Конспект урока русского языка по теме «Наречие как часть речи» (7 класс)
Конспект урока
Тема урока: Наречие как часть речи
Предмет: русский язык
Класс: 7 класс
Базовый учебник: «Русский язык, 7 класс», М.М. Разумовская, С.и. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, 2017.
Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через усвоение морфологических признаков и синтаксических функций наречий.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять наречия по их грамматическим признакам
УУД:
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Хочу начать урок словами Конфуция:
«Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт.»
- Какой путь выбираете вы? (Размышление)
- Запишите число, классная работа.
II. Определение темы. Целеполагание.
- Ребята, сейчас мы будем разгадывать ребусы.
- Разгадайте ребусы, назовите слова, которые зашифрованы. (Внутри и рядом)
- На какие вопросы отвечают зашифрованные слова? (где?)
- К какой части речи относятся эти слова? (наречие)
- Итак, о какой части речи мы будем сегодня говорить? (О наречие)
- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока, учитывая, что он первый в череде уроков по этой теме?
- Правильно, сегодня мы рассмотрим тему «Наречие как часть речи».
- Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями).
III. Актуализация знаний.
- Учитель: Ребята, возьмите карточки, вспомните и запишите всё, что вам уже известно о наречии.
IV. Ознакомление с новым материалом.
1. Работа с учебником.
- Откройте учебник на станице 80, найдите правило и прочитайте его.
- Что вы узнали из первого абзаца? Из второго? Из третьего? Четвертого?
Слово учителя.
- Как вы думаете, почему наречие так назвали?
- Наречие – самостоятельная часть речи, происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни –«приглаголие». Это потому, что оно почти всегда живет и работает с глаголом: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придает ему четкость. Главная особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением.
- О каких важных особенностях данной части речи вы узнали из рассказа?
2. Работа со стихотворением.
Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою вся Россия!
Учитель:
- Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)
- Какая часть речи помогает нам понять стихотворение? (Наречие).
- Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво).
Работа со слайдами.
1) Прочитайте стихотворение.
Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно.
Найдите наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?
Плывут (как?) замедленно
Плывут (как?) тихо, беззаботно
- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут.
- Это слово какой части речи? (глагол)
- Что обозначают глаголы? (действие)
- Что обозначает наречие примыкая к глаголу? (признак действия)
- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.
-Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?
Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.
- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.
Внимательному (насколько?) очень
Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.
- Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?
Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.
Волшебно и сказочно (насколько?) особенно
- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.
- Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.
V. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Изучать характер мой.
- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их.
Дружно, энергично, тихонько.
VІ. Закрепление изученного и изучение нового материала.
VI. Работа по теме урока.
Работа с колонками.
Упр. 204
VII. Подведение итогов. Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока.
- Давайте вспомним, что называется наречием?
(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)
-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?
(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)
-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство)
VIII. Рефлексия.
Урок прошел …, …, ….
- Насколько оправдались ваши ожидания?
- Что нового для себя узнали?
- Нужны ли нам знания о наречиях?
IX. Домашнее задание.
1) Выучить правило. Стр.80
3) Упр. 204.