Конспект урока русского языка по теме «Наречие как часть речи» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 29 April 2018

Конспект урока

Тема урока: Наречие как часть речи

Предмет: русский язык

Класс: 7 класс

Базовый учебник: «Русский язык, 7 класс», М.М. Разумовская, С.и. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, 2017.

Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через усвоение морфологических признаков и синтаксических функций наречий.

Тип урока. Урок «от­крытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться опре­делять наречия по их грамматиче­ским признакам

УУД:

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка дей­ствия партнера, умение убеждать).

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования наречий.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаи­мопроверкой, написание лингви­стического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, кол­лективное проектирование дифферен­цированного домашнего задания, ком­ментирование выставленных оценок

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Хочу начать урок словами Конфуция:

«Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт.»

- Какой путь выбираете вы? (Размышление)

- Запишите число, классная работа.

II. Определение темы. Целеполагание.

- Ребята, сейчас мы будем разгадывать ребусы.

- Разгадайте ребусы, назовите слова, которые зашифрованы. (Внутри и рядом)

- На какие вопросы отвечают зашифрованные слова? (где?)

- К какой части речи относятся эти слова? (наречие)

- Итак, о какой части речи мы будем сегодня говорить? (О наречие)

- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока, учитывая, что он первый в череде уроков по этой теме?

- Правильно, сегодня мы рассмотрим тему «Наречие как часть речи».

- Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями).

III. Актуализация знаний.

- Учитель: Ребята, возьмите карточки, вспомните и запишите всё, что вам уже известно о наречии.

IV. Ознакомление с новым материалом.

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на станице 80, найдите правило и прочитайте его.

- Что вы узнали из первого абзаца? Из второго? Из третьего? Четвертого?

Слово учителя.

- Как вы думаете, почему наречие так назвали?

- Наречие – самостоятельная часть речи, происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни –«приглаголие». Это потому, что оно почти всегда живет и работает с глаголом: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придает ему четкость. Главная особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением.

- О каких важных особенностях данной части речи вы узнали из рассказа?

2. Работа со стихотворением.

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою вся Россия!

Учитель:

- Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

- Какая часть речи помогает нам понять стихотворение? (Наречие).

- Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво).

Работа со слайдами.

1) Прочитайте стихотворение.

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно.

Найдите наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?

Плывут (как?) замедленно

Плывут (как?) тихо, беззаботно

- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут.

- Это слово какой части речи? (глагол)

- Что обозначают глаголы? (действие)

- Что обозначает наречие примыкая к глаголу? (признак действия)

- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.

 

-Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.

- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

 

Внимательному (насколько?) очень

 

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

- Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно

- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

- Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

 

V. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой.

- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их.

Дружно, энергично, тихонько.

VІ. Закрепление изученного и изучение нового материала.

VI. Работа по теме урока.

Работа с колонками.

Упр. 204

VII. Подведение итогов. Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока.

- Давайте вспомним, что называется наречием?

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство)

VIII. Рефлексия.

Урок прошел …, …, ….

- Насколько оправдались ваши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

- Нужны ли нам знания о наречиях?

IX. Домашнее задание.

1) Выучить правило. Стр.80

3) Упр. 204.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.