12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск
2

Население Южной Америки

География 7  класс

Урок № 36

 

Тема урока:  Население Южной Америки

 

Дата проведения…………….

 

Цели: продолжить формирование представлений о народах мира, о коренном и пришлом населении, его расовом составе, его расселении по материку.

Задачи:

Образовательные:

·       продолжить формирование у учащихся представлений о населении Земли,

·       сформировать представление об истории заселения Южной Америки, о прошлом и настоящем народов,

·       познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, расселением по материку.

Воспитательные:  воспитать умение работать в группе, умение слушать одноклассников, прививать уважительное отношение к мнению своих одноклассников, формировать у учащихся географическую культуру, содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.

Развивающие: развивать умения в поисках решения проблемных ситуаций, географического мышления, культуру общения учащихся.

Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый. Кейс-метод, ненасильственного обучения, обсуждение гипотез, беседа на основе анализа карт, самостоятельная работа с текстом учебника.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: политическая и физическая карты Южной Америки, карта плотности населения мира, контурные карты, карточки для групповой работы,  сигнальные карточки красного и зеленого цвета, презентация, атласы.

Класс делится на 3 группы, примерно равных по силам, каждая группа для работы получает пакет материалов.

Тип урока.    Изучение нового материала.

Межпредметные связи. История: колониальное прошлое народов Южной   Америки.

Термины и понятия: Древняя цивилизация, конкистадоры, индейцы, метисы, мулаты, самбо, язык, плотность населения, колония, государство.

 

Ход урока

 

1.    Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята!
Здравствуйте те, кто любовался горами!
Приветствую тех, кто восхищался красотой моря!
Добрый день тем, кто красовался лесом!
Приветствую тех, кто удивлялся чудесам прекрасного луга!
Друзья мои!
Я очень рада войти в приветливый Ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье Ваших умных глаз.
Я буду очень рада провести у Вас сегодня урок географии.

2.    Повторение

Для начала я хочу Вам предложить игру "Верю - не верю". Если Вы мне верите, поднимите сигнальную карточку зеленого цвета, если не верите, то - красного цвета.

·      Верите ли Вы, что Южная Америка находится в Южном полушарии (зеленая).

·      Верите ли Вы, что Анды находятся на востоке материка (красная).

·      Верите ли Вы, что Амазонка имеет самый большой речной бассейн мира (зеленая).

·      Верите ли Вы, что мыс Горн является северной точкой Южной Америки (красная).

·      Верите ли Вы, что в Южной Америке лягушки живут на деревьях (зеленая).

 

Да, ребята Вас не так легко завести в заблуждение. Молодцы!

Хорошо, Вы, наверняка, знаете, что такое быть белой вороной. Ответы учащихся.

Вот сейчас мы с Вами попробуем поискать белых ворон.

Внимательно, читаем логический ряд и называем белую ворону!

·       Евразия, Австралия, Африка, население (слайд 2).

·       Колумб, народ, Веспуччи, Вавилов (слайд 3).

·       Амазонка, Ориноко, мулат, Парана (слайд 4).

·       Метис, анаконда, ленивец, ягуар (слайд 5).

·       Орхидея, страна, бамбук, пальма (слайд 6).

·       Бразилия, Аргентина, самбо, Чили (слайд 7).

Учитель прикрепляет на доску названые слова "белые вороны" (слайд 8).

Молодцы! У нас с Вами появился на доске ряд слов, но не простой, а связанный с темой нашего урока. Давайте подумаем и выскажем свои предположения, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Предложения учащихся.

Да, действительно, Вы правы, тема нашего сегодняшнего урока "Население Южной Америки" (слайд 9). Мне кажется, нам очень повезло с темой, так как сегодня мы узнаем не только о том, как заселялся материк, но и какой чудесный народ живет на этом материке. А самое главное, Вам сегодня предстоит самим побыть в роли исследователей (слайд 10).

3.    Изучение новой темы.

Кто открыл материк? В каком году?   

·      Х. Колумб в 1492 году 11 октября подошел к небольшому острову из группы Багамских островов.

Отрывок из книги: «Великие открытия»

Перед путешественниками был небольшой остров, заросший пальмами. Вдоль берега по песку бежали голые люди. Колумб надел  на латы алое платье и с королевским флагом сошел на берег. Это был остров Ватлинг из группы Багамских островов, Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Так была открыта Америка.

Впрочем, Колумб до конца жизни был уверен, что никакого Нового Света он не открыл, а нашел путь в Индию.  С его легкой руки туземцев начали называть индейцами. Туземцы вновь открытого острова были красивыми, рослыми людьми. Они не носили одежд, тела их были пестро раскрашены. У некоторых туземцев в носах были продеты блестящие палочки.

·      Кто же является коренным населением Южной Америки?     Индейцы

Коренное население – это народ, проживающий  на данной территории сохранивший традиционное жизнеобеспечение.

