Конспект урока русского языка по теме «Наречие. Связь глагола с наречием в словосочетании» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
презентация к уроку русского языка
PPT / 392 Кб
Урок русского языка.
4класс УМК «Гармония» 2-ой урок по теме.
Тема урока: « Наречие. Связь глагола с наречием в словосочетании»
Цели урока:
продолжить изучение новой части речи - наречием;
познакомить с новым типом связи в словосочетании- примыканием ;
формировать орфографическую зоркость у учащихся через развитие фонематического восприятия, знание и умение применять изученные правила;
формировать у детей общие представления о правилах написания наречий;
развивать операции мышления анализ и синтез, словесно- логическое мышление, воображение, творческие способности;
активизировать словарный запас учащихся уч-ся;
формировать навыки учебного сотрудничества.
Оборудование:
учебник «К тайнам нашего языка. Учебник по русскому языку для 4 класса» ( автор М.С. Соловейчик и др.);
печатная тетрадь «К тайнам нашего языка. Тетрадь- задачник к учебнику русского языка для 4 класса» ( автор М.С. Соловейчик и др.);
мультимедийный аппарат для показа слайд-шоу, сопровождающего урок; экран, системный блок, клавиатура;
Форма урока : деловая игра «Урок Мудрой Совы»
Структура урока:
Организационный этап -2-3 мин.
Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся– 4-5 мин.
Этап актуализации знаний- 10-12 минут
Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута
Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания - 10-13 мин.
Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута
Этап первичного закрепления – 7-9 мин.
Этап объяснения домашнего задания - 2мин.
Этап подведения итогов/ Рефлексия/ - 3-4 мин
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Дидактический комментарий |
Обоснование |
Организа-ционный этап |
Обращение к уч-ся: Здравствуйте , ребята! (на слайде сначала только число и название урока, следующие фрагменты появляются по щелчку) Какое сегодня число и месяц? /после щелчка появляется изображение Мудрой Совы/ Нас ждёт урок Мудрой Совы. -Когда на уроке появляется Мудрая Сова? |
Действия уч-ся: Рассматривают слайд и настраиваются на урок. Ответы детей: Сегодня 20 октября. Ответы детей: Когда надо узнать что-то новое |
2-3 мин |
применение информационных технологий: мультимедийное сопровождение помогает осуще-ствить деятель-ностный подход к уроку принцип наглядности обучения фронтальная работа использование нетрадиционной формы работы: деловая игра – урок Мудрой Совы |
взаимное привет-ствие, настрой на учебную деятель-ность, привлече-ние внимания учащихся активизация внимания детей, положительный эмоциональный настрой |
Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
(после щелчка появляется задание- отгадать тему) Тогда узнайте тему нашего урока Запомните, какой букве соответствует какая фигура. /сначала появляется только строчка с фигурами/ Расшифруйте тему урока. Мудрая Сова нашла в словаре , откуда появилось в нашем языке слово «Наречие». Какие цель и задачи вы поставите перед собой, посмотрев на опорные слова?
Наша цель- изучение…
Для этого надо:
Узнать… Вспомнить…
Определить вид связи в…
Работать вместе… , помогать….
развивать…
Уметь применять…
А вы сможете объяснить, как появилось это слово, с какими словами связано? Напомните, в каком словаре Мудрая Сова могла найти объяснение происхождения слова /после щелчка появляется толкование слова/ Из какого языка заимствовано слово «Наречие»? Чем объясняется название этой части речи? |
Действия детей: уч-ся рассматривают след. слайд Действия детей: уч-ся запоминают Действия детей: уч-ся рассматривают след. слайд Ответ детей : Наречие (получение фишки за верный ответ) Ответы детей: Наша цель- изучение новой части речи Для этого надо: -узнать что-то интересное о новой части речи -вспомнить, что уже знаем о наречии -определить вид связи в словосочетании, где есть наречие -работать вместе, в парах, выполняя задания ,помогать друг другу -развивать память, речь, орфографическую зоркость -уметь применять свои знания на уроках русского языка (получение фишки за верный ответ) Ответы детей: Уч-ся высказывают свои предположения В этимологическом (получение фишки за верный ответ) Действия детей: 1 уч-ся читает текст на слайде Ответы детей: Уч-ся ищут ответы на вопросы в тексте (получение фишки за верный ответ) |
4-5 мин |
игровой приём Г.А. Бакулиной фронтальная работа принцип сознательности и активности фронтальная работа принцип сознательности и активности |
создание положительной внешней и внутренней мотивации к уроку Формирование познавательных и регулятивных УУД привлечение уч-ся к определению темы урока Привлечение детей к постановке целей урока Формирование личностных и регулятивных УУД Мотивационный компонент |
Этап актуализа-ции знаний |
Обращение к уч-ся: Сначала проведём небольшую разминку Начинаем «Аукцион знаний». |
