Методическая разработка «Начинающий актер игрового фильма»
« НАЧИНАЮЩИЙ АКТЕР ИГРОВОГО ФИЛЬМА» УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения |
|||
п/п |
Тематическое планирование |
Почасовое планирование |
Всего:
|
1. |
Вводное занятие , правила по т / б. |
Педагог инструктирует по технике безопасности. Объясняет правила поведения в классе ,в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования ,знакомит со спецификой изучаемых предметов. |
2 |
2. |
Введение в актерскую профессию |
Знакомство с понятием « Визитная карточка актера « Усвоение понятия « дар перевоплощения « Закрепление правил поведения в мизансценах Осмысление всего материала, связанного с ролью |
2 2 3 3 |
3. |
Работа актера над сценарием |
Знакомство со сценарием фильма Станция « ЧИТАЙКА « Выбор роли и обсуждение темы сценария. Рассказ- «Эстафета» - придумывание окончания сценария Конкурс идей « Что бы я сделал, чтобы помочь начинающему актеру ?» Защита фантастических проектов « Актер 21 Века « |
1 1 2 2 2 2 |
4. |
Этикет современного актера |
Лекция « ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ «? Инсценировка « Непрошенный гость «» Выездная экскурсия « Я поведу тебя в музей кино « Тренинг « Позвони, мне позвони « Беседа « Игра вежливых « Ролевая игра «Ваше поведение- это ваше все Игра «НЕТ « и НЕ « в ЭТИКЕТЕ Семинар « Нужно ли говорить правду « Шуточный тест « Счастливого пути» |
1 1 1 1 1 1 1 2 1 |
5. |
Актерско-психологический тренинг |
Воображение- глаза души « Формирование событий « Разыгрывание этюдов « На отдыхе « Сценическое перевоплощение « Разыгрываем конфликт « Партнерство в актерской игре «Передача настроения « Воздействие словом « Слово в жизни и на сцене « Через творчество к самосовершенствованию « Сценические импровизации «Эмоции и жизненные силы «Относительность эмоций « Наши социальные роли» Разыгрывание ситуаций « Моральные заповеди человека «Уважение и самоуважение « Человек ,будь человеком « Что такое человеколюбие « Интеллектуально-творческие дела Миниатюры « Полезные дела «, « Акция милосердия « Десять заповедей творческих личностей ( по П.Вайнцвангу) Тест – « Твой творческий потенциал « |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
6. |
История гримерного искусства |
Основные сведения о гриме Развитие гримерного искусства в России Грим ,как компонент сказочного образа Грим и троансформация образа Грим « Детское лицо « (раны,шрамы,синяки,мушки,слезы ) |
2 2 2 2 2 |
7. |
Творческий практикум
|
Конкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки « Игровая программа «Сказочный чемпионат» Викторина « Сказочный Алфавит « Сказочный карнавал « Разные маски у веселой сказки « Брейн-ринг Сказочное Ассорти «» Игра для знатоков « Сказочный Покер « |
4 4 2 4 4 2 |
8. |
Сценические игры |
Шуточная олимпиада по сплочению детского коллектива Сказочно- сюжетные эстафеты Цирковые представления- этюды Стихотворные импровизированные сказки Командные игры на скорость,сноровку,смекалку |
4 4 2 1 4 |
9. |
Основы экранной культуры |
Вечер-отчет «Путешествие в мир кино « Творческий вечер « Что такое грамотный зритель ?» Мастер-класс « Откуда пришло кино « Творческая встреча «Открытие языка кино « Творческий отчет « Крупным планом « Мини-рецензия «В поисках нового кино « Творческий отчет « Страницы истории кино « Кинодиспут « Виды и жанры кино « Творческий отчет « Стилистика авторского кино |