А Вы представляете! На территории Южной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы южной Америки?

Как же происходило заселение материка?

В науке существует несколько гипотез о заселении материка. Я надеюсь, Вы не забыли. Что гипотеза обозначает научное предположение. Итак, вспомним о двух гипотезах (слайд 11).

Заселение Америки шло через Берингов пролив из Северо-Восточной Азии. Более 35 тысяч лет назад на месте Берингова пролива была суша.

В Южную Америку древние индейцы пришли из Северной Америки почти 20 тысяч лет назад.

Но более принятой считается вторая версия.

Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15-17 тысяч лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки. Происхождение коренного населения материка "индейцев" долгое время вызывало споры среди ученых. По наиболее распространенному мнению, предки индейцев пришли на материк через Северную Америку из Северо-Восточной Азии примерно за 15 тысяч лет до нашей эры (слайд 12).

Современная численность индейцев в Южной Америки составляет около половины от общей численности населения. А вот в кое - где индейцы были почти все истреблены ещё в период колонизации. Современное население материка представляет собой пестрое смешение племен, народностей, наций.

Сейчас я предлагаю Вам побывать исследователями некоторых южно-американских племен. Вам предстоит в группах изучить материал о племени и рассказать нам о нем, создать мини - проект.

Работа в группах.

1 группа племя "Шипибо" (приложение 2)

2 группа племя "Чибча" (приложение 3)

3 группа племя "Арауканы" (приложение 4)

После обсуждения учащиеся рассказывают о племенах (слайды 13, 14, 15).

Сейчас Вы хорошо рассказали нам о племенах и о том, чем они занимались.

Итак, кто является коренным населением Южной Америки?

Давайте занесем это понятие в нашу тетрадь (слайд 16).

Коренное население - это индейцы.

Вы уже знаете, что население любого материка состоит из коренных жителей и пришлого населения.

А как Вы думаете, в Южной Америке есть пришлое население? Предложения учащихся.

Конечно же, Вы правы. Что происходила колонизация материка.

Давайте, послушаем, как это было.

Рассказ учителя (слайд 17).

Вы внимательно слушали, а теперь скажите, кого кроме индейцев можно было увидеть в Южной Америке в конце 16 века.

Ответы учащихся.

Да правильно, это - захватчики - европейцы и завезенные ими рабы - негры (слайд 18).

Давайте занесем полученные знания в тетрадь (слайд 19).

А теперь прослушайте, пожалуйста, притчу. Вы, конечно же, знаете, что притча - это жанр художественной литературы, в которой заложен глубокий философский смысл. Прослушайте, пожалуйста, и скажите, о каких расах идет речь в притчи.

Что такое раса напомнит Вам глоссарий.

Американские индейцы, увидев первых европейцев и завезенных ими из Америки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так:

"Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы.

В следующий раз боги заболтались и забыли во время вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боялись пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы".

Итак, о каких расах идет речь в притчи.

Ответы учащихся.

Конечно же, об индейцах, европеоидах и негроидах (слайд 20).

Ребята, а как Вы думаете, что произошло дальше. Предложения ребят.

Ваши предложения верны, действительно, европейцы женились на представительницах индейцев, а индейцы - на представительницах негров.

Итак, теперь мы с Вами знаем, какие народы заселяют Южную Америку. Теперь нам предстоит выяснить, насколько плотно и равномерно ли заселен материк (слайд25).

Сначала изучим карту и выскажем свои предложения.

Ответы учащихся.

Насколько правильны Ваши предложения, нам предстоит убедиться, прочитав учебник. Откройте, пожалуйста, учебник страница 182.

Вы должны изучить материал учебника и найти ответ на вопрос: Равномерно ли заселен материк Южная Америка?

Я хочу Вам напомнить, что, в абзаце содержится микротема, которая, заключается в первом предложении, то есть по первому предложению абзаца можно понять, о чем пойдет речь в самом абзаце.

Ответы учащихся.

Конечно же, Вы правы, материк заселен не равномерно. В основном, население проживает на побережье, что связано с природными и историческими факторами (слайд 26), а труднопроходимые леса в центре материка практически не заселены (слайд27).

Из начального курса географии Вы помните, что население проживает в населенных пунктах. Давайте на контурную карту нанесем три самых больших города Южной Америки (слайд 28).

Рио - де - Жанейро, Буэнос-Айрес, Сан-Паула.

Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы, откройте, пожалуйста, страница 32.

Соотнесите города, нанесенные на контурной карте, со странами и назовите, как называются эти государства. Но о государствах, речь пойдет на следующих уроках.

 

В Южной Америке живет 280 млн. человек.

 

IV. Домашнее задание (слайд29).

Прочитать параграф и с использованием листа опорных сигналов рассказать о населении Южной Америки.

Подготовить сообщение о каком-либо племени.

Сообщение о любой стране Южной Америки.

