Конспект урока русского языка по теме «Наречие. Связь глагола с наречием в словосочетании» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 22 January 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации


презентация к уроку русского языка
PPT / 392 Кб

Урок русского языка.

4класс УМК «Гармония» 2-ой урок по теме.

Тема урока: « Наречие. Связь глагола с наречием в словосочетании»

Цели урока:

продолжить изучение новой части речи - наречием;

познакомить с новым типом связи в словосочетании- примыканием ;

формировать орфографическую зоркость у учащихся через развитие фонематического восприятия, знание и умение применять изученные правила;

формировать у детей общие представления о правилах написания наречий;

развивать операции мышления анализ и синтез, словесно- логическое мышление, воображение, творческие способности;

активизировать словарный запас учащихся уч-ся;

формировать навыки учебного сотрудничества.

Оборудование:

учебник «К тайнам нашего языка. Учебник по русскому языку для 4 класса» ( автор М.С. Соловейчик и др.);

печатная тетрадь «К тайнам нашего языка. Тетрадь- задачник к учебнику русского языка для 4 класса» ( автор М.С. Соловейчик и др.);

мультимедийный аппарат для показа слайд-шоу, сопровождающего урок; экран, системный блок, клавиатура;

Форма урока : деловая игра «Урок Мудрой Совы»

Структура урока:

Организационный этап -2-3 мин.

Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся– 4-5 мин.

Этап актуализации знаний- 10-12 минут

Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута

Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания - 10-13 мин.

Физминутка ( зрительная гимнастика) 1 минута

Этап первичного закрепления – 7-9 мин.

Этап объяснения домашнего задания - 2мин.

Этап подведения итогов/ Рефлексия/ - 3-4 мин

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Дидактический комментарий

Обоснование

Организа-ционный этап

Обращение к уч-ся:

Здравствуйте , ребята!

(на слайде сначала только число и название урока, следующие фрагменты появляются по щелчку)

Какое сегодня число и месяц?

/после щелчка появляется изображение Мудрой Совы/

Нас ждёт урок Мудрой Совы.

-Когда на уроке появляется Мудрая Сова?

Действия уч-ся:

Рассматривают слайд и настраиваются на урок.

Ответы детей:

Сегодня 20 октября.

Ответы детей:

Когда надо узнать что-то новое

2-3 мин

применение информационных технологий:

мультимедийное сопровождение помогает осуще-ствить деятель-ностный подход к уроку

принцип наглядности обучения

фронтальная работа

использование нетрадиционной формы работы: деловая игра – урок Мудрой Совы

взаимное привет-ствие, настрой на учебную деятель-ность, привлече-ние внимания учащихся

активизация внимания детей,

положительный эмоциональный настрой

Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(после щелчка появляется задание- отгадать тему)

Тогда узнайте тему нашего урока

Запомните, какой букве соответствует какая фигура.

/сначала появляется только строчка с фигурами/

Расшифруйте тему урока.

Мудрая Сова нашла в словаре , откуда появилось в нашем языке слово «Наречие».

Какие цель и задачи вы поставите перед собой, посмотрев на опорные слова?

 

Наша цель- изучение…

 

 

Для этого надо:

 

Узнать…

Вспомнить…

 

 

 

Определить вид связи в…

 

 

 

Работать вместе… , помогать….

 

 

 

развивать…

 

 

 

Уметь применять…

 

 

А вы сможете объяснить, как появилось это слово, с какими словами связано?

Напомните, в каком словаре Мудрая Сова могла найти объяснение происхождения слова

/после щелчка появляется толкование слова/

Из какого языка заимствовано слово «Наречие»?

Чем объясняется название этой части речи?

Действия детей:

уч-ся рассматривают след. слайд

Действия детей:

уч-ся запоминают

Действия детей:

уч-ся рассматривают след. слайд

Ответ детей :

Наречие (получение фишки за верный ответ)

Ответы детей:

Наша цель- изучение новой части речи

Для этого надо:

-узнать что-то интересное о новой части речи

-вспомнить, что уже знаем о наречии

-определить вид связи в словосочетании, где есть наречие

-работать вместе, в парах, выполняя задания ,помогать друг другу

-развивать память, речь, орфографическую зоркость

-уметь применять свои знания на уроках русского языка

(получение фишки за верный ответ)

Ответы детей:

Уч-ся высказывают свои предположения

В этимологическом

(получение фишки за верный ответ)

Действия детей:

1 уч-ся читает текст на слайде

Ответы детей:

Уч-ся ищут ответы на вопросы в тексте

(получение фишки за верный ответ)

4-5 мин

игровой приём Г.А. Бакулиной

фронтальная работа

принцип сознательности и активности

фронтальная работа

принцип сознательности и активности

создание положительной внешней и внутренней мотивации к уроку

Формирование познавательных и регулятивных УУД

привлечение уч-ся к определению темы урока

Привлечение детей к постановке целей урока

Формирование личностных и регулятивных УУД

Мотивационный компонент

Этап актуализа-ции знаний

Обращение к уч-ся:

Сначала проведём небольшую разминку

Начинаем «Аукцион знаний».

Ответы детей:

-Самые звонкие согласные[ н р`]

- буквы «эн» «эр»

Действия детей : прописывают буквы и слово

Действия детей:

уч-ся рассматривают след. слайд

Ответы детей:

-к самостоятельным

- от глагола

- где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

- признак действия

-нет, это неизменяемая часть речи

(получение фишки за верный ответ)

Согласование

В роде, числе и падеже

Управление

Формой падежа

(получение фишки за верный ответ)

6-7 мин

фронтальная работа

соревновательный игровой приём

принцип прочности обучения

активизация внимания детей

актуализация знаний

 

Обращение к уч-ся:

Откройте словари на с. 138 , найдите во 2 столбике все наречия. Назовите их.

/слова появляются на слайде/

_На какие вопросы отвечают эти наречия?

Назовите орфограммы, которые выделила в этих словах Мудрая Сова

Прочитаем слова офографически

Запишите эти слова в два столбика . Выделите орфограммы

Действия уч-ся :

Дети находят в словаре и называют наречия

Ответ детей:

Вниз вперёд

впереди вправо

Ответ детей:

Куда? вниз

Куда? вперёд

Где? Впереди

Куда? вправо

Ответ детей:

Уч-ся перечисляют орфограммы

(получение фишки за верный ответ)

Действия уч-ся :

Дети читают слова хором

Дети записывают слова

4-5 мин

смена видов деятельности работа в группах

орфографическая работа

Фронтальная работа

Сам. работа

формирование орфографической зоркости

формирование познавательных и регулятивных УУД

Физминутка

*** зрительная гимнастика

Действия уч-ся:

дети выполняют гимнастику

1 мин

релаксация во время глазной гимнастики

 

Этап первичного усвоения новых знаний и первичного понимания

Задание 1

Обращение к уч-ся:

А теперь необходимо выполнить работу в группах и ответить на главный вопрос Мудрой Совы.

Задание 2

Обращение к уч-ся:

Прочитайте словосочетания, составленные компьютером.

Есть ли ошибка?

/сначала все словосочетания составлены со словом «посмотрел»/

Как мы назовём связь наречия и глагола?

Составьте и запишите с исправленным словосочетанием предложение

Задание 3

Действия уч-ся:

дети получают задания на листках для работы в группах, обсуждают порядок работы и начинают сам. работу

Ответы детей на главный вопрос:

Группы высказывают своё мнение

Действия уч-ся:

Уч-ся разгадывают анаграмму и узнают, кто правильно назвал связь глагола с наречием (а кто не нашёл правильного ответа)

(получение фишки за верный ответ)

Действия уч-ся:

Дети читают словосочетания и находят смысловую ошибку, исправляют её

(получение фишки за верный ответ)

Ответ детей:

примыкание

Действия уч-ся:

Дети придумывают и записывают предложение с комментированием

Дети читают вывод на с. 63

5-6 мин

4-5 мин

1-2 мин

принцип деятельностного подхода

приёмы учебного сотрудничества: работа в группах

Фронтальная работа

Работа с учебником, закрепление введённых терминов

Комментированное письмо

Закрепление введённого понятия

дети, опираясь на имеющиеся знания, выполняют задания в группах

формирование познавательных и коммуникатив-ных УУД

Формирование языкового чутья

Формирование регулятивных УУД

Физминутка

*** дыхательная гимнастика

Действия уч-ся:

дети выполняют гимнастику

1 мин

релаксация во время дыхательной гимнастики

 

Этап первичного закрепления

Обращение к уч-ся:

Работая, в парах, подумайте над вопросами

На следующем слайде сначала появляется только задание/

Продолжая, работать в парах, найдите в №140 с. 63 словосочетания с наречиями. Отметьте их простым карандашом.

Давайте проверим.

/появляются по щелчку словосочетания/

Докажите , что слово «домой» из существительных перешло в наречия

Запишите в столбик все словосочетания с наречиями

Действия уч-ся:

дети совещаются

Дети, работая в парах, находят словосочетания с наречиями

Проверка

(получение фишки за верный ответ)

Ответ уч-ся: можно задать вопрос куда? и нельзя задать падежный вопрос

(получение фишки за верный ответ)

Действия уч-ся:

Дети записывают словосочетания в тетрадях

7-9 мин

Работа в парах

Сам. работа уч-ся

Умение сотрудничать, выполнять задания совместно

Формирование регулятивных, познавательных и коммуникатив-ных УУД

Самоконтроль

Этап объяснения д/з

Обращение к уч-ся:

Дома надо выполнить №141 с.64

Прочитайте задания. Что необходимо сделать в этом упражнении

Действия уч-ся:

дети получают и обдумывают д/з

2

мин

 

Самоконтроль

Этап подведения итогов. Рефлексия

Обращение к уч-ся:

Проверим ваши знания, если утверждение верное- поднимите правую руку, если неверное- левую

Подведём итоги:

-Изучали мы на уроке новую часть речи?

- Какие задания вам помогли изучить наречие?

- Что было особенно сложным на уроке?

- Кто или что помогло вам

справиться со сложностями?

-Подсчитайте полученные на уроке фишки.

-Кто сколько фишек получил?

Вручение значков Мудрой Совы и выставление отметок за урок

- На следующем уроке вы хотите продолжить изучение наречия?

Действия уч-ся:

Определяют верность утверждений ,поднимая правую или левую руку

Ответы уч-ся

Действия уч-ся: подсчитывают фишки

Ответ уч-ся положительный

3-4 мин

рефлексия

беседа по итогам урока

вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы

создать определённый настрой на следующий урок

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка Двадцатое октября. Классная работа.

Тема урока - Н -Р -Ч - А - Е -И

СЛОВО: НАРЕЧИЕ

Происхождение слова «наречие» НАРЕЧИЕ (часть речи). Заимствовано из старославянского языка . Наречие буквально означает "наглаголие". Название части речи объясняется тем, что слова этой части речи в большинстве случаев дополняют смысл глагол. Статья из «Школьного этимологического словаря»

ЧИСТОПИСАНИЕ *Вспомните слово –название темы урока. *Назовите звонкие согласные в этом слове. *Назовите буквы, которыми мы обозначаем данные звуки? *Напишите данные буквы . * Напишите слов НАРЕЧИЕ 3 раза

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРЕЧИИ? К самостоятельным или служебным частям речи относятся наречия? От какой части речи они чаще всего зависят в словосочетаниях? На какие вопросы наречия отвечают? Что наречия обозначают? Могут ли наречия изменяться по числам, родам, лицам, падежам?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ВНИЗ ВПЕРЕДИ ВПРАВО ВПЕРЁД

Вопросы Мудрой Совы Как называется связь существительного и прилагательного в словосочетании? В каких формах согласуется прилагательного существительным? Как называется связь глагола с существительным? Какой формой существительных управляет глагол? Как называется связь глагола и наречия в словосочетании?

Связь глагола и наречия X X посмотрел вниз посмотрел вперёд X X Посмотрел впереди Увидел посмотрел вправо

Разгадай ребус и узнаешь, как называется связь глагола с наречием П И Ы А И Р М К Н Е ПРИМЫКАНИЕ

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Узнай в учебнике на с. 63, почему наречия примыкают к глаголам ПОДУМАЙ: 1) Могут ли имена существитель-ные тоже отвечать на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? 2) Как их отличить от наречий?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Выполните , работая , № 140 с. 63 Давайте проверим X быстро бежал X ехал прямо X шагал впереди X свернул направо

Все ли словосочетания мы назвали? X шёл домой

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ Укажите строчку слов, где наречия написаны верно А) внис вперёд впериди вправо Б) вниз вперёд впереди вправо

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 2) Как называется связь глагола с наречием? А) согласование Б) примыкание В) управление

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 3) Наречия подчиняются глаголам: А) по форме и по смыслу Б) только по смыслу, так как у наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа

ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ 4) Как в словосочетании отличить существительное от наречия, если слова отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? А) если можно подставить падежный вопрос, то это существительное , нельзя- наречие Б) на эти вопросы отвечают только наречия и никогда существительные

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.