12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яблокова Анастасия Ивановна34
Учитель первой квалификационной категории в школе-интернат VIII вида.
Россия


Государственное казённое общеобразовательное учреждение Владимирской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино»








Методическая разработка

на тему: «Учебно-игровое коррекционное пособие»




















Подготовила

учитель

первой категории

Яблокова А.И.







2021г.

Алгоритм методической разработки.


Направленность;


Предпосылки;

Вид;


Предназначение;


Актуальность;


Цель;


Задачи;


Описание пособия;


Основные достоинства;


Ожидаемый результат;


Этапы работы;


Тематический план;


Диагностические материалы;


Инструментарий к диагностике;


Список использованной литературы;


Приложения.










Направленность: развитие психических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматических средств языка, мелкой моторики.



Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды логопедического пункта.


Вид: учебно-игровое пособие.



Предназначение: для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, посещающих логопедический пункт.



Актуальность:


В последнее время увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Нарушения речи у таких детей проявляются в дефектах звукопроизношения, низкой способности различать звуки, в затруднении звукового анализа слова, в недоразвитии лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, нарушения речи сопровождаются недоразвитием мелкой моторики пальцев рук, низким уровнем развития внимания, памяти, наглядно-образного мышления. Основная работа учителя - логопеда в массовом детском саду заключается в формировании правильного звукопроизношения и развитии фонематического слуха.

Важнейшими условиями совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием речевого развития ребёнка.

Учитывая все факторы мною было создано многофункциональное логопедическое пособие «Разноцветная семейка», помогающее работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции. В работе используются, разноцветные шарики, позволяющие благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом, закрепить названия цветов. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в подгрупповых видах деятельности.

На занятиях, в игровой деятельности дети фантазируют, «оживляют», эти разноцветные шарики, учатся планировать и регулировать свои действия, сочетать ручные действия с речью.











Цель реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные

- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на основе данного логопедического пособия;

-обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определение места, количества и последовательности звуков и слогов в слове;

-закрепление употребления предлогов в составлений предложений, связной речи;

-формирование правильного звукопроизношения.



Коррекционно-развивающие:

-развитие навыка, через тактильное ощущение, ассоциации слово - признак и предмет;

-развитие творческого воображения, способность к вербальному фантазированию;

-развитие слухового внимания, фонематическое восприятие, мелкую моторику;

-развитие пространственных представлении.



Коррекционно-воспитательные

- воспитывать умения взаимодействовать друг с другом;

- совершенствование навыков самостоятельности, доброжелательных отношении;

-повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания усидчивости, самоконтроля



Описание пособия : Многофункциональное пособие «Разноцветная семейка представлено в виде домика. Крыша домика состоит из семи сегментов, они обвязаны нитками семи цветов спектра, которые завязываются наверху, внутри находится дополнительный игровой материал. Основание домика состоит из круглой коробки обшитой фетром в цветовой гамме с отстегивающими дорожками соответствующего цвета. На каждом цвете есть окошечко в форме круга диаметром 8см. Полость домика разделена на четыре части в которые помещены цветные шарик. Шарики собираются по принципу «конструктора » в соответствии с заданными целями.

В наличии шариков красного цвета 10штук, зеленого -10 штук, синего -10 штук

Оттеночные цвета - 12штук.



Основные достоинства:


-многофункциональность;

-возможность собирать, строить; фантазировать;

-использование в различных видах деятельности;

-красочность и яркость;

-возможность участия одного ребенка, подгруппы;

- использование в различных видах игр, на занятиях, в свободной

деятельности детей.




Ожидаемый результат:


- создать условий для учебно-игровой деятельности;

-повысить уровень развития творческого воображения, мелкой моторики, фонематического восприятия, состояния звукопроизношения, совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;

- углубление знаний об окружающей действительности.





Этапы работы

I этап – подготовительный (ноябрь 2019-декабрь 2019):

Изготовление учебного пособия (презентация апрель 2020 г.)


II этап – формирующий (творческий) январь-март


Реализация основных видов деятельности


Знакомство с «Разноцветной семейкой».

Игры с разноцветными шариками для развития мелкой моторики.

Игры на формирование фонематического восприятия с использованием разноцветных шариков.

Формирование пространственных представлений в играх с разноцветными шариками.

Игры с шариками для автоматизации звуков.

Развитие навыков словообразования в играх с разноцветными шариками.

Использование пособия для развития творческого воображения.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза в играх с разноцветными шариками.