3 3 3 3 3 4 3 3 3 |
10. |
Сказочная киносъемка |
Съемка конкурса « В гостях у Русалки « Съемка программы « Сказочный чемпионат « Съемка карнавала « Разные маски у веселой сказки « Съемка брейн-ринга « Сказочное Ассорти « Съемка знатоков « Сказочный Покер « |
4 4 4 4 4 |
11. |
Итоговое занятие |
Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ неудач. Работа над ошибками |
2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 год обучения |
|||
п/п |
Тематическое планирование |
Почасовое планирование |
Всего: |
1. |
Вводное занятие , правила по т / б. |
Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе ,в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования ,знакомит со спецификой изучаемых предметов. |
2 |
2. |
Основы актерской профессии |
Творческие задания на сценической площадке «ПРОФЕССИОНАЛЫ « Упражнения по развитию речи ( дыхательная ,голосовая , артикуляционная гимнастика ) Подвижные командные игры « Шуточная олимпиада « Драматургические опыты ( импровизированные показы ,инсценировки произведений детских писателей,конфликтные ситуации ,характеры и поступки героев) Игры с использованием карточек « Артисты пантомимы « (готовятся заранее ) Задания, выполняемые в зале и на сцене «Что бы это значило «, « Скульптор и модель « Массовые сценки из современной жизни « Пресс-конференция « |
1 2 1 1 1 2 2 |
3. |
Работа актера над сценарием |
Выбор роли и обсуждение темы сценария. Выделение эпизодов в сценарии и их пересказ. Поиски музыкального решения. Переход к тексту , уточнение мотивов поведения актера. Репетиция всей сцены целиком. Уточнение темпоритма постановки. |
6 6 6 6 8 6 |
4. |
Этикет актера на съемочной площадке |
Беседа « ОДИН ДЕНЬ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА « Отработка правил сценической этики Развитие чувства партнерства. Сохранение творческой свободы актера Развитие культуры общения в коллективе Мини- спектакль « Болтовня « Ролевая игра « В чем залог твоего успеха ? « Ролевая игра « Чувство времени. Благодарность « . Игра « Юмор, Сатира « Семинар « Этические ситуации « Лекция « Вся наша жизнь- игра « Беседа « Общение по Интернету « |
1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 |
5. |
Актерский тренинг |
Усваивая тренинг ребята овладевать своими эмоциями , чувствами , смогут раскрепощаться , проявлять себя достойно в нестандартных ситуациях , находить выход из трудных ситуаций , преодолевать комплексы , усвоят основы пантомимы и пластики. У учащихся также повысится стремление к постоянному культурному росту. Знакомство с актерским тренингом : упражнение на внимание , на развитие памяти , Актерский звукоряд « О А У Ы И «. Аукцион « У лукоморья «- отгадывание произведений А.С. Пушкина. Ввод новых упражнений на внимание ( двойная цепочка хлопков ), упражнения на пластику . проведение этюдов. Пантомима « Живая картина «. Повторение, закрепление полученных навыков , упражнений на дикцию- чтение скороговорок – скороговорная пятиминутка . Задания на различные ситуации в игре « Профессор и студент «. Ввод новых упражнений на внимание и реакцию в игре « Автобус в час пик «.и др.
