Народный учитель

0
0
Материал опубликован 7 October
муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 71» г. Ярославля Исследовательская работа на тему: «Дети войны, ставшие впоследствии учителями школ города Ярославля» НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ Выполнила: Ученица 11 «Б» класса Вепрева Татьяна Сергеевна Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Чекаурова С.С. Ярославль, 2023 год Оглавление

муниципальное образовательное учреждение 1

«Средняя школа № 71» г. Ярославля 1

Исследовательская работа на тему: 1

«Дети войны, ставшие впоследствии учителями школ города Ярославля» 1

НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ 1

Выполнила: 1

Ученица 11 «Б» класса 1

Вепрева Татьяна Сергеевна 1

Руководитель проекта: 1

учитель русского языка и литературы 1

Чекаурова С.С. 1

Ярославль, 2023 год 1

Оглавление 2

Введение 3

Основная часть 4

Детство 4

Начало педагогической деятельности. 5

Трудовая деятельность в средней школе № 71 города Ярославля. 6

Из воспоминаний учеников: 7

Бушуев Олег Львович (выпускник 1980 года) 9

С Ольгой Константиновной, нашим классным руководителем, мы дружили. У нас был веселый, заводной класс. Много ездили, музеи, театры – всегда с ней. Была строгой, но нас любила. Закончив школу, видеться не перестали. Каждый вечер встречи обязательно с ней во главе. Наши парни приводили к ней своих невест и жен, знакомили. Обо всех наших семейных делах знает: кто развелся, как дети устроились, у кого внуки пошли. Сейчас реже видимся, но звоним, с днем рождения поздравляем, на праздники, иногда просто поболтать. 9

Чуть не забыла рассказать во время своего спича длинного, что мне Москвина практически никогда не ставила «пятерки», максимум были «пятерки с минусом», точнее не максимум, а чаще всего. И когда окончили в школу, я спросила у нее: «Почему?» Так она, знаете, что ответила? «Ты всегда должна стремиться к лучшему. Я не хотела тебя расслаблять и показывать, что все и так отлично Чистые «пятерки» иногда ставила, чтобы ты не забывала, что ты молодец». Вот так. 10

Заключение 11



Введение

Какова роль детских воспоминаний в жизни человека? Какой отпечаток они накладывают на всю нашу последующую жизнь? Задумываясь над ответами на эти вопросы, мы мысленно обращаемся к сложным годам Великой Отечественной войны. Сколько выросло в нашей стране удивительных людей, чьи воспоминания о детстве трагичны. Об одном из таких людей пойдет речь в нашей работе.

Героиня нашего рассказа – учитель литературы средней школы № 71 г. Ярославля Ольга Константиновна Москвина. Мы обратились к ней с просьбой рассказать о своем детстве и о себе. Признаемся, пришлось долго и настойчиво уговаривать, потому что она не хотела стать «знаменитой», считая, что есть более достойные люди. Ольга Константиновна сначал с неохотой, а потом с увлечением начала вспоминать о своих родителях, о своих учениках и коллегах. Сначала ей казалось, что это никому не будет интересно. Однако она ошиблась. Перед нами открылись новые стороны жизни людей, родившихся и выросших в годы войны. Это особенное поколение: стойкое, трудолюбивое, щедрое на доброту. А главное – это люди, сохраняющие нравственные ценности нашего русского народа.

Цель работы – познакомиться с воспоминаниями Ольги Константиновны Москвиной и ее учеников и на их основе раскрыть образ «народного» учителя.

Задачи:

Взять интервью у Москвиной О.К., попросив рассказать ее о своем детстве и педагогической деятельности

Проследить, какое влияние детские воспоминания оказали на формирование личности Ольги Константиновны.

Отразить в данной работе ее жизненный и трудовой путь.

Познакомиться с некоторыми ее учениками и записать воспоминания об О.К.Москвиной.

Оформить на основании воспоминаний Москвиной О.К. и ее выпускников исследовательскую работу.

В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования: интервью, наблюдение, описание, анализ, синтез.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.

Основная часть Детство

Москвина Ольга Константиновна родилась в г. Ярославле 15 августа 1940г. Отец -военный (по образованию учитель русского языка и литературы), мать - медработник. Девочке не было и года, когда началась Великая Отечественная война, поэтому она, по ее словам, мало что помнит. Но есть несколько ярких незабываемых фрагментов, которые остались в памяти на всю жизнь.

1 воспоминание: у Градусова, теперь это остановка Малая Пролетарская, была баня, жители называли ее «У Петровича». И вот однажды, когда маленькая Леля с мамой мылись, раздались сигналы воздушной тревоги. Что тут началось! Это не передать словами. Этот ужас долго еще жил в душе ребенка. Она вспоминает: «Лет до тридцати, как намылю голову, под кожей вот этот ужас: человек сто голых детей и женщин, стоят намыленные, и вдруг - воздушная тревога…»

2 воспоминание опять связано с баней: «Шли мы с мамой из бани домой, и опять налет. Мать швырнула меня в какую-то канаву и накрыла своим телом, прямо распласталась надо мной». Любовь к матери - естественное чувство, но с того случая Ольга Константиновна боготворила маму и иначе, как «мамочка», ее не называла.

3 воспоминание не совсем личное, но не меннее важное. Эту историю рассказывала Оле бабушки. В Ярославль стали приходить поезда с ленинградскими детьми. Их встречали медики. Об этом узнали ярославские женщины, прибежали к поездам, чтобы разобрать детей и накормить. А кормить нельзя: желудки не выдержат. Смерть!!! Медики не пускали, встали перед вагонами. Завязалась потасовка. Победили медики. Объяснили, почему не подпускают людей к детям, а потом ревели вместе: и победители, и побежденные. Среди медиков, стоявших в оцеплении у эшелона, была и мама Ольги Константиновны. Домой она пришла в разодранной одежде и с синяками.

Парадоксально, но с таким же страстным желанием помочь обездоленным бросались женщины, чьи мужья погибли на фронте, кормить бредущих по улицам Ярославля пленных немцев. Ольга Константинован говорит, что до сих пор сохранилась в памяти эта картина: колонна пыльных немцев и русские женщины, передающие им хлеб, картошку. А ведь у самих с едой было туго. Но человеческое сострадание побеждало ненависть к врагу.

Остался в памяти еще один день – 1 сентября 1947 года. Маленькая Леля пошла в первый класс. Ее одели в красивое платье с белым воротничком, на ногах - новенькие туфли, на голове - огромный бант. Из школы девочка пришла побитая и в разодранной одежде. Конечно, первое, что сделала мама – пошла в школу выяснить, что случилось. Ольга Константиновна рассказывает: «Моя мудрая мамочка подошла к учителю. Та открыла перед ней журнал и показала список первоклассников: из 43 учеников отцов имеют только четверо, и те инвалиды. То есть семьи живу в крайней нужде. Формы еще е было, и дети приходили в школу в той одежонке, которая имелась: штаны с заплатами, простенькие ситцевые платьица, старые ношеные башмаки. А я в новом, роскошном по тем временам платье. Мамочка все поняла и с тех пор никогда не баловала меня одежкой, одевала так, чтобы не выделялась. И я ее понимала». Это научило девочку оценивать людей не по одежке, а по делам, чувствовать себя частью коллектива.

Начало педагогической деятельности.

Школу Ольга Константиновна окончила в 1957 году (шк. №21). С первого раза в институт не поступила. Нужен был рабочий стаж. Почти три года работала помощником библиотекаря и помощником воспитателя. К 1960 году поступила на историко-филологический факультет ярославского ЯГПИ.

Институт дал фундаментальные знания по русскому языку, истории и литературе.

В 1965 году, окончив институт, отправилась на Дальний Восток. В те годы было Всесоюзное распределение, т.е. по окончании института надо было отработать три года там, куда тебя пошлют. Выбор был большой: Чукотка, Камчатка, Курилы, Приморский край и т.д. Ольга Константиновна выбрала Приморский край г. Уссурийск школу-интернат. В ней учились дети военных, геологов, дети из дальних сёл. В старших классах год не было учителя литературы, и пришлось молодому учителю за короткий период проштудировать со своими учениками всю литературу XIX и XX веков. «Как они занимались!!! У них у всех была мечта: поступить в высшее учебное заведение,» - вспоминает учитель. Они стали ее первыми учениками. С гордостью перечисляет Ольга Константиновна своих первых учеников. Они много добились. Все их мечты исполнились. Сейчас они уже все на пенсии, ведь они всего на 7-8 лет младше своей учительницы, но до сих пор изредка звонят.



