Наблюдение за насекомыми
Где бы ни гуляли дошкольники - в парке, в лесу или на лужайке - везде им можно предложить интересные наблюдения. Например, насекомые: каждое из них имеет свои интересные приспособительные особенности.
Божьи коровки - очень доступные маленькие жучки, их легко найти среди зелени, они бывают разной окраски и с неодинаковым количеством точек на спинке - это их видовые различия (но не прожитые годы); окраска яркая, предостерегающая, они защищаются специальной жидкостью, которую выпускают, когда их кто-то хватает.
Бронзовки, или майские жуки нередко встречаются среди травы, они стремительно летают, раскрывая жесткие надкрылья и выпуская мягкие полупрозрачные крылья, громко жужжат; у них, как у всех насекомых, шесть ножек, которые легко посчитать.
Самые разные бабочки - красивая форма, похожая на цветок, разноцветная окраска, порхающий полет; они садятся на цветы, добывая сок длинным хоботком; среди прочих выделяется "павлиний глаз", - бабочка имеет двойную защитную окраску крыльев: снизу коричневую маскирующую, сверху яркую с глазчатыми пятнами, отпугивающую.
Кузнечики имеют зеленую окраску, хорошо маскирующая кузнечика в траве, замечательные ноги-пружинки, которые высоко подбрасывают их в прыжке; в жаркий день они издают громкое стрекотание, которое приятно слушать.
Разные мухи, справедливо вызывают отрицательное отношение к ним, но имеют удивительно интересные формы приспособленности: стремительный неровный полет, умение быстро ползать не только по столу, но и по тонкой веревке, по гладкому вертикальному стеклу, вверх ногами по потолку; они интересно поедают хоботком сладкие капли, крошки; чистят себя передними и задними ногами.
Хищницы-стрекозы возле пруда или речки привлекают внимание своим красивым обликом, стремительным полетом, который позволяет им на лету ловить насекомых; у них большие глаза, мощные челюсти - это настоящие "тигры" в воздухе.
В лесу в начале осени можно обнаружить разные интересные явления. Синицы разных видов собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, - он готовится к зимней спячке, натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может скакать белка с желудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем еж: запасает еду - грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи, желуди складывает в дупло. Белка найдет свои запасы в холодное зимнее время.
Для успешной работы необходимо, чтобы школьники вели дневник наблюдений. По окончании года дневники желательно собрать, чтобы материал, накопленный в них, мог быть использован на последующих занятиях кружка .
Опираясь на результаты наблюдений, можно наглядно показать воздействие абиотических факторов среды на биотические.
Своеобразные условия городской среды по разному влияют на живые организмы.. Для большинства из них они неблагоприятны. Однако некоторые виды находят в городе пригодные для себя условия и процветают здесь в отсутствие конкурентов. Из растений к таким относятся виды, произрастающие на пришкольном участке: полынь, лопух, чертополох, горец птичий, одуванчик и др. виды.
Наиболее результативными являются наблюдения за птицами.( воробей, голубь, ворона) .