Урок русского языка в 4 классе «Наречие»

0
0
Материал опубликован 2 October 2017 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Автор: Бурдина Н.С.

Дата: апрель 2014 г.

Аннотация.

На уроке используется групповая и исследовательская работа. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом и удерживаться от прямых подсказок. Очень важно правильно направить работу учащегося на то, чтобы он сам нашел истину, которая, возможно, уже известна, но для себя ребенок делает открытие, исследовав тот или иной процесс. Роль педагога различна на различных этапах организации исследовательской работы.

Название УМК: «Начальная школа XXI века» Предмет: Русский язык. Класс:4 б

Тема урока: Наречие – неизменяемая часть  речи.


 

Место и роль урока в изучаемой теме: изучение новой темы, ознакомление с новой частью речи на основе исследования


 

Тип урока: комбинированный.


 

Цель урока:формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи, которая называет признак, время, место или направление действия.


 


 

Задачи, ориентированные на достижение:

Задачи урока ( для учителя ):

-    создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

-    организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

 Задачи урока ( для учащихся ):

 -  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  научиться находить в тексте наречия;

 -  научиться определять, что называет наречие;

-  выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи.   

Оборудование:

   схема «Наречие»  (постепенно появляется на доске);

   оборудование для игры «Лото»;

   текст для исследования (записан на доске);

   карточки для исследовательской работы в группах;

   разноуровневые задания, записанные на доске;

   таблица «Оценка работы в группе»;

Тема

Наречие – неизменяемая часть  речи.


 

Цели

Образовательные

Формировать у учащихся общее представление о наречии как части речи, которая называет признак, время, место или направление действия.


 

Воспитывать бережное отношение к речи; умение работать в группе.

Развивать образное мышление, навыки выражения собственной мысли.

Оборудование: презентация, карточки для детей.

Формировать УУД:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы.


 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом задания.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других..

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданиями.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к высказываниям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


 

.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ресурсы

схема «Наречие»  (постепенно появляется на доске);

   оборудование для игры «Лото»;

   текст для исследования (записан на доске);

   карточки для исследовательской работы в группах;

   разноуровневые задания, записанные на доске;

   таблица «Оценка работы в группе»;

   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: С.В. Иванов

Организация пространства

Работа в группах


 

Технология проведения

Деятельность

учеников

   

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

II. Актуализация знаний 4-5мин.

Цели:

-Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

- выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося


 


 

 

Деятельность

Учителя

читает стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло  весною,

Засвищут скоро соловьи,                                

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Засвищут скоро соловьи,                                

И лес оденется листвою.


 


 


 


 


 

Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомним.  

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов


 


 


 


 


 


 


 

Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.

 

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.


 


 

Отвечают на вопрос

Планируемые результаты

Предметные

УУД

IIIФормулирование проблемы, 4-5 мин, планирование деятельности.

Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения 7-8 мин.

Цели:

- Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;

-Планированию

деятельности на уроке.

 

  Молодцы! Тогда я предлагаю вам в группах сыграть в знакомую нам игру «Лото». Организация работы в группах: распределение ролей;

Задание: соотнести слово с его морфологическими признаками                                                            и дать как можно более полную информацию о данной  части речи.

 

Описание игры «Лото»

  Группам предлагается игровое поле и набор разрезных карточек. Каждый игрок берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку он кладет на игровое поле обратной стороной.

- Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель нашего урока?

А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Какие есть пути решения всех этих задач?

Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

В процессе игры, если все соотнесено  верно, на поле  «выложено» слово  НАРЕЧИЕ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Наверное, это название неизвестной нам части речи.

                       Карточка со знаком вопроса на доске переворачивается


 


 


 


 


 


 

Тема урока:  Наречие.

- Изучить наречие.

1.          с каким словом сочетается?                         (связь)

        что обозначает?                                             (значение)

3.            на какие вопросы отвечает?                         (вопросы)

         как изменяется?                                       (как изменяется)

           каким является членом предложения?                     

                                                                         (член предложения)

          в чём особенности  состава слова?              (состав)

          правописание?                                     (правописание)       

На доске открывается схема: (может быть открыта не вся в зависимости от ответов учащихся)   


 

(СЛАЙД 2)


 

Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

1.Самоконтроль готовности.Реакция на учителя, внимание.Самоопределение:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону (15 мин)

Цель:

- Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; -формирование умения ставить вопросы, делать выводы

-формировать умение использовать информацию


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

На доске:                                        

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

(СЛАЙД 3)

- Какие слова вы предложили бы для исследования, предполагая, что это наречия? Обсудите в группах и скажите.

- Почему именно эти слова вы выделили?

Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания?

Что заметили?

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)(СЛАЙД 4)

Что же обозначают наши слова?

На доске выставляются карточки: (место, время, признак, направление)   

Решение учебных задач (продолжение)            

 Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

(СЛАЙД 4)

       

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся:  Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь,уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.

- Какой текст не подходит к теме урока?

 

Каждой группе раздается 4 текста

 

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

  

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

 

(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

 

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т  леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.            

                                         

 Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу вашей группы.(слайд 7)                                       

 


 

Дети читают про себя.


 


 


 


 


 


 

(Дети называют слова)

. К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное,  это наречие.

Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.   С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат).

Называют словосочетания:

                                                      чувствуется (где?) повсюду,

                                                      встречают (как?) по-разному,

                                                      появятся (когда) скоро,

                                                      подрастает (как?) быстро,

                                                      слышим (где?) везде,

                                                      прилетели (когда?) вчера,

                                                      возвещают (как?) радостно,

                                                      посмотришь (куда?) вверх.

 

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 

Карточка 1.изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия

по _________________.

Карточка 2. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия 

по ______________.

 

Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами  

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма наречия по _____________.

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия радостно,если оно сочетается с глаголами  

возвещал ___________________ 

возвещала ____________________ 

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия  

по _________________ и по _________________.

 

 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.(СЛАЙД 5)

 

  

         

 

1 уровень – 1 текст – найти наречия,

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать      (СЛАЙД 6)                                 

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Оценивание своей группы

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).


 


 


 


 


 


 


 


 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).


 

В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке.


 


 

Защита групповых работ.

Умение зафиксировать содержание, оценить себя и одноклассников,

Уметь формулировать итоги

           
           
 

Приложение 1


 

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

  

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т  леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.            

                                         

Приложение 2

Карточка 1.изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия

по _________________.

Карточка 2. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия 

по ______________.

Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами  

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма наречия по _____________

Карточка 4. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия радостно,если оно сочетается с глаголами  

возвещал ___________________ 

возвещала ____________________ 

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия  

по _________________ и по _________________

   

Бурдина Наталья Сергеевна учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 8» город Гай

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.