Ответы детей: -Самые звонкие согласные[ н р`] - буквы «эн» «эр» Действия детей : прописывают буквы и слово Действия детей: уч-ся рассматривают след. слайд Ответы детей: -к самостоятельным - от глагола - где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? - признак действия -нет, это неизменяемая часть речи (получение фишки за верный ответ) Согласование В роде, числе и падеже Управление Формой падежа (получение фишки за верный ответ) |
6-7 мин |
фронтальная работа соревновательный игровой приём принцип прочности обучения |
активизация внимания детей актуализация знаний |
Обращение к уч-ся: Откройте словари на с. 138 , найдите во 2 столбике все наречия. Назовите их. /слова появляются на слайде/ _На какие вопросы отвечают эти наречия? Назовите орфограммы, которые выделила в этих словах Мудрая Сова Прочитаем слова офографически Запишите эти слова в два столбика . Выделите орфограммы |
Действия уч-ся : Дети находят в словаре и называют наречия Ответ детей: Вниз вперёд впереди вправо Ответ детей: Куда? вниз Куда? вперёд Где? Впереди Куда? вправо Ответ детей: Уч-ся перечисляют орфограммы (получение фишки за верный ответ) Действия уч-ся : Дети читают слова хором Дети записывают слова |
4-5 мин |
смена видов деятельности работа в группах орфографическая работа Фронтальная работа Сам. работа |
формирование орфографической зоркости формирование познавательных и регулятивных УУД |
|
Физминутка |
*** зрительная гимнастика |
Действия уч-ся: дети выполняют гимнастику |
1 мин |
релаксация во время глазной гимнастики |
|
Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания |
Задание 1 Обращение к уч-ся: А теперь необходимо выполнить работу в группах и ответить на главный вопрос Мудрой Совы. Задание 2 Обращение к уч-ся: Прочитайте словосочетания, составленные компьютером. Есть ли ошибка? /сначала все словосочетания составлены со словом «посмотрел»/ Как мы назовём связь наречия и глагола? Составьте и запишите с исправленным словосочетанием предложение Задание 3 |
Действия уч-ся: дети получают задания на листках для работы в группах, обсуждают порядок работы и начинают сам. работу Ответы детей на главный вопрос: Группы высказывают своё мнение Действия уч-ся: Уч-ся разгадывают анаграмму и узнают, кто правильно назвал связь глагола с наречием (а кто не нашёл правильного ответа) (получение фишки за верный ответ) Действия уч-ся: Дети читают словосочетания и находят смысловую ошибку, исправляют её (получение фишки за верный ответ) Ответ детей: примыкание Действия уч-ся: Дети придумывают и записывают предложение с комментированием Дети читают вывод на с. 63 |
5-6 мин 4-5 мин 1-2 мин |
принцип деятельностного подхода приёмы учебного сотрудничества: работа в группах Фронтальная работа Работа с учебником, закрепление введённых терминов Комментированное письмо Закрепление введённого понятия |
дети, опираясь на имеющиеся знания, выполняют задания в группах формирование познавательных и коммуникатив-ных УУД Формирование языкового чутья Формирование регулятивных УУД |
Физминутка |
*** дыхательная гимнастика |
Действия уч-ся: дети выполняют гимнастику |
1 мин |
релаксация во время дыхательной гимнастики |
|
Этап первичного закрепления |
Обращение к уч-ся: Работая, в парах, подумайте над вопросами На следующем слайде сначала появляется только задание/ Продолжая, работать в парах, найдите в №140 с. 63 словосочетания с наречиями. Отметьте их простым карандашом. Давайте проверим. /появляются по щелчку словосочетания/ Докажите , что слово «домой» из существительных перешло в наречия Запишите в столбик все словосочетания с наречиями |
Действия уч-ся: дети совещаются Дети, работая в парах, находят словосочетания с наречиями Проверка (получение фишки за верный ответ) Ответ уч-ся: можно задать вопрос куда? и нельзя задать падежный вопрос (получение фишки за верный ответ) Действия уч-ся: Дети записывают словосочетания в тетрадях |
7-9 мин |
Работа в парах Сам. работа уч-ся |
Умение сотрудничать, выполнять задания совместно Формирование регулятивных, познавательных и коммуникатив-ных УУД Самоконтроль |
Этап объяснения д/з |
Обращение к уч-ся: Дома надо выполнить №141 с.64 Прочитайте задания. Что необходимо сделать в этом упражнении |
Действия уч-ся: дети получают и обдумывают д/з |
2 мин |
Самоконтроль |
|
Этап подведения итогов. Рефлексия |
Обращение к уч-ся: Проверим ваши знания, если утверждение верное- поднимите правую руку, если неверное- левую Подведём итоги: -Изучали мы на уроке новую часть речи? - Какие задания вам помогли изучить наречие? - Что было особенно сложным на уроке? - Кто или что помогло вам справиться со сложностями? -Подсчитайте полученные на уроке фишки. -Кто сколько фишек получил? Вручение значков Мудрой Совы и выставление отметок за урок - На следующем уроке вы хотите продолжить изучение наречия? |
Действия уч-ся: Определяют верность утверждений ,поднимая правую или левую руку Ответы уч-ся Действия уч-ся: подсчитывают фишки Ответ уч-ся положительный |
3-4 мин |
рефлексия беседа по итогам урока |
вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы создать определённый настрой на следующий урок |