Население мира. Количество населения. Воспроизводство населения. Демографические процессы и демографическая политика.
Урок_5 | Дата_________ | Класс__________ |
Тема: Тема 2 Население мира. Количество населения. Воспроизводство населения. Демографические процессы и демографическая политика.
Цель: изучить количество населения мира и отдельных стран; дать характеристику типам воспроизводства населения; сформировать понятия «демографическая политика», «демографический взрыв», «урбанизация», «миграция», «мегалополис»; совершенствовать умения и навыки работы с картой, самостоятельного поиска дополнительной географической информации, подготовки сообщений. Формировать познавательный интерес к изучению темы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, атласы, политическая карта мира.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Актуализация и коррекция опорных знаний.
Назовите политическую систему противоположную демократии. (Авторитаризм)
Сравните между собой различные экономические системы мира и определите их + и – .
Назовите самые влиятельные международные организации.
Объясните, чем отличается роль общеполитических и специальных международных организаций.
Сообщение темы, цели, задач урока. Мотивация учебной и познавательной деятельности
«Население мира». Объясните это понятие.
Как вы думаете, почему исследованию самых разнообразных характеристик населения: численности, динамике, поло-возрастному составу и семейному состоянию, уровню образования и занятости, расовому и этническому составу уделяется огромное внимание во всем мире?
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Изучение нового материала
Население мира. Количество населения.
Совокупность людей проживающих на планете – это и есть население мира. Численность НМ не является величиной постоянной и ежегодно меняется. Для установки ЧН каждые 10 лет проводились переписи населения. С появлением информационного общества и оцифровкой всех статистических данных установить ЧН любой страны и мира не составляет труда. (специальные программы со счетчиками населения и других характеристик)
На сегодня ЧН составляет 6,8 млрд. человек и продолжает увеличиваться. Но темпы роста ЧН были не всегда одинаковы. Пик пришелся на 1965-1970гг. Как выдумаете, почему?
После получения политической независимости страны Азии, Африки и Латинской Америки получили доступ к медицинскому обеспечению, и уровень смертности в этих странах снизился вдвое.
С 1966 по 1999гг. численность населения планеты выросла вдвое и достигла 6 млрд. человек. Это явление назвали «демографический взрыв».
Однако в 90-е годы наметилась тенденция увеличения смертности. Сейчас ежегодно ЧН мира увеличивается на 79 млн. человек.
Больше всего прирастают населением наименее развитые регионы Азии и Африки.
Не участвует в приросте Европа, население которой наоборот ежегодно уменьшается на 1 млн. человек.
Воспроизводство населения.
Понятие о воспроизводстве (стр.62)
Причины, влияющие на воспроизводство (стр.62)
Первый тип (демографический кризис) невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста – экономически развитые страны с большой долей пожилых людей.
Три подгруппы: страны с низким приростом (США, Австралия, Канада), страны с нулевым приростом (Швеция, Дания, Польша), страны с отрицательным приростом (депопуляция).
Второй тип (демографический взрыв) высокие и очень высокие показатели рождаемости, относительно низкие показатели смертности (развивающиеся страны).
Изучение Рис.10 на стр.67
Демографические процессы и демографическая политика.
Понятие «демографическая политика» стр.65
Различия в демографической политике стран с 1 и 2 типом воспроизводства.
Отсутствие демографической политики в наименее развитых странах тропической Африки.
Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены Мировых Демографических процессов.
Этапы демографического перехода | Характеристика этапа |
Очень высокие показатели рождаемости и смертности = низкий естественный прирост. | |
Высокая рождаемость при резком сокращении смертности = причина возникновения демографического взрыва. | |
Низкие показатели смертности, снижение рождаемости = умеренное расширенное воспроизводство и рост ЧН. | |
Показатели рождаемости и смертности совпадают = стабилизация численности населения. |
Качество населения
Стр. 70-71 изучить и пояснить понятие.
Закрепление изученного материала
Практическое задание: используя рисунок 10 на стр.67 охарактеризуйте географические особенности первого и второго типов воспроизводства населения и группировку стран в их пределах.
Обобщение и систематизация знаний
Дайте определение понятия «воспроизводство населения»
Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?
Дайте определение понятия «демографическая политика»
В чём отличие демографической политики стран с 1 и 2 типом воспроизводства?
Что такое «качество населения»?
Итог урока
Домашнее задание
§1 стр.62-71 изучить. Выучить понятия из параграфа. Выполнить в тетради зад.4 на стр.95 в разделе «Можете ли вы»