12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Полякова1137
Россия, Коми респ., Ухта
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
2

Методическая разработка самоанализа урока письма

Методическая разработка

самоанализа урока письма

в классе для детей с глубокой умственной отсталостью

второго года обучения

по теме «Письмо строчной буквы ы»

Пояснительная записка

В условиях классного коллектива 2г класса обучается трое учеников: В.В., Х.В., Ч.Н.

Все обучающиеся примерно одного возраста: по 9 лет В.В. и Х.В., 10 лет Ч.Н.

Все учащиеся обеспечены школьными принадлежностями, внешний вид соответствует школьным правилам.

В условиях классного коллектива В.В. и Х.В. обучаются первый год. До этого, в связи с отсутствием класса находились на индивидуальном обучении (по программе для детей с глубокой умственной отсталостью). Ч.Н. обучается третий год: первый год – МОУ «СОШ №…» (обычный класс), второй год - «С(К)Ш №…» (класс для детей с легкой умственной отсталостью), третий год - класс для детей с глубокой умственной отсталостью.

У всех учащихся системное нарушение речи тяжелой степени.

По диагнозам МКБ-10:

- Ч.Н. – умеренная умственная отсталость (F71);

- Х.В. – детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга (F84.02); тяжелая умственная отсталость под вопросом (? F72);

- В.В. – детский аутизм вследствие других причин (F84.01); умственная отсталость с другими нарушениями поведения (F78.8).


 

Самоанализ урока

При планировании урока были учтены следующие их особенности.

По уровню усвоения учебного материала на момент проведения урока – один (Ч.Н.) на среднем уровне, один – на уровне ниже среднего (Х.В.), один – на низком уровне (В.В.).

У всех учащихся не просто системное нарушение речи тяжелой степени, но еще и с осложнениями: у Ч.Н. со сложной формой дисграфии, у Х.В. и В.В. с эхолалией; у В.В. также имеются нарушения звукопроизношения. Для прочного усвоения написания буквы (профилактика дисграфии) использовала опору на разные анализаторы (образец буквы с выделением отдельных элементов для зрительного восприятия; трафарет буквы для тактильного восприятия – на бумаге, буква из нити; анализ и написание буквы под счет). При произношении звука следила за правильной артикуляцией. На уроке использовала игру на активизацию словарного запаса «Один-много», требовала правильного произношения каждого слова.

Большей самостоятельностью отличается Ч.Н.: простые учебные инструкции понимает, имеет определенный запас знаний и умений по предмету. Поэтому темп работы Н. более быстрый. На уроке предлагала ему больший объем заданий (написать всю строку вместо трех букв), были подготовлены карточки с дополнительным заданием (переписать буквы, подчеркнуть только ы; вставить в слово (с опорой на картинку) букву ы и записать его – с…н, м…шка).

Х.В. требовалось неоднократное повторение заданий и постоянный контроль за выполнением, т.к. мальчик является аутистом, и имеет склонность «уходить в себя». В целом, с объемом предложенных заданий справляется.

Значительную помощь педагога требует В.В.: у него неправильный захват ручки – задача учителя проконтролировать; к самостоятельному написанию буквы может прийти только после написания буквы с учителем (рука в руке), затем по обводке, после этого пробовать самому. Применяла только знакомые инструкции, т.к. незнакомые не понимает. Работает по настроению. Поэтому делала особый акцент на его успехах.

Пространственная ориентировка нарушена у всех. Поэтому на уроке требовалась помощь в указании места начала письма каждому.

Дополнительно учет психологических особенностей учащихся указан ниже, при анализе других аспектов урока.

Нарушения познавательной деятельности старалась корригировать специальными приемами во взаимосвязи с учебным материалом (при повторении букв использовала задания на обобщение, исключение и др.; об этом будет указано ниже).

