Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Наречие»
Ворончихина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №13» г.Глазов УР
Технологическая карта урока
Тема урока: «Наречие»
УМК: В. П .Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык 4 класс » «Школа России»
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала
Образовательные ресурсы: презентация к уроку; карточки для исследовательской работы в группах;
В.В.Волина «Учимся играя» - М.: «Новая школа»,1998г.
Характеристика класса: общеобразовательный.
Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными
признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Планируемые образовательные результаты:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
Предметные УУД |
- определять части речи; - выделять грамматическую основу предложения; - находить наречия среди данных слов в тексте; - анализировать грамматические признаки наречия; - определять роль наречий в предложении и тексте |
2 уровень 2 уровень 1 уровень 1 уровень 1 уровень |
Познавательные УУД |
- находят и выделяют необходимую информацию; - анализируют и обобщают полученную информацию |
2 уровень 2 уровень |
Регулятивные УУД |
- определяют и формулируют тему урока и учебные задачи с помощью учителя, сохраняют цель и учебные задачи; - оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников |
2 уровень 2 уровень |
Коммуникативные УУД |
- оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других; - работают в парах |
2-3 уровень 2 уровень |
Личностные УУД |
- осуществляют рефлексию своего отношения к уроку |
2 уровень |
Задачи:
(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности;
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы;
(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приёмы обучения |
Формы учебного взаимодей- ствия |
Деятель-ность учителя |
Задания для учащихся |
Деятель-ность ученика |
Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотива ционно-целевой 2 мин |
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; подготовить учащихся к работе. создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Пальчиковая гимнастика, рифмованное начало урока, беседа. |
Коллективная индивидуальная |
Организу-ет начало урока. Эмоционально настраивает. Органзует дежурных на проведение пальчиковой гимнастики. «Смеш-ные человечки Проверка посадки учащихся. |
-Прозвенел звонок, Начинается урок. --Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! Смешные человечки Бежали мимо речки, Прыгали, скакали, Солнышко встречали. Поднялись на мостик, Там забили гвоздик, -Бултых! - Где же человечки? -Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки. 2) Рифмованное начало урока. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. |
Получают эмоциональный настрой на учебную деятель-ность. Развивают мелкую моторику пальцев рук, выполняют движения за дежурными. Вспоминают правила посадки при письме. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД). оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД). проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). |
2. Ори ентировочный этап 8 мин |
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Индивидуаль- ная, фронатальная беседа |
Организует оформ-ление тетрадей, письмо с комментарием. Рассказ учителя о красоте зимнего леса. Организует чистописание в тетрадях с взаимооценкой.\ Организует орфогра-фическ ю минутку с сигналь-ными карточками. Организует повторе-ние частей речи, актуали-зирует учебное содержа-ние необходимое и достаточное для восприятия нового материала |
-Оформим тетради. Запишем число, классная работа в рабочих тетрадях.
Как красив лес! Слайды (картины зимнего леса). …Лесные жители оставили на снегу следы, похожие на буквы… -Посмотрите как пишутся эти буквы. Слайды (написание букв о,а) -Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки. оа ооа оооа… -Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных. Слайды (на каждое слово). Прих.дил, б.льной, н.чной, к.решок, в.дичка, к.терок, с.рняк, тр.пинка, уг.стил, стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за, ст.нал. -Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Сделаем вывод. - Все слова были распределены по группам,но проказник Ветродуй Слайд всех их перепутал. Помогите, пожалуйста, распределить все слова по частям речи. Слайды (классификация слов по частям речи). |
-Записывают число, классная работа в рабочих тетрадях. Комментирует письмо второй дежурный. Просматри-вают слайды, пишут буквы и соединения в тетради, оценивают работу соседа. Основываясь на критерии написания букв. Учитель показывает слова, учащиеся поднимают нужную сигнальную карточку, подбирают проверочные слова. Самооцени-вание работы. Выполняют самостоя-тельно, коллектив-ная проверка с коммента-рием по каждой группе. |
оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД). проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). |
|
3. Поисковойисследовательский этап |
Организовать совместное открытие нового знания: Создание проблемной ситуации Работа над проблемой. |
Индивидуальная коллективная, индивидуальная, в парах, фронтальная Коллективная работа. Работа в парах. Коллективная работа. Ф/минутка Работа в парах. |
Создаёт проблем-ную ситуацию, Организу-ет работу с деформированным предложением. Организу-ет работу над пробле-мой. Показывает сокращённую надпись над словом при разборе. Работа с правилом по учебнику с .74. |
-Я приготовила предложение, но Ветродуй перепутал в нём все слова. Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи. Издалека доносился глухой раскат грома. (Дети не знают к какой части речи относится слово издалека). -Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки. (На доске появляется «?») -Проведём исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания. 1)Прочитаем попарно предложения: Была гроза. Вечером была гроза. Ветер раскачивал деревья. Ветер сильно раскачивал деревья. -Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются? (Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …?( часть речи.) -Чтобы определить часть речи, нужно… Дополните моё высказывание. 2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам. От каких слов ставим вопросы отметим наверху «х» - крестиком). Была ( когда?) вечером, раскачивал (как?) сильно. - На какие вопросы отвечают выделенные части речи? -Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски На карточках(для каждой пары по 1предложению):
С неба вдруг х посыпалась снежная крупа. х А вчера была хорошая погода х Слишком горячую пищу есть вредно.
