Наглядное пособие для обучающей игры «Корона для звука и буквы»
Автор: Чебодаева Вера Максимовна,
учитель начальных классов
филиала МБОУ «Бейская СОШИ «Большемонокская ООШ»
Пояснительная записка
Название | Наглядное пособие для обучающей игры «Корона для звука и буквы» |
Дисциплина | Русский язык, родной язык, чтение |
Тема | Звуки и буквы |
Рекомендуемый класс | 1, 2 |
Тип занятия | Изучение новой темы, решение учебных задач, закрепление, повторение и обобщение изученного материала |
Требуемые знания и умения ребенка | Знания: Что такое звук и буква; гласный и согласный звук; гласный звук обозначает твердость/мягкость согласного звука, образует слог; согласный звук бывает парным/непарным по глухости/звонкости, парным/непарным по мягкости/твердости; буква бывает печатная и письменная, заглавная и строчная; заглавная буква пишется в начале предложения и в именах собственных; ь и ъ не имеют звука. Умения: сравнивать звуки и буквы, звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей, устанавливать основания для сравнения звуков; характеризовать звуки; приводить примеры гласных и согласных звуков; твердых/мягких согласных, звонких/глухих согласных; проводить изменения звуковой модели по предложенному правилу; выбирать источник получения информации (учебник, пропись, лента букв и др.); анализировать графическую информацию, самостоятельно создавать модель звука и буквы. |
Ожидаемые результаты | Предметные: обучающийся научится: - различать понятия «звук» и «буква»; -различать гласные и согласные звуки; - различать гласные, обозначающие мягкость и твердость согласных; - различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); - вычленять звуки/буквы из слова; - правильно называть буквы и звуки русского алфавита; - различать прописные и строчные буквы, печатные и письменные; - знать о письме прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); - знать, что у ы, ь, ъ нет прописной буквы. Метапредметные: Коммуникативные: - воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; - воспринимать разные точки зрения; - в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по материалу. Регулятивные: - выстраивать последовательность учебных операций при проведении анализа звуков и букв; - удерживать учебную задачу при проведении звукового/буквенного анализа; - находить указанную ошибку; - оценивать правильность выполненной работы; - ответственно выполнять работу. Познавательные: - сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения); устанавливать аналогии языковых единиц; - объединять языковые единицы по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; -анализировать алгоритм действий при работе со звуками, самостоятельно выделять учебные операции при анализе единиц; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы - анализировать и создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; - понимать информацию, зафиксированную в виде схем; самостоятельно создавать схему для представления лингвистической информации. |
Инструкция по использованию | Правила: Ребятам предлагается собрать «корону» для определенного звука и «корону» для его буквы. Каждая корона состоит из трех лучиков. Корона для звука Сначала нужно определить: данный звук гласный или согласный. Если звук гласный, то берем лучики с красным цветом (их 3): 1лучик: весь красный, он размещается посередине; 2лучик: белый с красными краями, с зеленой «волшебной палочкой» с одной стороны и синей «волшебной палочкой» с обратной (располагают той стороной к зрителю, в зависимости от того, мягкость или твердость обозначает данный гласный звук) располагают с левой стороны от 1 лучика; 3 лучик: белый с красными краями, на котором изображена черная вертикальная черточка (обозначает, что гласный звук образует слог), располагается справа от 1 луча. Если звук согласный, то берем лучики с синими, зелеными и сине-зелеными цветами: 1 лучик: весь синий, зеленый, или сине-зеленый (синий луч обозначает, что согласный звук всегда твердый ([ш], [ж], [ц]), зеленый – всегда мягкий ([ч], [щ], [й]), сине-зеленый (могут быть мягкими и твердыми, в зависимости от гласного звука); 2 лучик: белый лучик с синим, зеленым или сине-зеленым краем, с рисунками «наушник» - глухой согласный, «звонок» - звонкий согласный, располагают с левой стороны от 1 лучика; 3 лучик: белый лучик с синим, зеленым или сине-зеленым краем, с одной вертикальной черточкой (обозначает, что согласный звук непарный), с обратной стороны у лучика нарисованы две вертикальные черточки (обозначает, что согласный звук парный), располагается справа от 1 луча. Корона для буквы Берем 3 лучика фиолетового цвета: 1 лучик: он разделен на две части: справа нарисована книга (обозначает, что буквы бывают печатными), слева – чернильница с пером (обозначает, что буквы бывают письменными); 2лучик: он тоже разделен на две части: справа изображен схематично высокий человек (обозначает заглавную букву), слева - схематично изображен человек пониже (обозначает строчную букву); 3 лучик: состоит из двух частей: справа изображены схемы предложения (обозначает, что начало предложения пишется с прописной буквы) и слова (имена собственные пишутся с большой буквы), слева – схема слова; с обратной стороны - изображена только схема слова (для букв Ы, Ь,Ъ),т.е эти буквы не стоят в начале слова. Варианты работы: можно работать фронтально или самостоятельно, индивидуально или в парах и группах. Количество времени, отведенное на работу с пособием: от 5 до 10 мин. |
Изображение пособия | рисунок |
Интернет-ресурсы:
Картинки:
Звонок: https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/14/s_5fd6827b73fcd/1592564_1.png;
Перо в чернильнице: https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1622321701_20-phonoteka_org-p-pero-i-chernilnitsa-art-krasivo-29.jpg;
Схема взрослого человека: https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614563300_79-p-kartinka-cheloveka-na-belom-fone-87.jpg;
Схема ребенка: https://e7.pngegg.com/pngimages/362/940/png-clipart-computer-icons-others-miscellaneous-angle.png
2лучик «Обозначает мягкость и твердость»
с обратной стороны
3 лучик «Гласный звук образует слог»
Возможные варианты
«К О Р О Н А»
согласного звука
Лучики «К О Р О Н Ы» для согласных звуков
1 лучик «Согласный звук» (сгибается по линии сгиба (- - - -))
с обратной стороны
2 лучик «Звонкий или глухой» (2шт)
1лучик
с обратной стороны
- глухой согласный звук (твердый)
- глухой согласный звук (мягкий)
- глухой звук (бывает мягким и твердым)
- звонкий согласный звук (твердый)
- звонкий согласный звук (мягкий)
- звонкий согласный звук (может быть твердым или мягким)
3 лучик «Парный или непарный» (2штуки)
1лучик
с обратной стороны
- непарный согласный звук (твердый)
- непарный согласный звук (мягкий)
- непарный согласный звук (может быть твердым и мягким)
- парный согласный звук (твердый)
-парный согласный звук (мягкий)
- парный согласный звук (может быть твердым и мягким)
Возможные варианты
«Корона» для букв
Лучики для короны
- печатные и письменные
с обратной стороны
- прописные и строчные
- только строчные
-с обратной стороны
Начало предложения и имена собственные пиши с большой буквы, строчную - в начале слова, внутри слова и в конце
- есть буквы, которые не стоят в начале слова (ы, ь, ъ)
Возможные варианты
Наглядное пособие для обучающей игры "Корона буквы"
DOCX / 292.49 Кб
Наглядное пособие для игры "Корона согласного звука"
DOCX / 983.45 Кб
Наглядное пособие для обучающей игры "Корона гласного звука"
DOCX / 298.99 Кб
Панов Егор Игоревич
Чебодаева Вера Максимовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Чебодаева Вера Максимовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Чебодаева Вера Максимовна
Сопронюк Мария Александровна
Чебодаева Вера Максимовна
Галина Владимировна
Чебодаева Вера Максимовна
Дементьева Ирина Михайловна
Чебодаева Вера Максимовна