V. Итоги урока.

Нам необходимо сейчас подвести итоги нашего урока.

Я предлагаю это сделать, поиграв.

Продолжите фразу.

Никто не знает, а я знаю, что население Южной Америки состоит из коренного и пришлого.

Никто не знает, а я знаю, что:.

Никто не знает, а я знаю, что:.

Никто не знает, а я знаю, что сегодня Вы работали очень хорошо.

Никто не знает, а я знаю, что ……….., я поставила 5.

Урока время истекло,
Я Вам ребята благодарна,
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно (слайд30).

Дополнение

Когда и как появились люди в Южной Америке?  

Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15—17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую еще раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соеди­нявший Евразию и Северную Америку.

Чем занимались древние индейцы? 

Древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития. Они вели бродячий образ жизни и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Не имея свя­зей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени, народы Южной Америки создали своеобразную культуру.

Какая  древняя цивилизация  существовала на территории  Южной Америки? 

В I в. н. э. возникли пер­вые древнейшие индейские государства — Наско и Инки.

Культура индейцев Наско – существовали  до конца 1 тысячелетия, занимались в основном земледелием,  наносили рисунки, возможно, пытались таким образом  вызвать дождь (побережье Тихого океана Перу)

Какие беды индейцам,  принесли завоевания  материка Испанией и Португалией?

Развитие инкской цивилизации было прервано вторжением испанцев в 1532 г. Победе испанцев способствовали некоторые обстоятельства  -  испанцам было очень легко передвигаться по хорошим, вымощенным камнем дорогам с мостами через глубокие ущелья. Испанским отрядом конкистадоров (в переводе с испанско­го — завоевателей) командовал коварный и алчный Писсаро. Он обманом завлек Верховного вождя инков в свой лагерь и захватил его. Увидев это, воины, сопровождавшие вождя, разбежались. Когда Верховный инка по­нял, что испанцам нужно золото, он в комнате, где его заточили, провел чер­ту так высоко, как только могла дотянуться его рука, и обещал наполнить золотом всю комнату до этой черты. Несколько месяцев со всей империи инки доставляли золото. Когда испанцам показалось, что золота у инков больше нет, они казнили вождя. Инкская империя была разграблена испанскими конкистадорами. Навсегда исчезли многие уникальные памятники инкской культур

Вторжение европейских колонизаторов привело к массовому истребле­нию индейских народов. Они умирали от непосильного труда на плантациях, неведомых болезней, завезенных из Европы. Коренных индейцев в современ­ных странах Южной Америки сохранилось очень мало.

Конкистадоры (словарь на доске) во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладели Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией.

Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости. 

Посмотреть словарь  - колония (один из учащихся ищет слово)

Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров-рабов из Африки.

Постепенно на материке прои­зошло смешение трех рас

Вспомните, какие расы есть в мире?  —

                           европеоидной, монголоидной и негроидной.

По­томки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами. Мети­сы составляют большинство современного населения стран Южной Америки.

Бра­ки от негров и индейцев образовали еще одну группу — самбо.

Потомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами. Мулаты составляют значительную часть населения Бразилии.

На каких же языках говорят столь различные народы? 

Так как долгое время Южная Америка была колонией Испании и Португалии.  Большинство населения говорят на испанском языке, а в Бразилии - на португальском.

Индейцы говорят на различных языках. Наиболее распространенные языки народов кечуа и аймара.

Атлас  карта «Плотность населения» стр.12-13

Вспоминаем, чем темнее цвет,  тем больше населения проживает на данной территории.

Крупнейшие индейские народы:


Кечуа 14,87 млн. чел.

Аймара 2,55 млн. чел.

Арауканы 870 млн. чел.

Чибча 635 тыс. чел.

Араваки 400 тыс. чел.

 

Выявить особенности размещения населения на материке.

Вывод   

·      неравномерность распределение  по материку;

·      слабозаселенная Амазония;

·      наибольшая плотность на побережье Атлантического   океана, область восточной пампы;

                             

Сообщение. Империя инков

Несмотря на довольно непродолжительное существование - всего около 100 лет, империя инков оставила о себе долгую память в истории американских континентов.

 Родным домом империи стали Анды - горная цепь, которая занимает в мире второе место по высоте и тяжести природных условий. Там на высоте около 4575 м. протекала повседневная жизнь большинства населения империи. На создание эффективных путей сообщений ушло немало времени и сил, учитывая, что все это было построено исключительно руками людей.

 В дни своего расцвета инки были самой многочисленной нацией на Земле, а их империя считается самым крупным государством, созданным коренными жителями в западном полушарии.    Достижения инков велики это и строительство дорог в горах и водопровода, письменность  и почта, армия, календарь, ткачество и украшение из драгоценных металлов.

Легендарные богатства и тайны этого племени привлекли немало археологов  и   искателей кладов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.