Внизу и наверху х оголились ветви деревьев. - На какие вопросы отвечают выделенные части речи? 3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова? Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях. «Мишутка». Топай, Мишка, Хлопай, Мишка, Приседай со мной, братишка, Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись. 4- Продолжим исследование. Ответим на вопрос: Как изменяется наречие? Карточка 1. Понаблюдайте,изменяется ли форма слова вверх, если оно сочетается с глаголами разного _______________. смотрю ____________________ смотрел ___________________ буду смотреть __________________ Сделайте вывод,изменяется ли форма новой части речи по _________________. Карточка 2. Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера по ___________________. И.п. (что?) __________________ Р.п. (чего?) ___________________ Д.п. (чему?) ____________________ В.п. (что?) _____________________ Т.п. (чем?) ______________________ П.п. (о чем?) ___________________ Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи по ______________. Карточка 3. Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами разного _________________. слышу __________________ слышишь ________________ слышит __________________ Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи по _____________.
Карточка 4. Понаблюдайте,изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами разного _____________ и разного ___________ возвещал ___________________ возвещала ____________________ возвещало ____________________ возвещали _____________________ Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи по _________________ и по _________________. -Давайте сделаем общий вывод о части речи. -Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека? _Прогнали Ветродуя, появилось Солнышко. -Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников? -Что ещё нового о наречии узнали из правила? |
Слова записаны на листочках. Один ученик работает у доски, а остальные на местах.
Выполняют задания по указанию учителя с целью исследова-ния : С карточек читают предл-ия, сравнивают пр-ия в парах между собой, находят отличия: -Есть слова, которые уточняют речь, мысль. Значит можно сказать, что выделенные слова – это … часть речи. Выделяют признак новой части речи - вопросы, какие слова поясняет, что обозначает, грамматические признаки, синтаксическая роль в предложе-нии Один человек у доски, остальные записывают в тетрадях, тренируются ставить вопросы к наречиям; ( 1 ученик делает общий вывод по вопросам. На мольберте появляются итоги вывода: Выделенные части речи отвечают на вопросы как?, каким образом?, когда?, где?, куда?, откуда?, в какой степени?, насколько?, сколько?). Один ученик делает вывод, итоги вывода появляются на доске. Выделен-ные слова поясняют глаголы и прилага-тельные.) Проводит физорг или дежурные. Каждой группе даётся карточка для исследова-ния 1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам, 2 группа - по падежам, 3 группа - по лицам, 4 группа – по числам и родам.
Каждая группа делает вывод: новая часть речи – неизменя-емая часть речи.
синтаксическая роль в предложе-нии. Делает вывод самый слабый ученик. Появляется название части речи «Наречие». (переворачивается «?») возвращают-ся к слову издалека из деформиро-ванного предложе-ния. 1 человек читает правило по учебнику с.74. В предложении является второстепенным членом |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД). Работать по плану. Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
|
4.Практический этап |
организовать применение новых знаний; |
Познавательная беседа о наречии Игра «Ручеёк»-первичное закрепление. Организует фронтальную работу по выполнению заданий, самостоятельной работы,т самопро-верку. Образец выполнения задания записывает на доске.
|
(В.В.Волина «Учимся играя» -М: «Новая школа»,1998 г.) Игра «Ручеёк Карточки: Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко. Ребята приняли новичка дружелюбно. Бемби вначале радовался снегу. Утром выпал первый снег. Слайд (ответы к заданию). 1.Громко. 2.Дружелюбно 3.Вначале 4.Утром Самостоятельная работа. (выборочное списывание). Вчера был хоккей. На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает. Лоси перешли речку вброд. Слайд (ответы к выборочному диктанту) (Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд). -Оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради. -Подведите итог. |
Слушают. Распознают наречия из предложе-ний. Списывают предложе-ние, находят и отмечают наречие, устно ставят к нему вопрос. Комментируют работу по заданию поочерёдно в парах- по вариантам. По команде-«ручеёк бежит дальше» пары меняются карточками по направле-нию часовой стрелки Самопроверка: называют номер предложения и выделенное наречие-игра «Комарик». Даны предложения, учащиеся выписывают только наречия. Взаимопроверка. Оценивание по количеству правильных ответов. |
Работать по плану (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
||
5. Рефлексивно оценочный этап 3 мин Домашнее задание |
Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей |
Беседа, оценочная шкала |
Индивидуальная фронтальная |
Анализ деятельности на уроке. Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домаш-него задания |
Вывод по уроку: - С какой новой частью речи познакомились? - Какие отличительные признаки наречия? Подведём итоги работы: -Встаньте у кого «5»? «4»?, «3»?, «2»? -Покажите как поняли, что такое наречие смайликами. -А как должны были работать при исследовании? -Этими же смайликами на «Лесенке» отметьте свою активность при ответах, выводах. -Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.
- А кто же оставил эти интересные следы на снегу? -Они наблюдали нашу работу со стороны. (Стоят на полочке шкафов). Зайчик проведёт с вами игру «Оценка». - Попробуем ответить на вопросы наречиями. Как прошёл урок? (Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.) Например: быстро, интересно, клёво… -Как работали вы на уроке? Оцените сами себя. Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно… Слайд - Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно! |
-Наречием. -Делают вывод по схеме.
Встают, им апплодис-менты. Уровни усвоения темы показываютпо цветовым смайликам. Определяются с объемом и уровнем домашнего задания. Отвечают: -Зайцы, белки. Ребята становятся в кружочек. По кругу передаётся игрушка-заяц. Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники. Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. |
(Коммуникативные УУД). проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |