Материал к уроку географии в старшей школе: Численность, воспроизводство населения мира. Демографическая политика
Тема: Численность, воспроизводство населения мира. Демографическая политика.
Цель: сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности населения мира;
УУД:
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы:
• словесный (объяснение нового материала, фронтальная беседа),
• наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира»),
• практический (работа с картами атласа, таблицами, диаграммами, текстом учебником),
• оценивание (тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль).
Технологии обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, обучение на основе «проблемных ситуаций»
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник под редакцией В.П.Максаковского, атласы.
Изучение нового материала.
Мы приступаем к изучению очень важной и интересной темы: «География населения мира» СТР. 56 БЛОК_СХЕМА
? Что изучает наука география? (Наука о природе, хозяйстве и населении Земли)
? На какие ветви делится география? (Физическая, экономическая)
? Что изучает каждая ветвь географии? (физическая – природу; экономическая – хозяйство и население).
? Почему в 40-е годы 20 века Н.Н. Баранский критикуя географические книги говорил: «А человека забыли?» Прав ли он был? Зачем нужно изучать НАСЕЛЕНИЕ?
(Н – основа экономики, основной производитель, потребитель.
Н – носитель культуры, религии.
Н – созидатель строитель истории цивилизации.
Н – часть природы. И т.д.)
? Какие гео. науки, связанные с изучением населения вам известны? (Демография, этнография, рекреационная география, медицинская география, география культуры, география религий).
? Что бы вы хотели узнать, изучая данную тему?
Целеполагание (беседа)
Работа с БЛОК-СХЕМОЙ.
План урока
Численность населения
Типы Воспроизводство населения
Демографическая политика
Качество населения.
Блок 1. Численность населения
Народ – кто сам себе не врёт.
Народ – кто враг духовной лени.
Лишь тот, кто мыслит, - тот народ,
Все остальные – населенье.
Е.Евтушенко
Запишите в тетрадь тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика».
Сколько нас на планете? Вопрос, который волнует каждого землянина.
На 11 октября 2018 г. -7 655 957 369 человек
? Как можно установить численность населения? (Перепись)
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов. Впервые учёт численности населения проводился 4 тысячи лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее в Древней Греции и Древнем Риме. Первые попытки ответить, какова численность населения Земли относятся к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними. Сегодня учёт проводится во всех странах мира кроме Катара и Омана.
Учитель: ООН рекомендует проводить переписи населения через 10 лет.
6-миллиардный житель Земли родился в Сараево (Босния). 12 октября 1999 года на свет появился Аднан Мевич, которого ООН выбрала в качестве 6-миллиардного жителя нашей планеты.
7 миллиардный житель планеты родился в Калининграде 31 октября 2011 года.
Практикум 1 /общий анализ/
Рассмотрим таблицу /график/ «Динамика численности населения мира с начала нашей эры»
Период | Примерная численность населения | Среднегодовые темпы прироста (%) |
7 тыс. лет до н.э. | 10 | - |
2 тыс. лет до н.э. | 50 | 0,03 |
Начало нашей эры | 230 | 0,1 |
Начало XI века | 300 | 0,02 |
Начало XVI века | 440 | 0,1 |
Середина XVII века | 550 | 0,3 |
Начало XIX века | 950 | 0,5 |
Начало XX века | 1660 | 9,8 |
Середина XX века | 2530 | 1,8 |
Конец XX века | 6000 | 1,5 |
?Что бросается в глаза? (до 17 в. население росло медленно.)
?Почему? (Эпидемии, войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина.)
? Когда произошло резкое увеличение численности населения? (В начале 20 в.)
Это называется демографический взрыв.
В странах – участниках 2-й мировой войны демографический взрыв не наблюдался. Был он небольшим и в России.
В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Анализ таблицы 2 учебника на стр. 66.
1.Какие регионы являются лидерами по росту численности населения?
Зарубежная Азия 2. Африка. 3. Латинская Америка.
2. Выполнить з. 1 стр.84 (табл приложения 11 с.386)
3.Какие проблемы вызывают высокие темпы роста населения в мире?
Продовольственную- нехватка продуктов питания в некоторых регионах мира (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения.) В целом по миру недоедает 500 млн. чел.
Истощение земель из-за нерационального их использования.
Сведение лесов вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
нехватки воды и т.д.
Итак! Никогда население Земли не возрастало так быстро, как в середине 2-й половины 20 века.
1 час- 10.4 ТЫСЯЧ
1 МИНУТА- 175 ЧЕЛОВЕК
СУТКИ- 250 ТЫСЯЧ
ГОД- 140 МЛН. ЧЕЛ.
ВЫВод. 90% мирового прироста населения приходится на РС.
10 стран по численности
Китай – 1 430 075 000
Индия – 1 370 048 541
США – 328 915 700
Индонезия – 266 357 297
Бразилия – 210 147 125
Пакистан – 207 490 544
Нигерия – 199 805 437
Бангладеш – 161 376 708
Российская Федерация - 146 780 720
Япония – 124 776 364
? Какие показатели определяют рост численности населения.
БЛОК 2 ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ
? Что понимают под воспроизводством населения?
(Учебник стр.58)
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление населения.
«Формула» воспроизводства - вид записи относительных демографических показателей: коэффициент рождаемости - коэффициент смертности = коэффициент естественного прироста.
Р-С=ЕП,
где Р — рождаемость, С — смертность, ЕП — естественный прирост.
Уровень смертности зависит в первую очередь от уровня жизни населения, развития здравоохранения и возрастной структуры населения. Уровень жизни определяет условия быта и труда населения, в т.ч. и качество питания, возможность для хорошего отдыха и восстановления сил и т.д.
Необходимо учитывать, что показатель смертности формируется за счет двух составляющих— возрастной (т.е. смертности пожилых) и младенческой смертности. Уровень смертности зависит, прежде всего, от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения.
К повышению смертности ведет рост таких неблагоприятных явлений как преступность, производственный травматизм, природные и техногенные катастрофы, несчастные случаи, ухудшение качества окружающей среды.
Уровень смертности зависит от:
Социально-экономических условий жизни населения
Религиозных традиций
Санитарно-гигиенических условий труда и быта
Природных катастроф
Войны, терроризм
Уровня развития здравоохранения
Возраста вступления в брак
Уровня преступности
Ухудшения качества окружающей среды
Количества людей старшего возраста
Высокого уровня урбанизации
Уровень рождаемости определяет ряд факторов:
1. Уровень жизни влияет обратно пропорционально— чем он выше, тем ниже рождаемость.
2. Преобладание городского или сельского населения. В сельской местности сильнее выражены традиции многодетности, а в городах, в силу занятости женщин в экономике, ускоренного жизненного ритма и, вообще, иного образа жизни, детей в семьях гораздо меньше.
3. Возраст вступления в брак оказывает большое влияние на рождаемость. Так, например, в некоторых странах Азии 14—15-летние девушки уже выходят замуж, а в Северной Европе преобладающий возраст невест 23—25лет.
4. Сохранению высокой рождаемости способствуют и религиозные традиции. Многодетность проповедуется всеми религиями мира, за исключением протестантства.
5. Многие государства проводят целый комплекс мероприятий, стимулирующих или ограничивающих рождаемость, которые получили наименование «демографической политики». Наиболее заметны результаты подобной политики в области снижения рождаемости (в послевоенной Японии, в Китае в 60—70-хгг.).
Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Но зависимость эта гораздо более сложная и противоречивая, вызывающая много споров в науке. Большинство ученых связывают снижение уровня рождаемости с ростом городов и распространением городского образа жизни, что приводит к все большему вовлечению женщин в производственную и общественную деятельность.
Развитое пенсионное обеспечение также приводит к снижению рождаемости, т.к. роль ребенка как "ходячей пенсии" сводится на нет. Напротив, сельский образ жизни способствует высокой рождаемости, т.к. в сельской местности ребенок уже с 9-10 лет - лишние трудовые руки. В бедных странах, где социальная сфера развита плохо, ребенок - это основной кормилец престарелых родителей. Высокая рождаемость характерна и для мусульманских стран, где традиции многодетной семью поддерживаются религией.
Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к огромным людским потерям, как в результате непосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней, разрыва семейных связей.
Выберите верные утверждения:
1. Уровень рождаемости тем выше, чем выше уровень жизни населения.
2. В сельской местности хорошо выражена многодетность.
3. К снижению рождаемости приводит эмансипация женщин
4.Созранению высокой рождаемости способствуют религиозные традиции.
5.Чем выше «Цена ребенка», тем больше рождаемость.
6. Самая высокая рождаемость в развивающихся странах.
7. Развитие пенсионного обеспечения приводит к снижению рождаемости.
8. Для регулирования высокой рождаемости необходимы войны.
9. Ранний возраст вступления в брак повышает рождаемость.
10.Рост городов и городского образа жизни приводит к повышению рождаемости.
Типы воспроизводства
Первый тип воспроизводства населения | Второй тип воспроизводства населения |
Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста | Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности |
Стабилизация численности населения | Постоянное увеличение численности населения |
«Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения) | Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения |
«Формула воспроизводства» населения | «Формула воспроизводства» населения |
Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии | Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии |
Депопуляция Демографический кризис «Демографическая зима» | Демографический взрыв «Демографическая весна» |
ЕП невысокий Положительный Р>С США, Канада, Австралия Р=С – Нулевой Италия, Великобритания, Польша Р<С – Отрицательный Литва, Латвия, Эстония | |
ВЫВОД
Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:
1. Высокий уровень социально-экономического развития (рост доходов – меньше детей).
2. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).
3. Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.
4. Увеличение расходов на содержание ребенка.
5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.
6. Увеличение доли пожилых людей «старение нации» и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей, уменьшение молодых возрастов.
7. Последствия войн, конфликтов, терроризма.
8. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.
9. производственный травматизм, техногенные катастрофы (автомобильные –ежегодно – 250 тыс. человек)
10. Смерть от болезней (СПИД, рак)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Стр. 387 табл.12 Назовите страны с нулевым, отрицательным ЕП, страны, где смертность превышает рождаемость.
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:
1. Низкий уровень развития экономики, преобладание с/х (РС).
2. Низкий уровень урбанизации – 41%.( в с/х рождаемость выше)
3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.
4. Традиции многодетности.
5. Подневольное положение женщин, ранние браки.
6. Рост уровня медицины.
7. Улучшение санитарной культуры.
АНАЛИЗ Рис.13 стр.67
БЛОК 3 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
? Что такое демографическая политика? (учебник стр.61
Система административных, экономических, пропагандистских и др. мероприятий направленных на воздействие на естественное движение населения в желательном для себя направлении.
? От чего зависит дем политика? (от типа воспроизводства)
Заполните таблицу «Демографическая политика в странах с разным типом воспроизводства населения»
Демографическая политика в странах с I типом воспроизводства населения | Демографическая политика в странах со II типом воспроизводства населения |
Единовременные ссуды молодым семьям | ИНДИЯ: Нац программа планирования семьи Повышение возраста вступления в брак (Ж-18, М-21) Добровольная стерилизация, «Нас двое – нам двое» |
Пособия на рождения каждого ребенка | |
Ежемесячные пособия на детей | |
Оплачиваемые отпуска | КИТАЙ: создан комитет по планированию деторождения, поздний возраст вступления в брак (М-22, Ж-20), за 1 ребенка ежемесячные доплаты, дальше налоговые вычеты, «Одна семья – один ребенок» |
Франция, Япония |
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
Активная демографическая политика, на увеличении рождаемости была введена во Франции в начале 20-х годов 19 века. В стране введена в практику система выплат за рождение 1,2, и особенно 3 и последующего ребенка. Единовременное пособие при рождении 3,4-го ребенка составляет 260% от заработной платы, на последующих детей – 717 %, отпуск по беременности оплачивается на 90%. Предоставляются ссуды на приобретение жилья, домашнего хозяйства, которые гасятся на 90 % при рождении 3-го ребенка. Пособия на каждого ребенка в возрасте до 3 лет с 4 месяцев беременности составляют 154$.Пособия к новому учебному году на всех детей с 6 до 18 лет, которые учатся – 67$. Базовое пособие на ребенка, всем лицам, проживающим во Франции (независимо от гражданства, дети до 20 лет проживают в стране) и имеющим не менее 2 детей. На 2-х - 107$; 3-244,4$; 4 -382,5$; 5 -519,6$; 6-656 (за каждого последующего – надбавка 137 $ не зависимо от дохода семьи).
Теория демографического перехода (объяснение) по схеме.
БЛОК 3 Человечество постепенно переходит от традиционного к современному типу воспроизводства. Подобное явление получило наименование демографического перехода
Впервые демографический переход начался в Европе в XVIII веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в третьем этапе. В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует первому этапу перехода, а в Азии и Латинской Америке — второму. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира.
Выделяются четыре этапа демографического перехода:
I | Высокая рождаемость при высокой смертности | Очень низкий естественный прирост |
II | Высокая рождаемость при резком сокращении смертности | Демографический взрыв |
III | Дальнейшее снижение смертности при большем снижении рождаемости (вследствие перехода от многодетной к малодетной семье) (вследствие «старения» населения) | Замедление естественного прироста |
IV | Показатели рождаемости и смертности выравниваются | Прекращение роста населения |
Демографический переход – научная теория, объясняющая последовательность смены демографических процессов. Теория объясняет последовательность развития демографических процессов в зависимости от изменения типа воспроизводства населения. Особенности воспроизводства, в свою очередь, тесно связаны с характером экономики. Этапы демографического перехода можно увидеть на рисунке
Первый этап, продолжавшийся несколько тысяч лет, называют традиционным. Для него характерна высокая рождаемость и смертность и ,как следствие, небольшой естественный прирост. До наших дней он практически нигде не сохранился.
На втором этапе, благодаря развитию медицины, смертность резко сократилась, а рождаемость осталась на высоком уровне; прирост населения резко возрос. Подобный тип естественного движения населения ныне характерен для большинства развивающихся стран.
Третий этап характеризуется уменьшением рождаемости и невысокой смертностью, что и обусловило снижение прироста населения. Этот тип характерен для основной массы современных развитых стран.
На четвертом этапе происходит стабилизация невысоких показателей рождаемости и естественного прироста. Данный тип воспроизводства постепенно охватит все страны мира.
На этапе демографического перехода происходит постоянное увеличение продолжительности жизни населения. Для ее исчисления используют показатель продолжительности предстоящей жизни населения, который говорит о том, сколько лет может прожить человек, родившийся в определенном году, если условия его существования принципиально не изменяется. В силу биологических причин женщины живут дольше мужчин. Только лишь в отдельных странах наблюдается иная картина.
Продолжительность предстоящей жизни населения - статистический показатель, характеризующий продолжительность жизни населения в целом. Предельная продолжительность жизни человека большинством ученых оценивается в 110-120 лет.
БЛОК 4 Качество жизни
Показатель учитывающий экономические (занятость, душевой доход, питание) и социальные (уровень здравоохранения, безопасность,), культурные (уровень грамотности, обеспеченность печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) условия.
Главный показатель – состояние здоровья населения. А) Младенческая смертность – средняя в мире 55/1000. В РКС – 8/1000; в РС – 60-100/1000.
Либерия, Нигер, Сьерра-Леоне, Афганистан – 160/1000.Второй фактор -Продолжительность жизни -это ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятностей. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, быта, труда. Исчисляется количеством лет.
Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в XII-XIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди — большое исключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы — 34; англичане — 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточных 12, 6 промилле, среди рабочих — 27,2.
В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане — 35 лет.
Для характеристики продолжительности жизни используют показатель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.
Проанализируйте данную таблицу. Сделайте вывод о связи продолжительности жизни с качеством жизни.
Средняя продолжительность жизни для всего мира | 69 лет (67 лет для мужчин и 72 года для женщин). |
| |
В экономически развитых странах | 75 и 85 лет соответственно |
В развивающихся странах | 66 и 69 лет соответственно |
РС | |
Афганистан | 44,6 |
Свазиленд | 45,5 |
Лесото | 45,7 |
Зимбабве | 46,8 |
Замбия | 47,2 |
ДР Конго | 47,2 |
РКС | |
Япония | 82, 3 |
Сингапур | 82,1 |
Австралия | 81,8 |
Италия | 81,8 |
Канада | 81,4 |
Франция, Испания | 81,2 |
ВЫВОД.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Выполнить тест
1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
1) Бразилия
2) Бангладеш
3) Норвегия
2. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
1) Чад
2) Боливия
3) Япония
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия
Я узнал…
Я научился…
Задание на дом:
Прочитать текст с.57-66;
З.2 стр.85 (анализ таблиц);
Выполнить з.3 (4) по желанию (творческое)
СООБЩЕНИЕ
Показатель смертности формируется за счет двух составляющих— возрастной (т.е. смертности пожилых) и младенческой смертности. Уровень смертности зависит, прежде всего, от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения.
К повышению смертности ведет рост таких неблагоприятных явлений как преступность, производственный травматизм, природные и техногенные катастрофы, несчастные случаи, ухудшение качества окружающей среды, войны, террористические акты.
Уровень рождаемости определяет ряд факторов:
Уровень жизни влияет обратно пропорционально— чем он выше, тем ниже рождаемость.
Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Большинство ученых связывают снижение уровня рождаемости с ростом городов и распространением городского образа жизни, что приводит к все большему вовлечению женщин в производственную и общественную деятельность.
Преобладание городского или сельского населения. В сельской местности сильнее выражены традиции многодетности, а в городах, в силу занятости женщин в экономике, ускоренного жизненного ритма и, вообще, иного образа жизни, детей в семьях гораздо меньше.
Возраст вступления в брак оказывает большое влияние на рождаемость. Так, например, в некоторых странах Азии 14—15-летние девушки уже выходят замуж, а в Северной Европе преобладающий возраст невест 23—25лет.
Сохранению высокой рождаемости способствуют и религиозные традиции. Высокая рождаемость характерна и для мусульманских стран, где традиции многодетной семью поддерживаются религией. Многодетность проповедуется всеми религиями мира, за исключением протестантства.
Развитое пенсионное обеспечение также приводит к снижению рождаемости, т.к. роль ребенка как "ходячей пенсии" сводится на нет. Напротив, сельский образ жизни способствует высокой рождаемости, т.к. в сельской местности ребенок уже с 9-10 лет - лишние трудовые руки. В бедных странах, где социальная сфера развита плохо, ребенок - это основной кормилец престарелых родителей.