Сценарий урока русского языка по теме «Наречие»
Тема урока : « Наречие»
Цели урока: познакомить с частью речи- наречие , учить отличать наречие от других частей речи.
Формирование УУД:
Предметные УУД:
знают: самостоятельные части речи (имя существительное , прилагательное, глагол, местоимение) и служебные части речи(предлог, союз);
умеют: задавать вопросы ,различать и обозначать изученные части речи;
Должны узнать: о наречие, как о части речи;
Должны научиться: задавать вопросы к наречию, различать наречие среди других частей речи
регулитивные- определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении наречия;
познавательные- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке;
коммуникативные- доносить информацию до участников образовательного процесса- оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;
личностные- формировать положительное отношение к процессу получения знаний;
Оборудование: карточки с заданиями, использование ИКТ, орфографические словари, доска
Этапы работы |
Содержание этапа |
|
I. II. III. IV. |
Организационный момент. Цель для обучающихся: организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте, подготовка к проверке домашнего задания. Цель для педагога: мобилизующее начало урока, обеспечение обучающихся недостающими учебными предметами к уроку, создание благоприятных психологических условий. Задачи: - создание положительных эмоций на работу; - формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности. Метод обучения: беседа Метод организации работы: фронтальный Самоопределение к учебной деятельности. Закрепление пройденного материала на основе полученных знаний. Работа со словарем. Мотивирование обучающихся к учебной деятельности и определение содержательных рамок урока. Цель для педагога: провести актуализацию знаний по теме «Глагол»- развивать речь в ходе устного опроса; - дать возможность каждому обучающемуся проверить свои знания при подготовке домашнего задания; Цель для обучающихся: - осознание необходимости владения этими знаниям. Задачи: - воспитывать интерес к предмету; - побуждение к творческой деятельности; - умение выделять главное; - развивать устную и письменную речь. Методы: беседа, практическая работа, сравнение, причинно – следственная связь. Критерии определения уровня внимания, и интереса обучающихся к уроку: - своевременное и правильное выполнение заданий; - эмоциональный настрой детей. Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся на уроке: - одобрение, похвала; -оценки; - создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся Актуализация опорных знаний Проверка и самопроверка. Характеристика алгоритма работы.
Изучение нового учебного материала. Постановка проблемы. формировать у обучающихся общее представление о наречии, уметь выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; организовать исследовательскую деятельность с целью определения наречия как неизменяемой части речи анализ текста организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия развитие грамматического мышления Цель для педагога: -учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформировали тему и цель урока. -учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы. -учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения в природе, установление причинно-следственных связей, развитие речи. Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями. Задачи: - возбуждать интерес к предмету через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации; - умение говорить правильной речью. Методы организации на данном этапе работы: беседа, рассказ, опора на жизненный опыт, выявление причинно-следственных связей, сравнение, практическая работа. Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку: - межпредметная связь; - своеобразное и правильное выполнение заданий; - доступность учебного материала; - эмоциональный настрой обучающихся. Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока: - похвала; - создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала |
1.Организационный момент (1 мин) Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать (слайд) Запишите число, классная работа (слайд) II.Проверка домашнего задания(3-4 мин) -Ребята, свой урок мы сегодня начнем с повторения изученного. Дома вы работали по карточкам. --Какое было задание? (записывали слова по группам) -На какие группы у вас получились разделить слова? (части речи) -Проверьте при помощи сигнальных карточек,у кого такие же глаголы. (Напечатать, адаптироваться, рассвирепеть, единовластвовать, чередовать, исцелить, ершиться) (слайд с доиашним заданием-глаголы) – Объясните значение слов 2, 3, 4, 6. (Адаптироваться – привыкнуть, рассвирепеть – сильно рассердиться, единовластвовать – управлять одному человеку, исцелить – вылечить).(слова, которые назвали на слайде) -Запишите эти слова в 3 лице единственного числа. (1 обучающийся у доски) -Проверьте. Есть ли замечания? Поставьте + на полях,если выполнено верно. -Кто справился без ошибок?
