12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск

География 7  класс

Урок № 34

Тема урока:  Климат Южной Америки

 

Дата проведения…………….

Цели и задачи урока:

1.    Закрепить и конкретизировать знания о климатообразующих факторах, об основных и переходных климатических поясах.

2.    Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата материка Южная Америка, выявить причины, определяющие эти особенности климата.

3.    Продолжить формирование умения работать с картами и климатическими диаграммами, составления графического конспекта на контурной карте.

4.    Продолжить формирование навыков работы с электронным учебником по географии.

5.    Развитие логического и творческого мышления.

Оборудование и дидактические материалы: “Климатические пояса и области мира; “Южная Америка”. Физическая карта. “Южная Америка”. Климатическая карта. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”

 

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин

Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.

Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые вопросы из ранее пройденных тем, которые пригодятся нам при изучении нового материала:

Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:

1.    Перечислите природные компоненты

2.    Почему климат изучают сразу после рельефа, раньше, чем внутренние воды, почвы, растительный и животный мир?

3.    План описания климата (перечислить пункты плана).

4.    Какие климатообразующие факторы являются ведущими в формировании климата?

5.    Какие постоянные ветры господствуют в умеренных широтах? — в экваториальных широтах? Какое влияние они оказывают на климат?

6.    Какие месяцы года являются в южном полушарии летними, какие – зимними?

7.    Проанализировав географическое положение материка Южная Америка, предположите, в каких климатических поясах он может находиться?

8.    Какой климат там преобладает – холодный или жаркий?

Этап 2. Операционно-исполнительский. 25-30 мин

Сегодня вам предстоит выполнить новый вид работы: составить графический конспект на контурной карте, т.е. показания с климатограммы вы будете записывать на контурной карте в соответствующем климатическом поясе, составляя таким образом его характеристику. Дальше вам предстоит проанализировать этот графический конспект и сформулировать ответы на вопросы (устно или письменно), а затем ответить устно.

Для субтропического климатического пояса климатораммы не даны.

Характеристика климата этого климатического пояса пойдет домашним заданием. Для выполнения этого домашнего задания используйте учебник и карту атласа “Южная Америка. Климатическая карта”.

Графический конспект, который вы сегодня выполните, пригодится вам еще на следующем уроке при изучении темы “Внутренние воды” для характеристики водного режима рек.

Выполнение заданий:

1. Нанесите на контурную карту климатообразующие факторы: одной коричневой линией покажите основное направление Анд; обведите линии экватора и тропика. С помощью стрелок покажите направление господствующих ветров. Стрелками красного и синего цвета покажите направления теплых и холодных течений у берегов Южной Америки (подумайте, какое влияние будет оказывать на климат побережья каждый из этих типов течения).

2. Надпишите на контурной карте названия климатических поясов и областей.

3. На контурной карте в экваториальном климатическом поясе сделайте следующую запись: Лето: 1) укажите индекс основной воздушной массы, формирующей здесь климат летом; 2) среднюю летнюю температуру воздуха; 3) влажно или сухо (зависит от количества осадков в этом сезоне). Ваша запись должна выглядеть так: Лето: ЭВМ, Т ср. +24, влажно. Эти же действия выполните для зимы: Зима: …. Далее напишите Осадки:… (укажите сумму осадков за год и их режим)

4. Аналогичные действия выполните для субэкваториального климатического пояса. Обратите внимание, что этот климатический пояс находится в двух полушариях

(северном и южном) и климат в них будет различаться по сезонам. Проанализируйте климатограмму и определите субэкваториальный климат какого полушария она характеризует. Сделайте запись в соответствующем климатограмме полушарии. Сделайте запись для этого же климатического пояса в противоположном полушарии. Чем они различаются?

5. Внимание!!! Следующим характеризуете умеренный климатический пояс.

6. Если вы выполнили все предыдущие задания, и у вас осталось более 10 минут, вы молодец!!! Запишите характеристику климата тропического климатического пояса (климат высокогорий не описывайте).

Проанализируйте графический конспект и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1.    В каких климатических поясах находится большая часть материка Южная Америка, а, следовательно, какой климат преобладает на нем?

2.    Какой это материк по увлажнению (сухой или влажный)?

3.    Какой из океанов, омывающих Южную Америку, оказывает меньшее влияние на климат материка и почему?

4.    Объясните, почему в умеренном климатическом поясе сформировались две климатические области, резко отличающиеся количеством осадков за год. (Западную часть называют “мокрым углом”, а в восточной части - пустынный и полупустынный климат).

5.    Объясните, почему в тропическом климатическом поясе на Атлантическом побережье формируется область тропического пустынного (сухого) климата, а в умеренном – область морского (влажного) климата. А в восточной части материка – наоборот: в тропическом климатическом поясе формируется область тропического влажного климата, а в умеренном – область умеренно континентального (сухого) климата?

Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 5-10 мин

Фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания. Контурные карты с графическими конспектами собираются на проверку.

По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме этого каждый ученик получит отметку за графический конспект на контурной карте

Таблица.  Характеристика климатических поясов материка Южная Америка

Название климатического пояса (области)

ГП

пояса

Воздушная масса

Средняя Температура воздуха

Влажность

(осадки)

Сумма осадков за год, режим осадков

Особенности климата

Зима

Лето

Зима

Лето

Зима

Лето

Экваториальный

 

ЭВМ

ЭВМ

+26

+26

влаж-

но

влаж-

но

2860 мм.

Равномерно

Весь год жарко и влажно

Субэкваториальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субтропический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеренный влажн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеренный сухой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.