Прогулка «Наблюдение за цветами на клумбе»
Цель:
- формирование представлений о многообразии цветов.
Задачи.
Образовательная:
- расширять представление о частях растений.
- учить любоваться растущими цветами.
Развивающие:
- развивать умение обобщать по существенным признакам;
- развивать речь, активизировать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к прекрасным творением природы.
Ход прогулки.
Загадка.
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
Дети. Летом.
Воспитатель.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам погулять и посмотреть на наши клумбы.
(Дети идут к клумбам.)
Послушайте стихотворение.
Я иду по зелёному лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли».
Воспитатель с детьми подходят к клумбе.
(Предложить детям рассмотреть цветы и вспомнить названия.)
Воспитатель.
Послушайте загадку.
Листики в спирали гнутся,
И друг к другу жмутся,
А над ними те цветы,
Не бутоны, а духи,
Что же это за цветы?
Дети. Лилия
Воспитатель. Правильно, лилия.
Из-за своего длинного стебля лилии всегда сажают внутри клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво среди более низких цветов у периферии цветника. У лилии очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую разетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают оранжевыми, снежно-белыми, тигровыми (испещренными чёрными пятнами) и т. д. Корень у лилии — луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, - они большие и оранжевые; большие чёрные тычинки с пыльцевыми мешочками на кончиках; в середине один высокий пестик.
Загадка.
Много нежных лепесточков,
У красивеньких цветочков,
Запах ароматный -
Не для всех приятный.
Лепесточек бархатный,
У цветочков - (бархатцах).
Воспитатель.
Бархатцы — это однолетние растения семейства Астровые. Они не требовательны к влаге, устойчивы к жаре и засухе, в любом возрасте легко переносят пересадку и дают самосев, чувствительны к заморозкам. Бархатцы предпочитают открытые солнечные места, но могут расти и в полутени.
Воспитатель.
Послушайте сказку о маленьких бархатцах.
Жил-был на свете старый-старый сад. Деревья в нем были толстые, высокие и, казалось, своими ветвями они поддерживали небо, чтобы оно не упало на землю.
Жизнь сада была простой и размеренной. Весной деревья просыпались от зимнего сна, ветки покрывались белым ароматным кружевом, над которым гудели трудолюбивые пчёлы, собирая нектар. Потом ветер своими нежными руками срывал лепестки и над садом кружилась метель из былых цветов. Затем появлялась листва, сад становился шумным, говорливым.
Летом и в начале осени созревали и наливались соком плоды – яблоки, груши. Осенний сад становился тише, задумчивей, ветки под тяжестью плодов опускались ниже, и спелые плоды падали на землю. Ветки же, освободившись от груза, снова тянулись к небу.
Когда опадали последние листья, сад замолкал, и ветер начинал навевать ему зимние сны. Из-за реки прилетала метель. Она кружилась над садом, укрывая землю белым ковром, и сад засыпал.
И так было всегда. Но однажды глубокой осенью подул вдруг теплый ветер, и потемневший от недавних заморозков кустик бархатцев, который рос под яблоней, подумал, что пришла весна. На его почти сухих ветках, давно отцветших и хранящих коробочки созревших семян, вдруг распустились маленькие ярко-жёлтые цветы. Казалось, что в сад заглянуло солнце.
Когда малыши вышли в сад на прогулку, они сразу увидели, что в саду случилось чудо, и побежали к цветам. Они так радовались друг другу – дети и цветы! А потом малыши подумали, что цветы могут погибнуть от возможного заморозка. Они выкопали кустик с корнями и принесли в дом.
Мама, увидев цветы, тоже обрадовалась, заулыбалась. Она обрезала сухие ветки, корни и поставила цветы в вазу с водой. А семена цветов дети сложили в конверт и отдали его маме, чтобы когда придет настоящая весна, посадить в саду много-много таких бархатцев.
В доме было тепло, светло, совсем не так, как в сыром саду. И цветы, отогревшись, наполнили дом пряным ароматом. В этом аромате была и сладость теплых летних дней, и горечь холодных осенних ночей, и свежесть утренних заморозков. Аромат был таким сильным, что даже старый пёс Джек, который давно уже утратил свой острый нюх и перестал удивляться чему-либо, поднялся со своего коврика и пришёл в комнату, где на столе благоухали цветы. Джек сел возле стола и стал задумчиво смотреть на букет. О чем он думал? Может быть, он вспоминал, как пахнет весной пробудившаяся земля, как интересно было ему читать эту новую книгу запахов и определять, где в траве пробежала мышь, а где ночевала птица?
