Сценарий урока русского языка по технологии проблемного обучения в 4 классе по теме «Наречие»
Ворончихина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №13»
г.Глазов Удмуртская Республика
Сценарий урока русского языка по технологии проблемного обучения
в 4 классе по теме
«Наречие».
УМК: В. П .Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык 4 класс »
«Школа России».
Тип урока: изучение нового материала.
Образовательные ресурсы: презентация к уроку; карточки для исследовательской работы в группах; В.В.Волина «Учимся играя» - М.: «Новая школа»,1998г.
Характеристика класса: общеобразовательный.
Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости
Задачи:
(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
(направленные на достижение предметных результатов обучения)
Задачи:
(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Ход урока:
1.Мотивационно-целевой этап 2 мин
-Прозвенел звонок,
Начинается урок.
--Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
Смешные человечки
Бежали мимо речки,
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Поднялись на мостик,
Там забили гвоздик,
-Бултых!
- Где же человечки?
-Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки.
2) Рифмованное начало урока:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2. Ориентировочный этап 8 мин
-Оформим тетради.
Запишем число, классная работа в рабочих тетрадях.
Как красив лес!
Слайды (картины зимнего леса).
…Лесные жители оставили на снегу следы, похожие на буквы…
-Посмотрите как пишутся эти буквы.
Слайды (написание букв о,а)
-Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки.
оа ооа оооа…
-Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных.
Слайды (на каждое слово).
Прих.дил, б.льной, н.чной, к.решок, в.дичка, к.терок, с.рняк, тр.пинка, уг.стил, стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за, ст.нал.
-Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Сделаем вывод.
- Все слова были распределены по группам, но проказник Ветродуй (Слайд) всех их перепутал. Помогите, пожалуйста, распределить все слова по частям речи.
Слайды (классификация слов по частям речи).
3. Поисково-исследовательский этап 17 мин
-Я приготовила предложение, но Ветродуй перепутал в нём все слова.
Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.
Издалека доносился глухой раскат грома.
(Дети не знают к какой части речи относится слово издалека).
-Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки.
(На доске появляется «?»)
-Проведём исследование.
Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
1)Прочитаем попарно предложения:
Была гроза. Вечером была гроза.
Ветер раскачивал деревья. Ветер сильно раскачивал деревья.
-Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются?
(Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …?( часть речи.)
-Чтобы определить часть речи, нужно…
Дополните моё высказывание.
2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам.
От каких слов ставим вопросы
отметим наверху «х» - крестиком).
Была ( когда?) вечером, раскачивал (как?) сильно.
- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?
-Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски
На карточках(для каждой пары по 1предложению):
1. С неба вдруг
х
посыпалась снежная крупа.
х
2. А вчера была хорошая погода
х
3. Слишком горячую пищу есть вредно.
4. Внизу и наверху
х
оголились ветви деревьев.
- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?
(вопросы появляются на доске).
3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова?
Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях.
Физкультминутка «Мишутка».
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
4- Продолжим исследование.
Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?
Карточка 1.
Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вверх,
если оно сочетается с глаголами
разного _______________.
смотрю ____________________
смотрел ___________________
буду смотреть __________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи
по _________________.
Карточка 2.
Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера
по ___________________.
И.п. (что?) __________________
Р.п. (чего?) ___________________
Д.п. (чему?) ____________________
В.п. (что?) _____________________
Т.п. (чем?) ______________________
П.п. (о чем?) ___________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи
по ______________.
Карточка 3.
Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами
разного _________________.
слышу __________________
слышишь ________________
слышит __________________
Сделайте вывод,
изменяется ли форма новой части речи по _____________.
Карточка 4.
Понаблюдайте,изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами
разного _____________ и разного ___________
возвещал ___________________
возвещала ____________________
возвещало ____________________
возвещали _____________________
Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи
по _________________ и по _________________.
-Давайте сделаем общий вывод о части речи.
-Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека?
_Прогнали Ветродуя, появилось Солнышко.(Слайд).
-Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?
(работа по учебнику)
-Что ещё нового о наречии узнали из правила? (ещё есть другие вопросы)
4.Практический этап 10 мин
Справка: Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).
(В.В.Волина «Учимся играя» -М: «Новая школа»,1998 г.)
-Выпишите из предложений только наречия.
Игра «Ручеёк
Карточки:
1. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
2. Ребята приняли новичка дружелюбно.
3. Бемби вначале радовался снегу.
4. Утром выпал первый снег.
Слайд (ответы к заданию):
1.Громко.
2.Дружелюбно
3.Вначале
4.Утром
-Самостоятельная работа (выборочное списывание).
Вчера был хоккей. На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. Лоси перешли речку вброд.
Слайд (ответы к выборочному диктанту):
Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд.
-Оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради.
-Подведите итог.
5.Рефлексивно –оценочный этап 3 мин
Вывод по уроку:
- С какой новой частью речи познакомились?
- Какие отличительные признаки наречия?
Подведём итоги работы:
-Встаньте у кого «5»? «4»?, «3»?, «2»?
-Покажите как поняли, что такое наречие смайликами.
-А как должны были работать при исследовании?
-Этими же смайликами на «Лесенке» отметьте свою активность при ответах, выводах.
-Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.
- А кто же оставил эти интересные следы на снегу?
-Они наблюдали нашу работу со стороны.
(Стоят на полочке шкафов).
Зайчик проведёт с вами
игру «Оценка».
- Попробуем ответить на вопросы наречиями.
- Как прошёл урок? (Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.)
Например: быстро, интересно, клёво…
-Как работали вы на уроке? Оцените сами себя.
Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно…
Слайд
- Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно!
Катаева Елена
Хлюпина Татьяна Леонидовна