|
10 10 10 10 10 10 10 10 10 |
6. |
Основы грима |
Знакомство с приемами наложения грима. Знакомство с видами грима ( конкурсный, карнавальный, театральный ) Мимика и грим актера Взаимосвязь грима ,прически и костюма в сценическом образе |
6 8 6 8 |
7. |
Творческий практикум |
Конкурс актерского мастерства « Мисс Очарование « ( мода, хобби, пародия на песню,диктор телевидения , танцы, рекламная пауза ). Конкурс по гримерному искусству « Разрисуй себя « с помощью несложных приемов превращения в клоуна . вампира , колдуна , бабочку и др. Викторина « В В В « - Вечер веселых вопросов , Развитие смекалки , остроумия ,прогнозлотерея. Миниконцетр: пантомима , экспромт , импровизация в озвучивании отрывков и т.д. |
10 10 9 9 |
8. |
Сценическая ритмопластика |
Игры на развитие двигательных способностей, координация движения. Ритмические этюды , быстрота реакции. Чувство ритма, пластика движений рук. Музыкально- пластические импровизации Жесты – как важное средство выразительности |
5 5 5 5 5 3 |
9. |
Основы экранной культуры
|
Вводное занятие. Беседа о фильмах и телепередачах. Рассказ о своих любимых фильмах. Что такое экранные искусства.Кино, видео, телевидение- что у них общего ? Работа над восприятием и навыки анализа фильма. Развитие внимания к внешнему облику героев/ выражение лица, походка, мимика, костюм / Общее настроение фильма, смена эмоционального состояния в процессе просмотра фильма |
7 7 9 7 7 7 |
10. |
Съемка телепроб, этюдов, сюжетов |
Съемка телепроб в КАМ - « Мисс очарование « Съемка конкурсной программы « Разрисуй себя « Съемка телеэтюдов на заданную педагогом тему. Съемка итоговых телесюжетов в Миниконцерте. |
11 11 11 11 |
11. |
Итоговое занятие |
Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ. |
2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 год обучения |
|||
п/п |
Тематическое планирование |
Почасовое планирование |
Всего: |
1. |
Вводное занятие , правила по т / б. |
Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. |
2 |
2. |
Основные актерские закономерности |
Перевоплощение актера в образ. Движение по событиям , факту, охвату роли. Логика и последовательность действий. Вкладывание в роль частичку самого себя |
3 3 3 |
3. |
Понятие современности актера |
Диалектика души в современной актерской игре. Развитие актерской техники, способствующей освобождения от наигрышей , фальши. Отработка такого понятия: как «рождение характера героя « Установление живых связей самого персонажа со средой в постановке. |
5 5 5 7 |
4. |
Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино |
Комедийный актер Характеристика ,поведение,поступки. Фантастический актер. Внешний вид : выражение лица,походка,мимика, костюм . Мифологический актер.Поступки, настроение,чувства. Приключенческий актер. Особенности и характер героя. |
6 6 6 5 |
5. |
Актерский тренинг . |
Повторение упражнений , ввод новых . Пример :» Зрители и артисты « - на внимание. Дружеский портрет» - на пластику; актерские этюды. Новые упражнения на дикцию ( с орехами во рту ), скороговорки . Репетиции с опорными словами в репликах. Задания на различные ситуации. Выбор пьесы сценария. Разговор об авторе, эпохе , людях того времени Задача и сверхзадача роли. Характер сценического рисунка героев. Импровизация на основе текста роли |
12 12 12 12 12 12 12 12 3 |
6. |
Гримерное искусство . |
Понятие сценического грима.. Правила наложения портретного грима. Цвет, освещение и грим. Грим и жанр кино |
6 6 6 8 |
7. |
Творческий практикум
|
КВН «Остров Буян «- конкурсы ,развлечения, состязания. Литературная игра по произведениям писателей 19 Века. Телеграммы,отрывки ,персонажи ,которые надо угадать. Конкурс актерского мастерства « Именинное телевидение « . Сцена знакомств, ведущие телепередач: « Герой дня « , « Песня 2000» , реклама на ТВ , рецензия. Видеоконкурс актерского мастерства « Король и Королева Экрана - 200….. года « |
9 9 9 9 |
8. |
Сценическая ритмопластика
|
Действие с воображаемыми предметами . Пластика свободных образов и характеров сказочных героев. Пластика тела в импровизированном спектакле. Тренировка веры , фантазии и пластической выразительности |
6 6 8 8 |
9. |
Основы экранной культуры |
Вводное занятие. Кино и другие виды искусств. Кадр в фильме: из чего состоит фильм ? Кино - рассказ в кадрах. Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя. Соединение кадров и рождение нового смысла. Обмен впечатлениями и мнениями о фильмах , просмотренных за год |
8 9 9 9 9 |
10. |
Съемка теленовелл , мини- фильмов и игровых телепрограмм |
Съемка конкурсно-игровой программы КВН «Остров Буян « Съемка телеигры « Литературное лото « Съемка игровых теленовелл в разделе « Именинное телевидение « Съемка короткометражного фильма. Съемка видеоконкурса « Король и Королева Экрана – 200……года « |
9 9 9 8 9 |
11. |
Итоговое занятие |
Подведение итогов за год. Анализ успехов и неудач . Развлекательная программа « Детское телевидение «. Закрепление знаний по телевизионным профессиям , изготовление эмблем своих телекомпаний |
1 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 год обучения |
|||
п/п |
Тематическое планирование |
Почасовое планирование |
Всего: |
1. |
Вводное занятие , правила по т /б. |
Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы « Повеселимся от души « |
2 |
2. |
Система жанров телефильмов |
Мелодрама Телевизионные жанры : развлекательные программы , телеигры. Рекламный сюжет. Телесериалы , теленовеллы , телероманы Видеоролики, видеоклипы. Фильмы ужасов , фильмы катастроф. |
3 3 3 3 3 3 |
3. |
Актерские репетиции постановок |
Этюдный метод отработки ударений . Введение понятия – атмосфера сценического пространства. Упражнение « рецензия на фильм.» Знакомство учащихся с построением сценического образа. Составление « автобиографии « героям из прошлого. Понятие сценического действия. Пантомима : немое кино « на основе басен И.А. Крылова Развитие понятия «темпоритм постановки «.Упражнение « Безголосый конферасье «. Репетиции юмористического видеоклипа. |
7 12 12 12 12 12 |
4. |
Работа актера с режиссером |
Характеристика быта героев Сверхзадача поступков героев. Мысленное распределение роли на весь съемочный процесс Отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества в эпизоде. |
9 9 9 9 |
5. |
Работа с костюмом и предметами игрового реквизита Изготовление масок и деталей костюма . |
Творческое задание « Лесной универмаг « ( придумывание одежды ) Творческое упражнение «Специализированный магазин для нерях « .. Кинопробы « Звезды американского и европейского кино « ( кумиры кино ) Творческие задания « Новый фантастический инвентарь « - фильм фэнтези. Изготовление масок и деталей костюмов в импровизированных конкурсах. |
7 6 7 7 7 |
6. |
Творческий практикум |
Вечер импровизации « Подарок для всех» ( игры , конкурсы , разминка , танцы, пословицы И т. д. Конкурс музыкального видеоклипа « Начинающий актер « . Звание : лучший актер , настоящая леди. Конкурс – « Я,актриса « , « Мечта « , « Болтуны « , выбор победителя « ТЕЛЕЗВЕЗДА «. Турнир - викторина « Разнобой» .Соревнование команд: разминка, « Устами младенца» « Черный ящик « , Мы интеллектуалы « , « Почему , зачем и как ? « -развитие артистизма , выдумки , находчивости , чувства , расширение кругозора. Творческий конкурс « Я, Лидер группы .»( победитель года) |
10 10 10 10 10 |
7. |
Грим в кинематографе |
Грим и жанр кино. Актер и грим. Техника грима, инструменты, краски , гигиена. Новые направления в современном искусстве грима. Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе актера. |
3 2 3 3 3 |
8. |
Творческая копилка |
Составление сценарного плана конкурсов , программ , развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. |
9 9 9 9 2 |
9. |
Съемка рекламного сюжета, видеоклипа Фильма-фэнтези, творческих прогнозов актеров на будущее время . |
Съемка « Творческих прогнозов « в форме интервью , используя импровизацию« Подарок для всех « Съемка музыкального видеоклипа. Съемка рекламного сюжета « Начинающий актер «. Съемка фильма- фэнтези. Съемка конкурса « Я , ЛИДЕР, группы ! « |
12 10 10 10 10 |
10. |
Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей актеров |