И мама, и малыши, и цветы не знали, о чем думал Джек. Но всем им было хорошо и радостно. И хотя за окном стоял хмурый осенний день, в доме царило солнечное лето. И вернули его маленькие жёлтые бархатцы.
Загадка.
В нашем парке есть газоны,
Расцвели там ...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно.
Дети. Петуния.
Воспитатель.
Петуния (петунья) (лат. Petunia) – это многолетнее или однолетнее, травянистое или полукустарниковое цветковое растение, которое относится к классу двудольные, порядку паслёноцветные, семейству паслёновые, роду петуния. Петуния – это растение со слабоветвистой корневой системой стержневого типа с придаточными корнями и неглубоким залеганием. Стебли петунии округлые, окрашены в зеленый цвет, густоветвистые, с побегами второго и третьего порядков. В зависимости от вида или сорта они могут быть как прямостоячими, так и стелящимися, низкорослыми (высотой от 20 до 30 см) или высокорослыми (с высотой стебля от 60 до 70 см).
Разнообразные по форме и размеру, сидячие или с короткими черенками листья петунии окрашены в зеленый или темно-зеленый цвет. На побегах они располагаются в очередном порядке. Как листья, так и стебли этих растений полностью покрыты мелкими волосками.
Цветки петунии с короткими цветоножками, одиночные, воронкообразной формы, с расширяющимся к верху раструбом, располагаются в пазухах листьев растения. Венчик диаметром от 5 до 16 см образуется пятью сросшимися между собой гладкими или складчатыми лепестками, края которых могут быть ровными, волнистыми и даже гофрированными.
Окраска петуний поражает разнообразием цветовой гаммы и ее оттенков. Основной фон цветка может изменяться от белоснежного до светло-розового и темно-пурпурного или от нежно-лавандового до иссиня-черного. Кроме того, прожилки более темного цвета, пронизывающие лепестки цветков, контрастные пятна, светлая окантовка края венчика или центра цветка придают общей окраске петунии более глубокую насыщенность.
После того, как растение отцветет, образуется плод, имеющий вид двустворчатой коробочки с мелкими семенами, количество которых колеблется от 100 до 300 штук.
Найти одинаковые цветы (лилии и петунии) и цветы, собранные в соцветия.
Рассмотреть отличия этих цветов.
Воспитатель.
Все цветы радуют глаз и украшают окружающее пространство.
Давайте вспомним стихи.
1.Мы цветочки все польём
Жарким ясным летним днём.
Будем мы беречь цветы,
Чтоб они всегда цвели.
2. Весной и летом там и тут
На радость всем цветы цветут:
В лесу лесные, в поле — полевые,
Душистые, красивые, живые.
Поэтому не рву цветы.
А ты?
3. Ромашки бархатны для нас
Весёлый май в тиши припас,
Но мы их обрывать не будем -
Пускай цветут на радость людям.
Дидактическая игра « Магазин «Цветы»
Цель: учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.
Ход игры.
Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не назвать его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел магазина, в котором он стоит (полевые, садовые, комнатные), затем выдать покупку.
Воспитатель.
- Ребята, вспомним приметы о цветах.
1. Перед дождём не раскрывают своих цветов роза, ноготки.
2. К 8 часам утра открывают свои соцветия бархатцы.
3. Ноготки не раскрывают своих цветов — к дождю.
Воспитатель.
Молодцы!
Вопросы.
- Что надо сделать, чтобы на клумбе зазеленели цветы?
Дети. Посадить рассаду.
- А чтобы рассада хорошо росла, что надо сделать?
Дети. Поливать, выпалывать сорняки.
- А кто знает, что такое сорняки?
Опыт «Потребность растений в воде»
Дети подходят к клумбе и обращаем внимание на состояние цветов. Те цветы в клумбах, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле. Те же, которые поливали, стоят с гордо поднятыми головками.
Вывод: растениям необходима вода.
Игра «Развиваем внимание»
Цель: развивать внимание.
Ход игры.
Детям предлагаю оглядеться вокруг себя (5-10 сек.) и запомнить как можно больше цветов по порядку. Затем завязать глаза. Поменять цветок местами, и попросить перечислить по порядку как было. Что изменилось?
Труд на участке. Полив клумб.
Цель: учить трудиться сообща.
Воспитатель.
- Ребята, что нового вы узнали о цветах?
- Какой можно сделать вывод из наблюдения?
Горбачёва Марина Юрьевна
Антонова Надежда Николаевна
Елена Владимировна
Антонова Надежда Николаевна
Елена Владимировна
Порошина Ольга Анатольевна
Антонова Надежда Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Антонова Надежда Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Козлова Лариса Викторовна
Янова Татьяна Викторовна