12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аракбаева Алия Тилагусовна42

Климат Южной Америки

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.

Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.

Развивающая: развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.

Оборудование:  физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, учебники, таб. с названием климатических поясов, климатограммы, презентация (PowerPoint) «Климат Южной Америки», мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент.

Класс разбивается на 5 групп: каждая группа получает по одной табличке с названием климатического пояса («экваториальный», «субэкваториальный», «тропический», «субтропический», «умеренный»).

1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации)

2. Постановка целей и задач. (2 слайд)        

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка номенклатуры (на карточках) – как на экзамене.

Учащиеся по очереди выходят к доске и берут карточку с названием объекта, показывают его на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

1.Панамский канал

2.Мыс Гальинас.

3.Перуанское течение.

4.Амазонская низменность.

5.Архипелаг Огненная Земля.

6.Мыс Париньяс.

7.Река Амазонка.

8.Мыс Горн.

9.Карибское море.

10.Магелланов пролив.

11.Бразильское пласкогорье

12.Мыс Кабу-Бранку

13.Панамский канал.

14.Горы Анды.

15.Бразильское течение.

Проверка д.з.

Дифференцированные задания

Работа с таблицами(карточки для слабых учеников)

-Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».

Название материка

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Южная Америка

                   

Африка

                   

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

Задания для средних:

-Закончите кластер.

Рельеф Южной Америки


 

Горный запад Равнинный восток

Задания для сильных:

Задания на проверку понимания причинно-следственных связей

- Объясните различие в рельефе запада и востока материка.

-  Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка? Объясните закономерности их размещения.

-Какие плоскогорья есть на материке?

-Что им соответствует в строении земной коры?

-Перечислите низменности, что им соответствует в строении земной коры?

- Какие внешние процессы формируют их современный облик?

Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? (Основные и переходные).

Назовите основные и переходные климатические пояса?

Что мы называем воздушной массой? (В.М. – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д.)

Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? (Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие)

Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. (Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д.)

III. Формирование новых знаний.

Южная Америка удивляет своим климатом:

ее называют самым «влажным»  материком;

здесь юг холоднее севера;

на побережье океана находится самое сухое место на Земле – пустыня Атакама (осадков за год – 0,8 мм).

Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить.

(3 слайд)

Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный)

(4 слайд).

С каким материком по набору  климатических поясов сходна Южная Америка? (С Африкой)

Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов? (Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части)

Разберем подробнее особенности каждого климатического пояса. Для этого каждая группа должна составить характеристику своего климатического пояса, используя карты атласа, по плану:

Господствующие воздушные массы;

Средняя температура января и июля;

Годовое количество осадков и режим их выпадения.

(5 слайд)

Выступления групп, заполнение таблицы на доске:

Таблица «Характеристика климатических поясов Южной Америки»

Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры,°С

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

января

июля

1.Экваториальный

Экваториальная

+24

+24

до 5000 в течение всего года

2.Субэкваториальный

Летом – экваториальная, зимой – тропическая

+24

+20

Около 2000 мм, летом

3.Тропический

Тропическая

+24

+16

От менее 100 мм на западе до 2000 мм на востоке

4.Субтропический

Летом – тропическая, зимой – умеренная

+16

+8

От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке

5.Умеренный

Умеренная

+8

+4

От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе.

Валеопауза

Учащиеся вспоминают, что отображается на климатограмме (6 слайд).

Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор. Задания в форме ОГЭ по географии.

Проверка правильности выполнения задания (слайды 7–11).

Кроме того, на материке есть области высокогорного климата, где они находятся? (В Андах)

Его особенность – изменение  климата при подъеме от подножия к вершине.

Назовите характерные черты горного климата.

(Характерными  чертами горного климата являются:

разряженный сухой воздух;

большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;

сильные ветры, поднимающие пыль и песок;

обилие ультрафиолетовых лучей.)

Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно, а теперь давайте проанализируем в целом климатическую карту материка и дадим ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

1) Почему Южную Америку называют самым влажным материком? Используя климатическую карту, подтвердите этот факт.

(На материке выпадает больше осадков, чем на других материках)

В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? Как вы думаете, почему? (См. карту ветров и течений Южной Америки)

(12 слайд)

(Ветры с Атлантического океана, а территория открыта с востока)

Какой океан больше влияет на Климат всего материка? Почему Тихий океан гораздо в меньшей степени влияет на климат материка?

(Отгорожен горами)

2) Почему северная часть материка жарче, чем южная?

(Так как северная часть в экваториальном поясе, а южная – в умеренном)

3) Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?

(Так как проходит холодное течение)

Дело в том, что в этом районе ветры, дующие с Тихого океана, осадков не приносят. И вдруг в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.

Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель-Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.

Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.

Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?

(Климат был бы гораздо суше)

Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка? (На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля).

IV. Закрепление полученных знаний.

Итак, давайте сделаем вывод о факторах, которые определяют климат Южной Америки. (Географическое положение, рельеф, течения и т.д.)

Выполним задания по подготовке к ОГЭ на сайте РЕШУ ОГЭ. Поработаем с климатограммами и определим какой точке соответствует.

Вернемся к цели и задачам, поставленным в начале урока, как вы считаете, мы их достигли?

Каждая группа выставите друг другу оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Прочитать параграф «Климат Южной Америки», проанализировать климатические диаграммы в параграфе.

На контурной карте показать течения.

Творческое задание: Особенности климата материка Южной Америки.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.