Данный урок является третьим в системе изучения данной буквы. На первых двух уроках отрабатывалось умение написания элементов буквы. Таким образом, дети были подготовлены к изучению нового материала. Этот урок, в свою очередь, является основой для следующих занятий, на которых будет формироваться умение письма слогов и слов с буквой ы.

Для прочного усвоения знаний и умений учащимся с глубокой умственной отсталостью требуется постоянное повторение ранее изученного материала. Поэтому часть урока посвящена закреплению имеющихся знаний (называние букв, дифференциация прописных и строчных, письменных и печатных букв). Вместе с тем, большая часть урока была отведена на изучение нового материала – написание буквы ы. Соответственно тип урока определяю как комбинированный.

Структура урока была выбрана в соответствии с типом урока и включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, на котором решалась задача эмоционального настроя учащихся на урок (появление ёлочки, которую нужно украсить шариками), включения их в деятельность (выбор предметов, необходимых для уроков письма).

Актуализация знаний, задача которой состояла в закреплении таких понятий, как «буква», «прописные и строчные буквы», «печатные и письменные буквы».

Сообщение темы урока. Она «вытекала» из предыдущего этапа, когда после соотношения «больших и маленьких» печатных букв осталась одна буквы ы, которая только «маленькая». Кроме того, проведена дидактическая игра «Один - много» (гриб – грибы, зонт – зонты, слон - слоны), при которой выделялась последняя ударная буква ы в конце слов во множественном числе. После этого подвела детей к выводу: какая буква не имеет пары (большая-маленькая), какая буква слышится в конце слов при изменении во множественное число. Таким образом была сделана попытка совместного формулирования темы урока. Задача урока для детей была предельно конкретной и ориентированной на результат – научиться писать букву ы.

Минутка чистописания ставила задачей подготовить руки детей к процессу письма (пальчиковая гимнастика), формировать умение письма в строке (выполнение узора). Также на данном этапе шло закрепление написания элементов буквы ы.

Работа по изучению нового материала состояла из двух подэтапов – анализа буквы и её письмо и направлена на формирование у учащихся образа буквы ы и знакомство с написанием.

Первичное закрепление позволило отработать написание буквы и установить уровень усвоения нового материала, устранить обнаруженные пробелы (например, пропуск элементов, их слитное написание, выход за пределы строки). Данный этап стал самым важным для решения обучающей задачи урока.

Итог урока, задача которого проанализировать и оценить уровень усвоения нового материала (насколько правильно написали букву), достижения каждого ученика, в т.ч. воспитательного характера (усидчивость, аккуратность).

Считаю, что структура характеризуется логикой построения урока: перед введением образа письменной буквы ы была организована работа с печатной буквой; т.к. главная задача – отработка написания буквы, перед упражнениями в написании проведена минутка чистописания, на которой, в свою очередь, отрабатывались элементы буквы. Каждый этап имел свою дидактическую задачу, соподчиненную общей.

Главная цель урока – усвоение написания буквы ы. Были поставлены следующие задачи:

Задачи

Формы реализации

1) обучающие

- сформировать в памяти образ строчной буквы ы

демонстрация образца буквы, анализ буквы с выделением каждого элемента (для зрительного запоминания), работа с трафаретом (для тактильного запоминания)

- отрабатывать умение написание буквы ы

упражнения в написании буквы на доске, в тетради; с помощью учителя и самостоятельно

- закрепить умение различать прописные и строчные, письменные и печатные буквы

задание на узнавание и чтение буквы в печатном и письменном виде, обобщение группы букв, соотношение прописной и строчной

2) коррекционно-развивающие

создать условия для:

- развития мелкой моторики рук

пальчиковая гимнастика, удержание письменных принадлежностей

- коррекции

*зрительного и тактильного восприятия

*памяти

*мыслительных операций

узнавание буквы, выполнение заданий на рассматривание буквы, проведение пальцем руки по трафарету, по букве, выполненной из нити

