Напольная дидактическая игра для дошкольников «Шагаю -звуки закрепляю»
Конкурсная работа всероссийского дистанционного конкурса для логопедов и дефектологов на лучшую методическую разработку «Учебно-игровое коррекционное пособие»
Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории Митяшина Юлия Владимировна МАДОУ детский сад комбинированного вида №539 г. Екатеринбург |
«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».
Жан Жак Руссо
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Детей утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации звука. Напольные дидактические игры способствуют снижению утомляемости ребенка, удовлетворяют потребность детей в движении, тем самым повышают продуктивность коррекционной работы. Нами были разработаны несколько вариантов напольных логопедических игр, которые будут представлены в моей работе.
Пояснительная записка авторского логопедического пособия «Шагаю- звуки закрепляю».
Данное логопедическое пособие предназначено для детей 5-7 лет на этапе автоматизации поставленных звуков.
Пособие представляет собой игровое поле размером 2,0*3,0 метра, выполнено из полиэтиленового материала. На поле изображены символы-задания. В комплекте прилагаются предметные картинки, с автоматизируемым звуком.
При выполнении различных вариантов заданий с одной стороны удовлетворяется потребность ребенка в движении, а с другой- игра носит обучающих характер, и выполняет те же функции, что настольные дидактические игры.
Пособие может быть использовано, как один из этапов логопедического коррекционного занятия (этап автоматизации), так и воспитателями, для закрепления полученных умений у дошкольников, занимающихся с учителем-логопедом. Пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Упражнения, предлагаемые детям, помогают закрепить правильное произношение поставленного звука на уровне слова, совершенствует лексико-грамматический строй речи (образование уменьшительной формы слов, согласование существительного с числительным и местоимение, употребление слов в косвенных падежах. Кроме того, закрепляется навык звукобуквенного анализа и синтеза (сливание слогов).
Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность двигаться, тем самым снимается мышечное напряжение и утомляемость. Дети лишены нагрузки на глаза, которая присутствует при работе с дидактическими настольными играми (профилактика нарушений зрения).
Правила игры
Предварительная работа: ребенка знакомят с правилами, объясняют значение символов-заданий.
Ребенку предлагаются выбрать предметную картинку с наличием в названии предмета с автоматизируемым звуком (ребенок может вытащить карточку из стопки, картинки можно разложить обратной стороной вверх в определенном порядке, ребенка просят взять карточку в 3 ряду, вторую справа. Возможны различные варианты). Выбрав картинку, ребенок правильно произносит ее название и отправляется на старт.
Двигаясь по игровому полю, ребенок видит символы-задания и выполняет их:
Символ-задание 1. Определи, где находится автоматизируемый звук в слове (начало, середина, конец) и встань на нужный кружок;
Символ-задание 2. Подбери нужное слово к картинке МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЕ и встань на правильный символ (мальчик- обозначает местоимение МОЙ, девочка- МОЯ, солнышко- МОЕ, все вместе- МОИ). Например, у ребенка на карточке изображена собака, про собаку нужно говорить «она моя», и наступить на символ «девочку»;
Символ-задание 3. Назови картинку, будто ты попал в страну гномов (употребление уменьшительно-ласкательной формы слова). У гнома не собака, а собачка;
Символ-задание 4. «Подружи» звук с гласными. Шагая вперед, ребенок произносит прямые слоги, делая шаг назад -обратные;
Символ-задание 5. Ребенок просчитывает слово от 1 до 5, по количеству пальцев на ладошке (одна собака, две собаки и т.д.);
Символ-задание 6. Ребенок образует косвенную форму существительного (вижу кого? – собаку, удивляюсь кому? – собаке, восхищаюсь кем? – собакой).
Время выполнения всех заданий зависит от умений и навыков ребенка, но как правило не превышает 3 минут. Возможно повторное прохождение заданий, с другой карточкой.
Ожидаемые результаты: дети закрепили автоматизируемый звук на уровне слова, научились определять его место в слове, согласовывать с местоимением и числительным, употреблять форму родительного, дательного и творительного падежа существительного, образовывать уменьшительно-ласкательную форму, образовывать прямые и обратные слоги. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания, каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение — это залог успешного развития!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Митяшина Юлия Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна