Настольно-печатная игра «Паровозик»
Настольно печатная игра: «Паровозик»
Игра «Паровозик» рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, имеющих речевые нарушения. Может использоваться воспитателями групп компенсирующей направленности (ОНР) при индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе. Практическая значимость и новизна игры в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач, используя всего одна настольно-печатная игра.
Игровой материал представляет собой паровоза с четырьмя вагонами и предметные картинки (подбираются педагогом для каждого задания). В каждом вагоне по два окна (квадратики с кармашками для картинок), на крышах вагонов кармашки для карточек с заданиями. Разноцветный паровозик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддерживает их интерес во время выполнения заданий.
Цели: Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
Задачи: Учить детей подбирать слова с заданным звуком, с определенным количеством слогов, картинки к звуковой модели слова; учить детей определять наличию указанного звука в словах; закрепить умение определять место звука в слове; упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование существительных с числительными, притяжательных местоимений с существительными, образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом), умении подбирать слова-признаки и слова-действия;
Ход игры:
I вариант (определение места звука в слове)
Педагог показывает детям паровозик и 16 картинок, объясняет: «Наш веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [З]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [З] слышится в начале слова (на крыши вагонов выставляются соответствующие схемы), во второй вагон – подарки, в названии которых звук [З] слышится в середине слова, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [З] слышится последним».
В игре может участвовать один ребенок (при индивидуальной работе), трое детей (каждый подбирает картинки для своего вагончика) и все дети (каждый ребенок берет только 1 картинку и ищет ей подходящий вагон
II вариант (определение количества слогов в слове)
Игра проводится аналогично 1 варианту, только меняется игровое задание: необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).
III вариант (звуковой анализ слова)
Детям предлагается подобрать картинки, подходящие к соответствующей звуковой схеме слова, а затем распределить их по вагонам.
IV вариант (подбор слов с заданным звуком, автоматизация и дифференциация поставленных звуков)
Данный вариант целесообразнее использовать с одним ребенком, либо с несколькими детьми, у которых нарушена общая группа звуков. Картинный материал подбирается индивидуально.
5 вариант (совершенствование лексико-грамматического строя речи)
Меняя карточки с заданиями на крышах вагонов, педагог может предложить детям:
- подобрать слова-признаки к едущим в вагоне картинкам (Чебурашка: добрый, милый, ушастый);
- подобрать слова – действия (жучок: летает, питается, жужжит);
- назвать один предмет и множество (гриб — грибы);
- назвать пять таких предметов (зонт— пять зонтов);
- поиграть в «Жадину» и назвать предметы, употребляя слова «мой», «моя», «мое», «мои» (мой замок, мои арбузы, моя рыбка);
- поиграть в «Прятки» — назвать, чего нет в вагоне (нет корзинки, иголки, зайца);
- назвать ласково предметы (куколка, елочка, подушечка);
- ответить на вопросы: «Чьи уши? Чей хвост?» (заячьи уши, заячий хвост);
- назвать маму, папу и детенышей животных, едущих в вагоне (мама – курица, папа – петух, детеныш (птенец) – цыпленок).
Картинный материал подбирается под каждое задание. При необходимости педагоги могут расширить спектр заданий, например, использовать карточки со схемами предлогов для составления предложений и так далее.