упражнения в запоминании и воспроизведении буквы

при анализе буквы, обобщении предложенных букв (гласные, печатные и письменные, большие и маленькие), соотнесении прописной и строчной букв; задания на обобщение (где встречаются три цвета – красный, желтый, зеленый), исключение (какая буква не похожа на остальные)

3) воспитывающие

- воспитывать мотивацию к обучению

разнообразные виды заданий и их чередование, опора на различные анализаторы, «поощрение» в виде шарика для украшения елочки, использование игровых моментов, создание ситуации успеха, посильность заданий

- способствовать умению работать в коллективе

Из трех обучающихся только один обучался в условиях коллектива, поэтому данная задача является актуальной. Работа велась в течение всего урока. Обращалось внимание на то, что когда говорит один, остальные слушают.

С 01.09.2016г. в специальных (коррекционных) школах внедряется ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с этим документом задачи урока «переводятся» в учет достижений личностных и предметных результатов:

Личностные результаты

Предметные результаты

Формирование:

- установки на безопасное поведение на дорогах (цвета шариков-украшений – цвета светофора)

- мотивов учебной деятельности (создание ситуации успеха; организация украшения елочки)

Знание:

- образа строчной буквы ы

- гласных букв

Умение:

- написания буквы

- соотносить прописные и строчные буквы

- дифференцировать письменные и строчные буквы

- соблюдать рабочую строку

(дополнительно

- образовывать слова множественного числа с опорой на наглядность с помощью окончания –ы)

Считаю, что поставленные задачи в течение урока были реализованы. Ожидаемые результаты, в основном, соответствуют действительности. Все учащиеся усвоили написание буквы, лучше это получилось у Ч.Н. (соблюдена рабочая строка, письмо без опоры на образец, правильное написание элементов). В связи со сложностью дефекта у отдельных учащихся класса (В.В., Х.В.) возникли трудности с дифференциацией букв (низкий уровень усвоения материала). Поэтому работа в данном направлении будет продолжена.

Работа по достижению личностных и предметных результатов тесно связана с формированием базовых учебных действий учащихся:

- регулятивные учебные действия: принимают учебную задачу (четкое выполнение инструкций учителя); адекватно воспринимают оценку работы на уроке

- познавательные учебные действия: осуществляют анализ элементов буквы, выполняют упражнения на группировку букв (гласные), обобщение, исключение; зрительно и тактильно воспринимают новую букву; учатся ориентироваться в тетради, рабочей строке

- коммуникативные учебные действия: вступают в учебное сотрудничество (отвечают на вопросы, слушают и понимают обращенную речь, проявляют эмоциональную отзывчивость), работают над словообразованием (образование множественного числа)

- личностные учебные действия: проявление интереса к новым знаниям, формирование навыков самооценки (все ли задания выполнили на уроке, правильно написали буквы или нет)

Содержание учебного материала было отобрано в соответствии с требованиями программы и задачами урока, а также учитывало психофизические особенности и интеллектуальные возможности учащихся. Содержание урока продумано таким образом, чтобы обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью были постоянно задействованы в какой-либо деятельности. Опора проходила на все виды анализаторов (слуховой, зрительный, двигательный). Опора была сделана на уже известные знания и умения (таким образом решалась задача актуализации знаний, что очень важно для данной категории детей), связь нового с уже изученным (соединение элементов в одну букву). В содержании было выделено главное – письмо буквы ы через разные формы работы (что положительно повлияло на поддержание работоспособности учащихся). Учебный материал носил практическую направленность: путем выполнения практических упражнений (обводка по трафарету, минутка чистописания – элементы буквы, упражнения в письме буквы) обучающиеся усваивали написание изучаемой буквы. Количество упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков.

С целью реализации поставленных задач, в соответствии с особенностями контингента обучающихся класса, создания условий для их активной познавательной деятельности на уроке были использованы разнообразные методы и технологии обучения.

