12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ворончихина Ирина Геннадьевна67
Россия, Удмуртская респ., Глазов

Ворончихина Ирина Геннадьевна

                                                                      учитель начальных классов

                                                                            МБОУ « СОШ №13» г.Глазов УР

Технологическая карта урока

Тема урока: «Наречие»

УМК: В. П .Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык 4 класс » «Школа России»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные ресурсы:  презентация к уроку; карточки для исследовательской работы в группах;

В.В.Волина «Учимся играя» - М.: «Новая школа»,1998г.

Характеристика класса: общеобразовательный.

Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными

признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Планируемые образовательные результаты:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД

- определять части речи;

- выделять грамматическую основу предложения;

- находить наречия среди данных слов в тексте;

- анализировать грамматические признаки наречия;

- определять роль наречий в предложении и тексте

2 уровень

2 уровень

1 уровень

1 уровень

1 уровень

Познавательные УУД

- находят и выделяют необходимую информацию;

- анализируют и обобщают полученную информацию

2 уровень

2 уровень

Регулятивные УУД

- определяют и формулируют тему урока и учебные задачи с помощью учителя, сохраняют цель и учебные задачи;

- оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников

2 уровень

2 уровень

Коммуникативные УУД

- оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других;

- работают в парах

2-3 уровень

2 уровень

Личностные УУД

- осуществляют рефлексию своего отношения к уроку

2 уровень

Задачи:

(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности;

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы;

(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приёмы

обучения

Формы учебного взаимодей-

ствия

Деятель-ность

учителя

Задания для учащихся

Деятель-ность ученика

Формируемые

УУД и предметные действия

1.Мотива

ционно-целевой

2 мин

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; подготовить учащихся к работе. создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Пальчиковая

гимнастика,

рифмованное

начало урока,

беседа.

Коллективная индивидуальная

Организу-ет начало урока.

Эмоционально настраивает.

Органзует дежурных на проведение пальчиковой гимнастики. «Смеш-ные человечки

Проверка посадки учащихся.

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

--Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Смешные человечки

Бежали мимо речки,

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Поднялись на мостик,

Там забили гвоздик,

-Бултых!

- Где же человечки?

-Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки.

2) Рифмованное начало урока.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Получают эмоциональный настрой на учебную деятель-ность.

Развивают мелкую моторику пальцев рук, выполняют движения за дежурными.

Вспоминают правила посадки при письме.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД). оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

2. Ори

ентировочный этап 8 мин

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

 

Индивидуаль-

ная, фронатальная беседа

Организует оформ-ление тетрадей,

письмо с комментарием.

Рассказ учителя о красоте зимнего леса.

Организует чистописание в тетрадях с взаимооценкой.\

Организует орфогра-фическ ю минутку

с сигналь-ными карточками.

Организует

повторе-ние частей речи, актуали-зирует учебное содержа-ние необходимое и достаточное для восприятия нового материала

-Оформим тетради.

Запишем число, классная работа в рабочих тетрадях.

 

Как красив лес!

Слайды

(картины зимнего леса).

…Лесные жители оставили на снегу следы, похожие на буквы…

-Посмотрите как пишутся эти буквы.

Слайды

(написание букв о,а)

-Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки.

оа ооа оооа…

-Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных.

Слайды

(на каждое слово).

Прих.дил, б.льной, н.чной, к.решок, в.дичка, к.терок, с.рняк, тр.пинка, уг.стил, стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за, ст.нал.

-Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Сделаем вывод.

- Все слова были распределены по группам,но проказник Ветродуй Слайд всех их перепутал. Помогите, пожалуйста, распределить все слова по частям речи.

Слайды

(классификация слов по частям речи).

-Записывают число, классная работа в рабочих тетрадях. Комментирует письмо второй дежурный.

Просматри-вают слайды, пишут буквы и соединения в тетради, оценивают работу соседа. Основываясь на критерии написания букв.

Учитель показывает слова, учащиеся поднимают нужную сигнальную карточку, подбирают проверочные слова. Самооцени-вание работы.

Выполняют самостоя-тельно, коллектив-ная проверка с коммента-рием по каждой группе.

оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

3.

Поисковойисследовательский этап

Организовать совместное открытие нового знания:

Создание проблемной ситуации

Работа над проблемой.

 

Индивидуальная

коллективная,

индивидуальная, в парах,

фронтальная

Коллективная работа.

Работа в парах.

Коллективная работа.

Ф/минутка

Работа в парах.

Создаёт проблем-ную ситуацию,

Организу-ет работу с деформированным предложением.

Организу-ет работу над пробле-мой.

Показывает сокращённую надпись над словом при разборе.

Работа с правилом по учебнику с .74.

-Я приготовила предложение, но Ветродуй перепутал в нём все слова.

Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

Издалека доносился глухой раскат грома.

(Дети не знают к какой части речи относится слово издалека).

-Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки.

(На доске появляется «?»)

-Проведём исследование.

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
 

1)Прочитаем попарно предложения:

Была гроза. Вечером была гроза.

Ветер раскачивал деревья. Ветер сильно раскачивал деревья.

-Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются?

(Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …?( часть речи.)

-Чтобы определить часть речи, нужно…

Дополните моё высказывание.

2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам.

