лирический герой находит душевное успокоение.

- Заболоцкий выдвигает мнение, полярное высказыванию Лермонтова: «Я не ищу гармонии в природе». Какие строфы утверждают это мнение Заболоцкого?

– Какой мы видим природу у Заболоцкого?

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен.

—Природа видит сон. Что же ей снится?

 Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции («блестящий вал турбины»), четкий ритм, электрический свет («зарево плотины»), слышит «пенье труб» электростанций, заводов.

- Благодаря этому выражению сооружения, созданные человеком, превращаются в органы природы, на которых она играет свои симфонии. Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Как вы её понимаете? Как она связана с первой строфой, отрицающей «разумную соразмерность начал» в природе?

 Человек — дитя природы, именно благодаря его труду, в первую очередь духовному, природа постигает самое себя, обретает гармонию.

- Таким образом, начиная со спора с Лермонтовым, отрицая возможность гармонии в природе, Забо-лоцкий приходит к выводу, что гармония эта будет осуществлена благодаря усилиям человеческой мысли и чувства, благодаря творческой и творящей воле.

   Традиции русской литературы продолжает поэт и в стихотворении «Завещание» (1947), (чтение).

- Часть строк этого стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?

«Нет, весь я не умру— душа в заветной лире//Мой прах переживет и тленья убежит».

– Стихотворение «Завещание» - итог многолетних размышлений поэта о человеке и мире, о личном бессмертии. Лейтмотив стихотворения – утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь». Поэт уверен, что преемственность поколений существует, что сила мысли становится своеобразным связующим звеном с потомками, и это даёт ему надежду на вечность.

      Тематика стихотворений Заболоцкого разнообразна. Одной из важнейших тем творчества поэта является тема красоты. В написанном в 1955 году стихотворении «Некрасивая девочка» Заболоцкий ставит вопрос:

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

   В том же году поэт создаёт стихотворение «О красоте человеческих лиц». Какие же лица автор считает красивыми? Обратимся к тексту (чтение).

- Какой основной художественный приём использован в этом стихотворении?

Метафорическое сравнение.

- Какие лица описывает поэт?

 «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом». Портал -  это главный вход большого здания, его фасад; «пышный» – нарядный, красивый. Но за красивым лицом скрывается духовное убожество, что подчёркивается антонимами: «великое чудится в малом». Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица  - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг» (сычуг – фаршированный мясом желудок). Эпитет «жалких» создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. «Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница» - замкнутые, живущие только собой и своими проблемами люди тоже не привлекают автора. «Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно» - сравнение человеческого лица с величественным, но опустевшим замком подчёркивает утрату человеком мечты, надежды, что лишает его красоты.

А «Есть лица - подобья ликующих песен.// Из этих, как солнце, сияющих нот// Составлена песня небесных высот» - такие лица и являются прекрасными.

- Что же, по мнению Заболоцкого, есть красота?

Красота – это внутренне богатство человека, жизнь его души.

- В 1956 году Заболоцкий пишет стихотворение, навеянное лагерной жизнью, - «Где-то в поле возле Магадана». Тема эта была запретной в советской литературе, Заболоцкий обратился к ней еще до Солженицына.

     Магаданская область, которая находится на северном побережье Охотского моря, в сталинское время была одним из крупных центров ГУЛАГа. Область почти непригодна для жизни людей: в январе — от -38 до -19 градусов, в июле — от 3 до 16 градусов; большое количество осадков, многолетняя мерзлота, скудные почвы, на которых располагаются тундры и лесотундры. И именно сюда ссылали неугодных власти.

      Герои стихотворения — «два несчастных русских старика», которые в 30-е годы были посажены как кулаки. Кулакам давали десять лет тюрьмы, а затем, уже в начале войны, всем было добавлено еще по десять лет. Чтобы не возиться... Да и дармовая рабочая сила была нужна... За это время люди, посаженные молодыми или в зрелом возрасте, превратились в стариков. Они уже без надежды на освобождение вспоминают «о родимых хатах»:

Вся душа у них перегорела

Вдалеке от близких и родных...

    Тем, кто был осужден как кулак, в лагерях жилось особенно трудно: они находились там вместе с преступниками («бандиты шайки воровской»), которые считались классово более близким элемен-том к рабочим, и, соответственно, отношение со стороны охранников-солдат к ним было мягче, чем к политическим заключенным, которые подвергались унизительным издевательствам со стороны и тех, и других. Спастись от мучений политические заключенные могли, только оказавшись во внутри-лагерной тюрьме («околодок»), в страшных условиях, или отправившись в город, в наряд за мукой. Сани с мукой везла лошадь, а люди должны были идти пешком.

   Физические и нравственные мучения приводят к тому, что люди теряют волю к жизни и решают добровольно уйти из неё. Старики, «не глядя друг на друга», словно стыдясь охватившей их душу слабости, сели на стоявшие у дороги пни, чтобы замерзнуть без движения. Может быть, будучи ре-лигиозными людьми, они помнили, что самоубийство — смертный грех, но не могли больше выно-сить неизвестность, физические и душевные муки.

   В своё повествование автор включает рассказ о «дивной мистерии вселенной» в «театре северных светил». Как вы думаете, зачем вводит Заболоцкий в стихотворение высокий образ звездного неба?

- Звезды — «символы свободы» — не смотрели на людей, когда они покорно шли рядом с розваль-нями (низкие широкие сани без сиденья, с боками, расходящимися врозь от передка). Когда же старики решили уйти из жизни, то «созвездья Магадана» засверкали, «став над головой», — образ почетного караула у гроба: герои выбирают свободу (смерть), и звезды возвращаются к погибшим людям.

     В конце жизни Заболоцкий создаёт цикл «Последняя любовь» - 10 стихотворений, объединённых одной темой, хотя о любви поэт прежде никогда не писал. Одно из стихотворений этого цикла про-звучало в начале урока. Ещё одно – «Можжевеловый куст» вы читали дома. Именно это стихотворе-ние известный писатель В.Каверин назвал открытием в русской поэзии 20 века. Почему? Обратимся к тексту (чтение).

  - Стихотворение символично, а обстоятельства его написания связаны с личной драмой автора: в 1956 году от него ушла жена, верная и преданная спутница на протяжении долгих лет лагерей, беззвестности, нужды и лишений. И хотя в 1958 году она вернулась, прежние отношения в семье так и не наладились. Этим ощущением вернувшегося счастья и вместе с тем осознанием невозможности возврата к былой любви и проникнуто стихотворение.

     Куст можжевельника, одновременно олицетворяющий и радость, и печаль автора, ассоциируется с любимой женщиной. Лирический герой видит «чуть живое подобье» её улыбки, слышит «лепет изменчивых уст» и никак не может забыть измену. Об этом говорит и «металлический хруст» - звук разрушения, и образ «облетевшего…садика», безжизненного и пустого, символизирующего душевное опустошение лирического героя после пережитого потрясения.

    Заболоцкий умер на творческом взлёте 14 октября 1958 года от сердечного приступа.

4.Д/З: прочитать рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

Литература: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература 9 класс. – М.: Просвещение, 2013

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.