Основными формами работы на уроке были коллективная и индивидуальная. Использование групповой формы затруднено в связи с малым числом детей в классе (трое). Фронтальная форма применялась на этапе актуализации знаний, изучении нового материала. При отработке умения, на этапе закрепления, большая роль отведена индивидуальной форме работы (разный темп работы, разная степень оказания помощи). Парная форма была использована лишь однажды – при взаимооценке правильности написания буквы и выборе «самой красивой».

Урок носил деятельностный характер. Виды деятельности:

- учащихся: слушают, отвечают на вопросы, сравнивают, пишут, обводят

- учителя: объясняет, задает вопросы, оказывает помощь

В связи с тем, что урок в большей степени имел практический характер, он не отличался разнообразием педагогических технологий. Были использованы лишь элементы некоторых технологий:

игровые в сочетании с компьютерными (дидактическая игра «Один – много» через использование слайдов на экране)

проблемное обучение (на этапе сообщения темы – почему у маленькой буквы ы нет пары в виде большой буквы)

здоровьесберегающие технологии – старалась оптимально организовать учебный процесс и физическую активность учащихся, обеспечивала благоприятный климат урока (о здоровьесберегающей составляющей урока будет указано ниже)

С целью более прочного усвоения материала на уроке применяла методы обучения, различающиеся по источнику знаний:

- словесные: объяснение (написание буквы), беседа;

- наглядные: демонстрация (образец буквы по элементам, трафареты буквы); иллюстрация (елочка с шариками); показ слайда (наглядный материал для игры «Один-много»)

- практические (упражнения по написанию элементов и самой буквы).

В связи с низким уровнем усвоения материала большинство заданий носили объяснительно-иллюстративный и репродуктивный характер (на этапе актуализации знаний задания предполагали воспроизведение имеющихся знаний).

Считаю, что выбор данных методов обучения является наиболее рациональным. Он обусловлен поставленными задачами, содержанием учебного материала, уровнем подготовленности учащихся, их работоспособностью и темпом работы, сформированностью практических навыков. Старалась соблюдать требования, предъявляемые к методам обучения.

Инструкции использовала простые, знакомые детям. Объяснение написания буквы было доступным для восприятия детей, сопровождалось наглядным изображением и показом. Вопросы для беседы (при подведении урока и на организационном этапе) четкие, конкретные.

Для закрепления умения письма буквы применила такие приемы, как письмо «в воздухе», письмо «под счет», обведение по контуру, письмо на доске, «пробное» письмо и др. Считаю, что опора на различные анализаторы способствовала лучшему усвоению материала.

Важной составляющей любого урока является его воспитательный потенциал. Хочется отметить, что в процесс воспитания на уроке входят не только конкретно поставленные задачи, о реализации которых было указано выше, но и другие показатели: воспитание доброжелательности, аккуратности, уверенности, активности, самостоятельности. Воспитанию доброжелательности способствовала положительная благоприятная атмосфера урока. С целью придания учащимся уверенности старалась создавать для каждого «ситуацию успеха», поддерживала их индивидуальные достижения (буква правильной ширины, поместилась в строчке). При выполнении упражнений постоянно указывала учащимся на аккуратность записей (пишем только букву, черточек, рисунков быть не должно), при подведении итога аккуратность выполнения заданий были оценены. Из троих учащихся на уроках письма наиболее активен только один. Поэтому активность пришлось создавать «искусственно». На этапе актуализации знаний каждый из детей был вызван к доске для выполнения задания, в течение урока каждый смог «украсить» елочку шариком (кружком), в конце урока дети продемонстрировали, чему научились (выходили и показывали, какая буква у них получилась). Учащиеся класса не способны работать самостоятельно. Вместе с тем, на уроке прослеживалась разная степень помощи учителя: у кого не получалось – сначала вместе с учителем, затем – при незначительной помощи, и наконец, дети пробуют написать самостоятельно.