Трудовая деятельность в средней школе № 71 города Ярославля.



В Приморском крае Ольга Константиновна проработала 5 лет. В 1970 году вернулась в Ярославль. Пошла в гороно, а там узнала, что существует очередь для тех, кто желает работать учителем (наверное, современный учитель воспримет это с недоверием). Молодого учителя не взяли, потому что школы города были укомлектованы учителями старших классов. Тогда пришлось прибегнуть к известному всем способу – обратиться к знакомому за помощью. «Я устроилась учителем по блату!» – смеется Ольга Константиновна. Он устроил молодого учителя в 71-ую школу.

Что из себя представляла школа №71 в 1970 году? Количество учащихся 1500-1600 человек. Школьники учились в 2 смены. Сильный и дружный педагогический коллектив. Одна треть учителей - мужчины. Все бывшие участники Великой Отечественной войны. Образец и камертон для молодых учителей. Обстановка в коллективе была доброжелательная. Чем отличалась 71-ая школа от остальных школ города? Педколлектив дружил, очень много ездили по Волге на теплоходе до Астрахани и обратно. Не боялись путешествовать на школьных туристических поездах в Крым, Молдавию, Прибалтику, Украину, во все интересные музеи Москвы, Ленинграда. Ничего не стоило сесть на поезд и провести экскурсию по Горькому, чтобы глубже познакомить школьников с творчеством великого писателя. Ольга Константиновна вспоминает: «За все годы ни одного ЧП. Ученики знали, как себя вести». Особенно любили ребята походы по Ярославской области. Пешком исходили все некрасовские места. Организатором и гидом в таких путешествиях была Ольга Константинована. С ее легкой руки дружили с ярославскими театрами, ходили на все премьеры. Наверное, неслучайно директорами ТЮЗа становились выпускники 71-ой школы: Прокина Н.Н. и Стрекалов Д.А.

Своей любовью к литературе Ольга Константиновна зажгла творчесий интерес во многих выпускника школы. Среди них есть театральные актеры, критики, операторы, журналисты. Все они с теплом и любовью вспоминают о своем учителе.

Немало учеников вслед за Ольгой Константиновной посвятили свою жизнь педагогике. И всегда они ощущали поддержку своего учителя. И не только они. В любой трудной жизненной ситуации (подготовка в институт, устройство на работу, судебные тяжбы, проблемы со здоровьем и т.д.) Ольга Константиновна готова прийти на помощь, подключив свои «связи» - выпускников, которые с живостью откликаются на ее просьбы. Долгое время эта удивительная женщина держала на своих плечах нелегкий груз заботы об учителях-ветеранах, поздравляя с юбилеями и провожая в последний путь. Во всем и всегда ответственная, неутомимая, готовая помочь, поддержать, утешить.

Один из учителей нашей школы вспоминает разговор с заслуженным учителем России Е.Н.Суровой. Она как-то заметила в разговоре об О.К.Москвиной, что есть учителя «заслуженные», а есть учителя «народные», Ольга Константиновна – воистину народный учитель.

Всего в 71-ой школе Москвина О.К. проработала 51 год. Общий педагогический стаж 56 лет. За это время подготовила 45 выпусков 11 классов. Мы обратились к некоторым из них с просьбой рассказать об Ольге Константиновне.

Из воспоминаний учеников:



Барановская Анна Николаевна – учитель математики школы № 71 (выпускница 2006 года).

Москвина Ольга Константиновна обучала меня 10-11 класс, как мы сейчас посчитали -17 лет назад. Вот это самая яркая ассоциация, точнее воспоминание с уроков русского языка - это идеальная дисциплина, гробовая тишина, по одной простой причине - все знали, что у Ольги Константиновны крутой нрав. Ее побаивались, но, несмотря ни на что, любили. Это были всегда идеальные уроки, особенно литература. То, как она преподавала литературу и те произведения, которые мы знаем, как нам об этом рассказывала, исключительно её заслуга. Все наши знания и знания русского языка, которые нам до сих пор, естественно, пригождаются каждый день. Вот, поэтому с низким поклоном. И, наверное, самый авторитетный учитель в нашей школе - это именно Ольга Константиновна.

Маргозина Дарья Николаевна – заместитель директора по ВР школы № 71 (выпускница 2007 года)

Ольга Константиновна - вторая мать!

Первый раз я не увидела, когда мне было пять. Спустя много лет она стала моей классной матерью!

Она направляла меня, когда я решила поступить в пединститут. Пожалуй, она единственная, кто верил, что мое призвание – стать учителем литературы. И до сих пор руководит мной. Ей нельзя отказать. Нужно всегда отвечать на телефонные звонки.

Москвичев Иван Александрович (выпускник 2007)

Ольга Константиновна Москвина - прекрасный человек, прекрасный учитель, я считаю. Она учила меня, моего брата, моего отца, мою мать, моего дядю, то есть не одно поколение представителей нашей семьи. Можно сказать, вырастила культурно. Ну, конечно, получали, я сам лично тоже получал от неё, потому что в классе у нас многие любили пошкодить. Вот я не помню, чтобы она улыбалась. Конечно, когда какие-то праздники в школе проходили, да, но так - нет. Но от нее исходило такое тепло и человеческое участие, за которые ее любят мои одноклассники. На самом деле, многие приходят в школу на день выпускников специально к Ольге Константиновне, чтобы получить от неё счастливую «оплеуху». Это такая традиция. Я тоже, когда у меня получается приехать, и когда она находится на месте, да.

Дмитрий Корсаков – оператор телеканалов «Россия1» и «Россия 24» (выпускник 2009 года)

Со страхом в глазах я грустный шел на уроки Ольги Константиновны, но ещё больше я боялся пропустить их! И так получилось, что это были самые запоминающиеся уроки, на которых я получал максимально доходчивые знания, которые она пыталась «втиснуть» в каждого ученика, сидевшего за партой. Но парадокс в том, что, даже годы спустя, воспоминания о ней и ее уроках останутся самыми дорогими и яркими из школьных времен.

Чекауров Борис Валерьевич (выпускник 1982 года)

Ольга Константиновна – наше всё. Мы до сих пор звоним ей и ставим в известность о том, что происходит в нашей жизни. Регулярно собираемся, вспоминаем былые «подвиги». Именно благодаря ей, я когда-то рискнул поступить на истфил ЯГПУ. Хотел стать учителем литературы. Как Ольга Константиновна. Она тогда помогла подготовиться к вступительным экзаменам, верила в мои силы. А я только что пришел из армии. Надо было все заново учить. Не подвел – поступил.

Она удивительный человек, искренний, эиоциональный, всегда принимает близко к сердцу наши успехи и поражения. От лица всего 1982 года выпуска могу сказать: «Ольга Константиновна! Вы лучшая!»

Бушуев Олег Львович (выпускник 1980 года) С Ольгой Константиновной, нашим классным руководителем, мы дружили. У нас был веселый, заводной класс. Много ездили, музеи, театры – всегда с ней. Была строгой, но нас любила. Закончив школу, видеться не перестали. Каждый вечер встречи обязательно с ней во главе. Наши парни приводили к ней своих невест и жен, знакомили. Обо всех наших семейных делах знает: кто развелся, как дети устроились, у кого внуки пошли. Сейчас реже видимся, но звоним, с днем рождения поздравляем, на праздники, иногда просто поболтать.



Палей (Андрианова) Полина (выпускница 2015 года)

Есть педагоги неопытные, есть педагоги, считающие работу ручейной. Есть педогоги уставшие. Есть педагоги, которые всегда четко следует методичкам и выстраивают свой рабочий процесс, согласно заданнному кем-то плану. Есть педагоги предвзятые. Есть педагоги хорошие, есть очень хорошие. В общем, разные есть педагоги. А есть Ольга Константиновна, к которой все вышесказанное не относится.

Она уникальная, честная, всегда с горящими глазами, всегда развивающаяся, даже в возрасте глубоко за семьдесят. Когда у нас преподавала, всегда непредвзято, всегда желающая готовая и умеющая отдавать прекрасное. На ее уроках складывалось впечатление, что она не просто может найти ответ на любой вопрос, даже не относящийся к ее профильному предмету, но и любит абсолютно каждого ученика и умеет находить к нему подход.

В моем классе обучалось около тридцати человек, и ни один из них никогда в жизни, даже получая «двойку», ни один из них и в мыслях не говорил плохого слова об этом учителе. Она не просто человек, про которого хорошее вспоминаешь спустя годы, когда взрослеешь. Она человек, с которым хорошо сразу, даже в детстве: у всех глубоко непростые характеры, и они только формируется. Мы старались это ценить, и каждый, кстати, сдал ЕГЭ по русскому языку.

Ее рабочий процесс не похож на другие, она готова слушать и слышать, всегда разрешала умеренную полемику, не прерывала учеников, когда они выражали собственное мнение, а наоборот, поощряла за это. Никогда не боялась, что ее перебьют и она собьется, хотя мы себе не позволяли такого. Кажется, вообще никогда не ругала за то, что мы можем посмеяться, готова была с нами пошутить. Согласитесь, не всегда бывает такое, когда к преподавателю на урок бежишь и не хочешь прогуливать. Это золото - уроки Москвиной.

Зачастую мы отходили от заданного сидящими сверху плана и проводили интересные репетиции экзаменов, самобытные и притом без стресса, Было желание не зазубрить, а действительно разобраться и понять, чтобы сориентироваться непосредственно. Она давала многое, что расширяло границы нашего сознания и повышало интеллект.

Чуть не забыла рассказать во время своего спича длинного, что мне Москвина практически никогда не ставила «пятерки», максимум были «пятерки с минусом», точнее не максимум, а чаще всего. И когда окончили в школу, я спросила у нее: «Почему?» Так она, знаете, что ответила? «Ты всегда должна стремиться к лучшему. Я не хотела тебя расслаблять и показывать, что все и так отлично Чистые «пятерки» иногда ставила, чтобы ты не забывала, что ты молодец». Вот так.



Михайлова Дарья (выпускница 2010 года)

Воспоминаний много, все приятные. И вот один из первых наших уроков: знакомство началось, она сразу же разложила все по полочкам и сообщила, что русский язык на первом месте, литература на втором. Хотелось бы сказать, что Ольга Константиновна Москвина не просто учитель, слушая которого можно сдать русский язык практически на сто баллов без усилий многочасового репетиторства, она тот человек, к которому всегда можно обратиться с любым вопросом.

Помню, как я уже, окончив школу, приходила к ней на чай, рассказала, кажется, про всю свою жизнь без купюр. Она дала весьма ценные советы, что в наше время редкость, и сказала слова поддержки, которые я ждала. А такие вещи вызывают пожизненное уважение. Она всегда, рядом, даже сейчас, когда я с ней давным-давно не общалась. Я уверена, что могу прийти или позвонить ей в любой момент, а она, назвав меня по фамилии, характерно скажет: « Ну, дорогая, давай разбираться». И что-то нетривиальное. С воздыханием произнесет: «Ну, ты, как всегда, звезда! - а после разговора обязательно добавит, - У тебя все получится. Только дерзай». Приятно это слышать от человека, который реализован. Кстати, ребята, день рождения у нее в один день с Наполеоном Бонапартом, я думаю, что вы смекаете, о чем я.

Заключение

Дети, родившиеся и пережившие годы Великой Отечественной войны, многое могут поведать нам о трудностях жизни. Их воспоминания наполняют нас недоумением: как такое можно было пережить и не озлобиться? Они же, ноборот, научились ценить жизнь, верить в людей, быть щедрыми и неравнодушными к чужим бедам. Их рассказы не просто кладезь информации, но и настоящие уроки человечности. Стараясь походить на своих родителей, молодое послевоенное поколение честно работало, чтобы страна вновь стала могучей и процветающей. И к своей работе они относились как к гражданскому долгу (в самом высоком смысле этого понятия), вкладывали в нее душу.

Беседы с Ольгой Константиновной Москвиной и ее учениками открыли нам особый мир – мир теплоты, любви и безграничного уважения. Воспоминания детства, далеко не детские, но очень значимые, во многом определили всю ее последующую жизнь и характер. Биография этого удивительного педагога было яркой и насыщенной, несмотря на непростые времена, которые выпали на ее долю. Верность своему призванию, честность по отношению к людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, – это лучшие качества Ольги Константиновны. А еще неунывающий нрав, юмор, интерес к жизни.

Такой мы увидели эту женщину. Такой помнят ее выпускники средней школы № 71 города Ярославля. Ее личность, ее убеждения сыграли немалую роль в том, какими людьми выросли ее ученики. А если учесть то количество выпусков, которые подготовила к жизни О.К.Москвина, то мы с уверенностью можем сказать, что она истинно народный учитель.

11



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.