Внеурочное занятие в 1–2 классах «Наша страна Россия. Новосибирская область»
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме: «Наша страна – Россия. Где мы живем?» (Новосибирская область)
Цель: обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности обучающихся первого и второго классов, создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству. Воспитание гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 8-10 минут)
Слушание песни «С чего начинается Родина» (песня в записи).
Беседа:
Как автор песни отвечает на вопрос «Что такое Родина?»
Примерные ответы детей: «Наверное, это все, что есть у человека дорогого!», «Это – мама, колыбельная песенка», «И даже дорожка, по которой все вместе гуляют!», «И даже мой «Букварь»? Тоже Родина?»
Учитель: Вы дали столько разных ответов про то, что такое Родина. Давайте посмотрим, какой еще она может быть.
Демонстрация видео (дикторский текст)
Все, что окружает человека с самого раннего детства: мамина колыбельная песенка, большая матрешка, в которой живут маленькие матрешки, игры с друзьями, купание на речке и, конечно, первая книжка – все это становится близким и желанным для растущего ребенка. А когда он вырастает, он вспоминает свое детство, родной дом, природу.
Никто не может остаться равнодушным к природе нашей страны. Она богата и разнообразна: суровый неласковый Север, непроходимая тайга, где командуют бурый медведь и рысь, росомаха и волк, нежные белоствольные березки смешанного леса.
Человек, который любит свою страну, не может оставаться равнодушным к ее природе. Он всегда восхищается ею, даже если это бескрайняя степь, высушенная пустыня, бесконечная тундра.
Звуки природы могут о многом рассказать внимательному человеку: что происходит в жизни леса и его обитателей, какое настроение у лесных жителей, что их радует, а что беспокоит. Природа зовет людей в гости, встречает их по-доброму и хочет такого же отношения человека к ней.
Родная природа – это множество не только звуков, но и красок. Мы говорим: «белые краски природы» и сразу представляем зиму, укрытые снежным одеялом деревья и кусты, снег скрипит под ногами, и Снежная баба очень нам рада. Человеку близки и дороги любые краски родной природы.
Наблюдая картины родной природы, человек испытывает разные чувства: радости, восхищения, удивления. И своими чувствами он хочет поделиться с людьми, с миром.
Любовь к России начинается с любви к малой Родине!
Учитель: Продолжим наше занятие. Вы посмотрели видеофильм, где авторы рассказали, какая наша страна. Давайте сделаем интересное задание.
Работа с интерактивным заданием № 1 (таблица № 1).
Задание № 1. Рассмотрим фото природы и архитектуры нашей Родины. Определим, как называются эти объекты. К какому фото относится каждое название?
1) 2)3) 4)
5) 6)
1) Монумент Славы, памятник, мемориал.
2) Хозяин тайги.
3) Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ).
4) Смешанный лес.
5) Река Обь. Новосибирск.
6) Рыжая плутовка.
Беседа: 1. Какое чувство вызвали у вас эти фото объектов нашей страны: радость, удивление, а может быть, кто-то остался равнодушным?
2. Ваше настроение изменилось после просмотра этих фотографий?
Часть 2. Основная: любовь к природе неразрывно связана с любовью к своему Отечеству (до 12-15 минут)
Работа с интерактивным заданием № 2.
«Послушаем звуки природы» Послушаем и узнаем звуки природы. Соединяем звуки с фразой-названием (Таблица №2). 7 Таблица № 2. Интерактивное задание № 2. Летнее утро в лесу Запись звуков природы Журчание ручья Запись звуков природы Шум водопада Запись звуков природы Трели соловья Запись звуков природы Летний дождь с громом Запись звуков природы Шум костра Запись звуков природы
Беседа:
Какие звуки природы вас особенно удивили? О чем вам рассказывали звуки природы? Что вы представляли, когда слушали шум водопада, летнего дождя, пение соловья?
Примерные ответы детей: «Мама говорит: надо слушать, как шумит вода, она успокаивает» …», «Птицы поют красиво, рассказывают о своем лесе родном», «Соловей красиво свистит, слушать его песни хочется», «Природа людей в гости приглашает в лес, к реке, в поле». Задание: если бы вы были художниками, какие другие краски природы вы бы изобразили? Примерные ответы детей: «Обязательно желтую, оранжевую – золотую осень!», «Зеленую – лес летом всегда зеленый!», «А если рисовать пустыню, то нужна только желтая краска», «А если рисовать лето, то нужны все краски».
Задание: Давайте послушаем стихотворения о природе
… Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы… (С. Есенин)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. (А. Толстой)
Беседа: Красивую природу любит каждый, а может ли человек любить край суровый, холодный, не ласковый? Например, суровый сибирский край, где короткое лето и длинная зима?
Примерные ответы детей: «Там родился, ему там все близко и знакомо», «Где родные и друзья, там все нравится».
Часть 3. Заключительная (5-7 минут)
Учитель: Вы многое сегодня узнали о нашей стране, нашей Родине. Попробуйте вместе с родителями подготовить или найти рисунки, фотографии о природе нашей Родины, о любимых природных местах вашей семьи. Любовь к природе связана не только с ее красотой и благами, которые она дает людям. Суровая, сердитая, неласковая, грустная природа также вызывает чувства человека, потому что она всегда, с самого раннего детства, рядом с ним. Родная природа – это часть нашей Родины. Свободное продолжение беседы о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ.