Сценарий урока русского языка по технологии проблемного обучения в 4 классе по теме «Наречие»

2
2
Материал опубликован 16 February 2017

Ворончихина Ирина Геннадьевна 

 учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №13» 

г.Глазов Удмуртская Республика

Сценарий урока русского языка по технологии проблемного обучения 

 в 4 классе по теме

«Наречие».

УМК: В. П .Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык 4 класс »

«Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные ресурсы:  презентация к уроку; карточки для исследовательской работы в группах; В.В.Волина «Учимся играя» - М.: «Новая школа»,1998г.

Характеристика класса: общеобразовательный.

Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

Задачи:

(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

(направленные на достижение предметных результатов обучения) 

Задачи:

 

(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

 

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

 

(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой этап 2 мин

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

--Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Смешные человечки

Бежали мимо речки,

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Поднялись на мостик,

Там забили гвоздик,

-Бултых!

- Где же человечки?

-Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки.

2) Рифмованное начало урока:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

2. Ориентировочный этап 8 мин

-Оформим тетради.

Запишем число, классная работа в рабочих тетрадях.

Как красив лес!

Слайды (картины зимнего леса).

…Лесные жители оставили на снегу следы, похожие на буквы…

-Посмотрите как пишутся эти буквы.

Слайды (написание букв о,а)

-Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки.

оа ооа оооа…

-Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных.

Слайды (на каждое слово).

Прих.дил, б.льной, н.чной, к.решок, в.дичка, к.терок, с.рняк, тр.пинка, уг.стил, стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за, ст.нал.

-Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Сделаем вывод.

- Все слова были распределены по группам, но проказник Ветродуй (Слайд) всех их перепутал. Помогите, пожалуйста, распределить все слова по частям речи.

Слайды (классификация слов по частям речи).

3. Поисково-исследовательский этап 17 мин

-Я приготовила предложение, но Ветродуй перепутал в нём все слова.

Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

Издалека доносился глухой раскат грома.

(Дети не знают к какой части речи относится слово издалека).

-Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки.

(На доске появляется «?»)

-Проведём исследование.

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

1)Прочитаем попарно предложения:

Была гроза. Вечером была гроза.

Ветер раскачивал деревья. Ветер сильно раскачивал деревья.

-Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются?

(Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …?( часть речи.)

-Чтобы определить часть речи, нужно…

Дополните моё высказывание.

2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам.

От каких слов ставим вопросы

отметим наверху «х» - крестиком).

Была ( когда?) вечером, раскачивал (как?) сильно.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

-Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски

На карточках(для каждой пары по 1предложению):

1. С неба вдруг

х

посыпалась снежная крупа.

х

2. А вчера была хорошая погода

х

3. Слишком горячую пищу есть вредно.


 

4. Внизу и наверху

х

оголились ветви деревьев.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

(вопросы появляются на доске).

3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова?

Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях.

Физкультминутка «Мишутка».

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

4- Продолжим исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Карточка 1.

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по _________________.

Карточка 2.

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера

по ___________________.

И.п. (что?) __________________

Р.п. (чего?) ___________________

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________

Т.п. (чем?) ______________________

П.п. (о чем?) ___________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по ______________.

Карточка 3.

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами

разного _________________.

слышу __________________

слышишь ________________

слышит __________________

Сделайте вывод,

изменяется ли форма новой части речи по _____________.

Карточка 4.

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами

разного _____________ и разного ___________

возвещал ___________________

возвещала ____________________

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по _________________ и по _________________.

-Давайте сделаем общий вывод о части речи.

-Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека?

_Прогнали Ветродуя, появилось Солнышко.(Слайд).

-Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?

(работа по учебнику)

-Что ещё нового о наречии узнали из правила? (ещё есть другие вопросы)

4.Практический этап 10 мин

Справка:  Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).

 (В.В.Волина «Учимся играя» -М: «Новая школа»,1998 г.)

-Выпишите из предложений только наречия.

Игра «Ручеёк

Карточки:

1. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

2. Ребята приняли новичка дружелюбно.

3. Бемби вначале радовался снегу.

4. Утром выпал первый снег.

Слайд (ответы к заданию):

1.Громко.

2.Дружелюбно

3.Вначале

4.Утром

-Самостоятельная работа (выборочное списывание).

Вчера был хоккей. На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. Лоси перешли речку вброд.

Слайд (ответы к выборочному диктанту):

Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд.

-Оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради.

-Подведите итог.

5.Рефлексивно –оценочный этап 3 мин

Вывод по уроку:

- С какой новой частью речи познакомились?

- Какие отличительные признаки наречия?

Подведём итоги работы:

-Встаньте у кого «5»? «4»?, «3»?, «2»?

-Покажите как поняли, что такое наречие смайликами.

-А как должны были работать при исследовании?

-Этими же смайликами на «Лесенке» отметьте свою активность при ответах, выводах.

-Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.

- А кто же оставил эти интересные следы на снегу?

-Они наблюдали нашу работу со стороны.

(Стоят на полочке шкафов).

Зайчик проведёт с вами

игру «Оценка».

- Попробуем ответить на вопросы наречиями.

- Как прошёл урок? (Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.)

Например: быстро, интересно, клёво…

-Как работали вы на уроке? Оцените сами себя.

Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно…

Слайд

- Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тип урока: изучение нового материала. Конкурс "Вводный урок"!!

16 March 2017

Уважаемые коллеги, будьте внимательнее, отравляя материалы на какой либо конкурс, читайте темы и условия конкурсов!

17 March 2017