III. Актуализация опорных знаний( 2 мин) Игра «Интеллектуальная цепочка» Дети передают эстафету друг другу, рассказывая о глаголе.(вопросы друг другу) 1. Что такое глагол? 2.Что означает понятие «разноспрягаемые глаголы»? 3. Сколько временных форм имеют глаголы? 4. Что значит проспрягать глагол? -На ваш взгляд мы достаточно усвоили тему «глагол»? Знания,которые вы получили помогут вам при изучении новой темы. Посмотрите на текст. IV.Открытие нового знания 1)Формирование цели урока постановки учебных задач. На доске записан текст Ветер сильно раскачивал деревья. С неба вдруг посыпалась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже оголились. Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня выпал пушистый снег. -Назовите слова у которых вы не можете определить к какой части речи они относятся. -Выпишите эти слова. -Назовите вопросы, которые мы можем задать к этим словам. -Знаете ли вы,как называется эта часть речи? - Собрав начальные буквы глаголов из дом.работы, мы определим тему нашего урока. «Наречие» -Владеете ли вы знанием о наречии? -Какую цель мы поставим? (слайд) 2) Фиксирование высказываний обучающихся на доске -С какими словами связаны наречия в данном тексте? Слово наречие (слайд Ученый из Великой Руси: Слово наречие – очень старое, оно встречается в древне-русском языке, корень «речь» как бы связывает его с глаголом) -Докажите.(обучающиеся задают вопрос от глагола к наречию) -Какую роль играет наречие относящиеся к глаголу? (поясняет действия, конкретизирует действия, характеризуют действия, выделяют особенности действия… -Правильно,а все то,что вы перечислили это и есть признаки. Так вот мы можем сказать, (вывод)если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия. |
|
Вывод– Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: Где?Когда?,…. Как? Откуда? Почему? … Первичное закрепление Работа в группах (исследовательская деятельность) 1 группа проспрягает словосочетание –работать вместе 2,3 группа пршедшее время по родам и числам - работали дружно 4 группа по временам – работаю, работал ,буду работать, -Какой вывод может сделать 1 гр,2гр,3гр,4гр? (группы выясняют, что наречие -неизменяемая часть речи)
Физкультминутка ( «Вместе весело шагать …») |
|
V VI.. |
Закрепление учебного материала провести лингвистический эксперимент с целью: показать роль наречий в тексте как средства более точного и образного выражения мысли; стимулирование исследовательской деятельности четыре задания,одно из которых не подходит к теме урока организация выполнения задания по выбору (предлагаю определить уровень заданий и отмечаю их фишками разного цвета). Цель для педагога: - помочь сформировать знания о части речи-наречие,включить обучающихся в частично-поисковый метод. Цель для обучающихся: -продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию. Методы: частично-поисковый. Методы мотивирования (стимулирования): - одобрение, похвала; - создание ситуации успеха.
Продолжение изучения нового материала ( вторая часть Самостоятельная работа
Цель для педагога: - выявить уровень усвоения учебного материала; - научить применять полученные знания самостоятельно на практике, которое состоит: - практики под руководством учителя, коррекции; - самопроверки, самооценки с помощью готовых ответов на доске. Образовательный аспект представлен следующим образом: формирование специальных умений: - умение обобщать, делать выводы о причинах разнообразия рельефа в измененных условиях; - умение решать грамматические задачи. учебно-интеллектуальные умения: - умение решать проблемные вопросы. учебно-информационные умения: - уметь последовательно излагать ход своих мыслей при решении новых грамматических задач. Развивающий аспект данного этапа связан с развитием мышления, речи. Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, не перебивать их при ответе, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать. Методы работы: - практический, частично поисковый, проблемный, словесные. Формы работы: индивидуальная с самопроверкой; - комментирование у доски; - самооценка. Критерии определения уровня вномания и интереса школьников: - доступность и наглядность учебного материала; - правильное выполнение всеми обучающимися заданий; - эмоциональный настрой обучающихся. Методы мотивации (стимулирования) активности обучающихся в ходе освоения нового материала: - похвала, одобрение; - самооценка. Включение нового в систему знаний и повторение |
Вывод (повторение) V.Самостоятельная работа (по выбору) Найти наречия и указать. А. Зима пришла рано. Щедро выпал первый снег. Всюду появились большие сугробы. Выбрать наречия. Б. (Сверху,с неба) льется солнечный свет . (В четверг,завтра) мы всем классом пойдем в поход. Вместо вопросов употребить наречия. В. (Где?) пахнет приходом зимы. Она наступит (когда?). (Как?) будет идти снег. (Как?) скользит поземка. Предлагаю определить уровень заданий и отмечаю их фишками разного цвета. Проверка. Для тех,кто выбрал 1 задание - записать на обратной стороне только наречия Для тех,кто выбрал 2 задание – на другой стороне этот текст записан,назвать наречия (в тексте их подчеркнуть) Те,кто выбрал 3 задание- заслушиваем 1-2 |
VII VIII IX. |
Итог урока
Рефлексия
Задание на дом определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания Цель для обучающегося: - стимулирование к личным достижениям; - развивать умение работать самостоятельно, творчество; - воспитывать нравственное отношение к труду |
VII. Итог урока С какой частью речи познакомились? (слайд) - Наречие – это …. Которое обозначает …. И отвечает ….. Наречие по значению делится на …. В предложении наречии являются ….. Словообразование наречий Морфологический разбор наречий VIII.Рефлексия -Как вы думаете,а можно ли описать ,как вы ощущаете себя на уроке при помощи наречий? (на смайликах записать)
IX.Задание на дом
.
|