Игры на совершенствование лексико-грамматических средств языка с использованием разноцветных шариков

Итоговое занятие «Умники и умницы»



III этап – заключительный (3-я, 4-я неделя марта):

Обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ знаний, умений, навыков – ноябрь-март






Тематический план



Время проведения

Вид игровой деятельности

Форма организации игровой деятельности

Коли

чество

январь

Знакомство с «Разноцветной семейкой»

Непосредственно образовательная деятельность

1

Январь

Март

Игры с разноцветными шариками для развития мелкой моторики


Индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность

2 раза в неделю

Январь

Март

Игры на формирование фонематического восприятия с использованием разноцветных шариков

Индивидуальная и подгрупповая работа

1-2 раза в неделю

Январь

март

Формирование пространственных представлений в играх с разноцветными шариками

Индивидуальная и подгрупповая работа

1раз в неделю

Январь

март

Автоматизация произношения в играх с разноцветными шариками

Индивидуальная и подгрупповая работа

2 раза в неделю

Январь

март

Развитие навыков словообразования в процессе игр с разноцветными шариками

Индивидуальная и подгрупповая работа

2 раза в неделю

Январь

март

Использование пособия для творческого воображения

Индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная деятельность

1-2 раза в неделю

Январь

март

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза в играх с разноцветными шариками

Индивидуальная работа

2 раза в неделю

Январь

март

Игры на совершенствование лексико-грамматических средств языка с использованием разноцветных шариков


Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность

1-2 раза в неделю

март

Итоговое занятие «Умники и умницы»

Совместная деятельность

3-я неделя марта






Инструментарий к диагностике.


Представления об окружающем.

Беседа с ребенком:

- назвать предметные картинки по темам: «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт», «Растения», «Насекомые», «Животные и их детеныши», «Улицы города», «Посуда».

- назвать действие по предъявленному предмету (картинке);

- объяснить (по картинке) кто как передвигается или в каком состоянии находится

(змея – ползет, самолет – летит и т.п.)



Мелкая моторика


-проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой

-умение застегивать и расстегивать пуговицы;

-перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;

-сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке;


Творческое воображение

Диагностические методики

1. «На что это похоже»

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».




Анализ результатов:

Оптимальный уровень –ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием


2. «День рождение у куклы Маши».

Цель: выявить уровень развития воображения

Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы Маши и контуров предметов, карандаш.

Процедура проведения. Сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Оптимальный уровень –ребенок не справляется с заданием


3. Небылица

Цель: выявить уровень развития воображения

Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги.

Процедура проведения. Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете.



Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно

Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого

Оптимальный уровень –ребенок не справляется с заданием

Фонематические процессы

1. Обследование слухового восприятия

Инструкция: Первоначально детям предлагалось послушать звучание всех игрушек. Затем ребенок закрывал глаза, а экспериментатор воспроизводил звук каким-либо предметом. Далее задавался вопрос: «Что звенело?», ребенок должен был назвать предмет.


2.Обследование речевого слуха

Описание исследования: проводится игра «Кто позвал». Данный вид задания проводился фронтально. Выбирался ведущий, который поворачивался ко всем спиной. Экспериментатор указывал на какого-либо ребенка, который называл имя ведущего. Далее ведущий оборачивался и отвечал, кто его позвал.

3.. "Поймай звук" - выделение заданного звука из ряда звуков(слогов. слов). Обследование звукопроизношения.

4»Покажи картинку" - различение слов, близких по звуковому составу, но разные по смыслу, направленные на изучение восприятия слов, похожих по звучанию

5. "Внимательные ушки" - выявления особенностей сформированности фонематического восприятия.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.

6. "Найди ошибку" - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.


Звукопроизношение

Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда».,M. Владос 1998.

Володина В.С. «Альбом по развитию речи», М.-Росмэн,2009.


Словарь

Володина В.С. «Альбом по развитию речи», М. Росмэн,2009








III этап – заключительный обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития детей на начало и конец проекта: (Приложение)



Апробация пособия проводилась с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ ЦРР детский сад №5 в течении 4 месяцев, имеющими логопедическое заключение ОНР третьего уровня. Игровые упражнения помогли повысить продуктивность логопедических занятий. Сократилось время каждого этапа работы над звуком, что способствовало успешной коррекции звукопроизношения. Так хочется отметить, что произошло повышение уровня лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Использование новых игровых приемов с учебно-методическим пособием «Разноцветная семейка», не только не исключают традиционных методик логопедического воздействия, но и являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним. Пособие помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, но и позволяет плавно регулировать поведенческие трудности детей, повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям.


Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса с использованием нетрадиционного игрового материала помогает решить следующие задачи:

автоматизация и дифференциация звуков;

развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов;

развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации;

развитие фонематического восприятия;

развитие творческого воображения, способности к вербальному фантазированию;

совершенствование лексико-грамматических средств языка





Список использованной литературы.


1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М. – Росмэн, 2009 г.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. – 1991

3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.

4.Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996

5.Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет.От глаголов к предложению и.Изд. «ГНОМ и Д»











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.