Профессии и характеристики создателей фильмов. « Творческая копилка « - отбор средств и приемов актеров. Обсуждение сыгранных ролей : оценка , ошибки , похвала. Общие законы экрана. Просмотр и обсуждение разных видов кинематографа. Специфика телевидения. |
6 4 4 9 6 |
11. |
Итоговое занятие |
« Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Награждение лучших актеров - лидеров. |
2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 год обучения |
|||
п/п |
Тематическое планирование |
Почасовое планирование |
Всего: |
1. |
Вводное занятие, правила по т /б. Вечер-игра « В киностудии» |
Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы « В киностудии « |
2 |
2. |
История экранных искусств |
Экран –спутник нашей жизни Язык экрана Наше восприятие Выразительность кадра Реальность экранного мира Краткие сведения о истории кино,телевидения и видео |
6 6 6 6 5 5 |
3. |
Гимнастика чувств актеров на площадке |
Сценическое внимание. Артистическая смелость Взаимодействие и взаимозависимоть партнеров Память ощущений и физических самочувствий Темпоритмы постановки Психофизиология творческого тренинга |
10 12 12 12 12 10 |
4. |
Режиссерско-педагогическое общение |
Инсценированные педагогические задачи Драматическая импровизация Режиссура этюдов Имитация диалога « Телефон доверия « Драматический эпизод из жизни «Фотография « Этюдный метод «Проективные ситуации» Социальная ситуация « Человекороль « |
5 5 5 5 5 5 4 |
5. |
Изготовим костюм |
Творческое задание « Какие разные маски « Соединение частей в костюме «Клоун» Обработка принадлежностей в костюме «Супергероиня « Копирование и вырезание выкроек костюма «Владыка Космоса « Изготовление медальона для костюма « Чародей» |
2 2 4 4 6 |
6. |
Творческий практикум |
Вечер-игра « В киностудии » ( кинопробы, рекламная заставка, озвучивание ) Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников « Конкурс интеллектуально-творческой игры « Монитор « Творческий конкурс « Ромашка « Конкурс коллективно-творческих дел «КТД» Творческий конкурс « Я , актриса , ты режиссер …….» ( победитель года ) |
8 10 8 8 8 8 |
7. |
Творческие задания по гриму |
Разные клоуны (.милое сердечко,клоуны в зеленой и розовой шляпе ) Между небом и землей ( цветущее дерево, темная ночь, золотое солнце) Огонь и вода ( морская звезда ,огонек ,волна ) Животный мир (собака,мышка,бабочка,кот,тигр, божья коровка , бык и т.д.) В саду ( клубничка, груша, редис, вишенка, виноградная кисть, цветочек и др. ) Проказы маленьких монстров ( вампир,паук, колдунья , зеленый монстр и т.д. ) Путешествие в Азию ( китаянка, китайский дьявол, актер театра и т.д. ) |
2 2 2 2 2 2 2 |
8. |
Творческая копилка |
Составление сценарного плана конкурсов , программ , развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов Сочинение собственного краткого сюжета с предложенными героями. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Изобретение темы и формы телепередачи для видеоцентра нового 21 Века Составление анкеты на эрудицию Отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. |
6 6 6 2 6 6 6 |
9. |
Съемка творческих проектов, конкурсов и прогнозов актеров на будущее время . |
Съемка вечера- игры « В КИНОСТУДИИ « Съемка конкурса кинопроектов « Штат научных сотрудников « Съемка интеллектуально-творческой игры « Мониитор « Съемка творческого конкурса « Ромашка « Съемка конкурса коллективно-творческих дел «КТД» Съемка конкурса « Я , Актриса , ты режиссер « ! ( выявление победителей года ) |
8 10 8 8 8 10 |
10. |
Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей актеров |
Роль экрана в нашей жизни Реальное время и экранное время Что смотрим и как это видим Наши любимые фильмы ( Жанры, актеры, режиссеры и т.д. ) |
6 8 8 8 |
11. |
Итоговое занятие |
« Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению киновидеофестивалей. Награждение лучших актеров – выпускников, лидеров. |
2 |
Всего по программе |
За 5 лет обучения |
1056 ч. |
Педагог дополнительного образования
ГАОУ ДПО "ТемоЦентр" Детского телевизионного
Учебного центра
Спиридонова Тамара Ивановна_____________________________________
20____20____ уч. г.