Справочный материал «Наблюдение за насекомыми»

5
0
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Наблюдение за насекомыми

Где бы ни гуляли дошкольники - в парке, в лесу или на лужайке - везде им можно предложить интересные наблюдения. Например, насекомые: каждое из них имеет свои интересные приспособительные особен­ности.

Божьи коровки - очень доступные ма­ленькие жучки, их легко найти среди зеле­ни, они бывают разной окраски и с неодина­ковым количеством точек на спинке - это их видовые различия (но не прожитые годы); окраска яркая, предостерегающая, они защи­щаются специальной жидкостью, которую выпускают, когда их кто-то хватает.

Бронзовки, или майские жуки нередко встречаются среди травы, они стремительно летают, раскрывая жесткие надкрылья и выпуская мягкие полупрозрачные крылья, громко жужжат; у них, как у всех насеко­мых, шесть ножек, которые легко посчитать.

Самые разные бабочки - красивая фор­ма, похожая на цветок, разноцветная окрас­ка, порхающий полет; они садятся на цветы, добывая сок длинным хоботком; среди про­чих выделяется "павлиний глаз", - бабочка имеет двойную защитную окраску крыльев: снизу коричневую маскирующую, сверху яр­кую с глазчатыми пятнами, отпугивающую.

Кузнечики имеют зеленую окраску, хо­рошо маскирующая кузнечика в траве, заме­чательные ноги-пружинки, которые высоко подбрасывают их в прыжке; в жаркий день они издают громкое стрекотание, которое при­ятно слушать.

Разные мухи, справедливо вызывают отрицательное отношение к ним, но имеют удивительно интересные формы приспособ­ленности: стремительный неровный полет, умение быстро ползать не только по столу, но и по тонкой веревке, по гладкому верти­кальному стеклу, вверх ногами по потолку; они интересно поедают хоботком сладкие капли, крошки; чистят себя передними и зад­ними ногами.

Хищницы-стрекозы возле пруда или речки привлекают внимание своим краси­вым обликом, стремительным полетом, ко­торый позволяет им на лету ловить насекомых; у них большие глаза, мощные челюсти - это настоящие "тигры" в воздухе.

В лесу в на­чале осени мож­но обнаружить разные интерес­ные явления. Синицы разных видов собирают­ся в стайки и в поисках насеко­мых тщательно обследуют кору и ветки деревь­ев. Можно встре­тить ежа, иголки которого униза­ны сухими листьями, - он гото­вится к зимней спячке, натаски­вает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может скакать белка с желудем или гри­бом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем еж: запасает еду - грибы нака­лывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи, желуди складывает в дупло. Белка найдет свои запасы в холодное зим­нее время.

                       Для успешной работы необходимо, чтобы школь­ники вели дневник наблюдений. По окончании года дневники желательно собрать, чтобы материал, на­копленный в них, мог быть использован на последующих занятиях кружка .

               Опираясь на результаты наблюдений, можно наглядно пока­зать воздействие абиотических факторов среды на биотические.

 Своеобразные условия городской среды по разному влияют на живые организмы.. Для большинства из них они неблагоприятны. Однако некоторые виды находят в городе пригодные для себя условия и процветают здесь в отсутствие конкурентов. Из растений к таким относятся виды, произрастающие на пришкольном участке: полынь, лопух, чертополох, горец птичий, одуванчик и др.   виды.

Наиболее результативными  являются наблюдения за птицами.( воробей, голубь, ворона) .

Наблюдения за птицами

Наблюдения за воробьями

 

Комментарии
Комментариев пока нет.