Говорить о том, что в содержание урока полноценно был включен материал воспитательного характера нельзя. Вместе с тем, в конце урока, когда елочка была украшена шариками, был сделан акцент на цвета шариков и где такие цвета встречаются (шарики красного, желтого и зеленого цвета; в светофоре). Таким образом, была проведена непродолжительная профилактическая беседа по соблюдению правил дорожного движения при переходе через дорогу при наличии светофора.

Следует отметить, что урок соответствовал здоровьесберегающим требованиям. Перед началом урока кабинет был проветрен. Освещение достаточное.

Число видов используемой деятельности не превышает норму (не более 7): слушание, упражнения в письме, участие в беседе, рассматривание образца. На уроке чередовались устные и письменные виды деятельности (рассмотрели-написали-сравнили-еще раз написали). Длительность использования экрана была минимальна (только при проведении игры «Один - много»).

В течение урока проведены пассивная и активная физминутки, которые способствовали снятию напряжения. Гимнастика для глаз была проведена перед выполнением письменных упражнений, а двигательная разминка – во второй половине урока, когда увидела появляющуюся усталость у детей. В начале урока обратила внимание на то, как правильно сидеть за партой, в течение всего урока старалась следить за посадкой учащихся.

Нужно указать на недостаток урока с позиции здоровьесбережения: в связи с тем, что окна кабинета выходят на дорогу, в течение всего занятия присутствовали звуковые раздражители. Но для учащихся, уже к ним привыкшим, это не стало фактором отвлекаемости.

Психологический климат урока оцениваю как благоприятный. В течение урока старалась соблюдать доброжелательный тон. Обучающиеся были положительно эмоционально настроены на работу: в начале урока дети были замотивированы – нужно «нарядить ёлочку». Контакт с учащимися осуществляла разными способами: через обращение по имени, глядя в глаза, путем прикосновения. Старалась для каждого создать «ситуацию успеха». Дети получали слова-поддержки за самые малые достижения.

В целом, урок достиг поставленной цели. Все учащиеся справились с написанием буквы ы. Запланированный объем обязательного учебного материала выполнен. Учащиеся знают все изученные буквы, называют их, соотносят письменные и печатные.

Вместе с тем, урок выявил следующее:

- только один из трех учащихся имел представление о гласных и согласных буквах (Ч.Н.);

- не все учащиеся соблюдали рабочую строку (В.В.);

- каждом ученику в большей или меньшей степени потребовалась помощь педагога при выполнении упражнений в письме новой буквы.

Оценка носила словесный характер (безотметочная система обучения). При оценивании работы учащихся учитывала несколько показателей: 1) правильное написание буквы и соблюдение рабочей строки, 2) уровень самостоятельности, 3) выполнение всех предложенных заданий (т.к. отдельные учащиеся ввиду своих специфических особенностей часто отказываются от работы – В.В.).

С точки зрения усвоения учебного материала (написания буквы строчной ы) результативность урока удовлетворительная. Активность учащихся на уроке недостаточная, что связано с их психофизическими особенностями (у двух детей аутистические расстройства). Также не получилось провести полноценную рефлексию в конце урока. Пока учащиеся не способны оценить свою деятельность. Единственное, что сделали – правильно дали ответ на вопрос «Какую букву сегодня научились писать?» и сумели прочитать букву, которую сами же писали в тетради.

Недостатком в уроке считаю то, что не всегда получалось контролировать деятельность детей при выполнении письменных упражнений. Сложностью на этом уроке, как и на других, является то, что оказывая индивидуальную помощь (которая иногда затягивается) одному – В.В., теряется контроль за другими (Х.В., Ч.Н.). Это приводит к моментам, когда ребенок уже выполнил задание, сидит и ждет. Дать дополнительное задание только по словесной инструкции в связи с особенностями детей затруднительно.

Считаю, что урок заслуживает положительной оценки. В дальнейшем необходимо продолжить работу по дифференциации прописных и строчных букв, уделить внимание соблюдению рабочей строки.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (1)

Тарасова Ирина Викторовна, 28.08.20 в 11:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна. Грамотно и актуально.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.