От каких слов ставим вопросы

отметим наверху «х» - крестиком).

Была ( когда?) вечером, раскачивал (как?) сильно.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

-Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски

На карточках(для каждой пары по 1предложению):

 

С неба вдруг

х

посыпалась снежная крупа.

х

А вчера была хорошая погода

х

Слишком горячую пищу есть вредно.

 

Внизу и наверху

х

оголились ветви деревьев.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?

3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова?

Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях.

«Мишутка».

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

4- Продолжим исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Карточка 1.

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма новой части речи

по _________________.

Карточка 2. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по ______________.

 Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма новой части речи по _____________.

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами 

разного _____________ и разного ___________ 

возвещал ___________________ 

возвещала ____________________ 

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи 

по _________________ и по _________________.

-Давайте сделаем общий вывод о части речи.

-Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека?

_Прогнали Ветродуя, появилось Солнышко.

-Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?

-Что ещё нового о наречии узнали из правила?

Слова записаны на листочках. Один ученик работает у доски, а остальные на местах.

 

Выполняют задания по указанию учителя с целью

исследова-ния :

С карточек читают предл-ия, сравнивают пр-ия в парах между собой, находят отличия:

-Есть слова, которые уточняют речь, мысль. Значит можно сказать, что выделенные слова – это … часть речи.

Выделяют

признак новой части речи -

вопросы,

какие слова поясняет,

что обозначает,

грамматические признаки,

синтаксическая роль

в предложе-нии

Один человек у доски, остальные записывают в тетрадях,

тренируются ставить вопросы к наречиям;
Один читает предложение, выделяет словосочетание с вопросом. Второй делает вывод.

( 1 ученик делает общий вывод по вопросам. На мольберте появляются итоги вывода:

Выделенные части речи отвечают на вопросы как?, каким образом?, когда?, где?, куда?, откуда?, в какой степени?, насколько?, сколько?).

Один ученик делает вывод, итоги вывода появляются на доске.

Выделен-ные слова поясняют глаголы и прилага-тельные.)

Проводит физорг или дежурные.

Каждой группе даётся карточка для исследова-ния

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 

Каждая группа делает вывод: новая часть речи – неизменя-емая часть речи.

 

синтаксическая роль

в предложе-нии.

Делает вывод самый слабый ученик. Появляется название части речи

«Наречие».

(переворачивается «?»)

возвращают-ся к слову издалека из деформиро-ванного предложе-ния.

1 человек читает правило по учебнику с.74.

В предложении является второстепенным членом

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Работать по плану.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

4.Практический этап

организовать применение новых знаний;

   

Познавательная беседа о наречии

Игра «Ручеёк»-первичное закрепление.

Организует фронтальную работу по выполнению заданий,

самостоятельной работы,т самопро-верку.

Образец выполнения задания записывает на доске.


 

(В.В.Волина «Учимся играя» -М: «Новая школа»,1998 г.)

Игра «Ручеёк

Карточки:

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Ребята приняли новичка дружелюбно.

Бемби вначале радовался снегу.

Утром выпал первый снег.

Слайд

(ответы к заданию).

1.Громко.

2.Дружелюбно

3.Вначале

4.Утром

Самостоятельная работа.

(выборочное списывание).

Вчера был хоккей.

На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает.

Лоси перешли речку вброд.

Слайд

(ответы к выборочному диктанту)

(Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд).

-Оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради.

-Подведите итог.

Слушают.

Распознают наречия из предложе-ний. Списывают предложе-ние, находят и отмечают наречие, устно ставят к нему вопрос. Комментируют работу по заданию поочерёдно в парах- по вариантам. По команде-«ручеёк бежит дальше» пары меняются карточками по направле-нию часовой стрелки

Самопроверка: называют номер предложения и выделенное наречие-игра «Комарик».

Даны предложения, учащиеся выписывают только наречия. Взаимопроверка. Оценивание по количеству правильных ответов.

Работать по плану (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

5. Рефлексивно оценочный этап

3 мин

Домашнее задание

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Беседа, оценочная шкала

Индивидуальная

фронтальная

Анализ деятельности на уроке.

Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домаш-него задания

Вывод по уроку:

- С какой новой частью речи познакомились?

- Какие отличительные признаки наречия?

Подведём итоги работы:

-Встаньте у кого «5»? «4»?, «3»?, «2»?

-Покажите как поняли, что такое наречие смайликами.

-А как должны были работать при исследовании?

-Этими же смайликами на «Лесенке» отметьте свою активность при ответах, выводах.

-Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.

 

- А кто же оставил эти интересные следы на снегу?

-Они наблюдали нашу работу со стороны.

(Стоят на полочке шкафов).

Зайчик проведёт с вами

игру «Оценка».

- Попробуем ответить на вопросы наречиями.

Как прошёл урок? (Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.)

Например: быстро, интересно, клёво…

-Как работали вы на уроке? Оцените сами себя.

Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно…

Слайд

- Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно!

-Наречием.

-Делают вывод по схеме.

 

Встают, им апплодис-менты.

Уровни усвоения темы показываютпо цветовым смайликам.

Определяются с объемом и уровнем домашнего задания.

Отвечают:

-Зайцы, белки.

Ребята становятся в кружочек. По кругу передаётся игрушка-заяц.

Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.