Статья на тему «Насущная проблема школы»
Насущная проблема школы
В наше время, когда школы России переходят на новые образовательные стандарты, проблема чтения, разумеется, нашла свое отражение в этом нормативном документе. Федеральный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Почему эта проблема так остро стоит сейчас? Ведь чтение – это средство освоения и поддержания интеллектуальных, мировоззренческих и духовных ценностей общества, чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Особенно проблема чтения касается, к сожалению, детей и подростков. Об этом говорит тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т. д.
Нынешних школьников мало интересует чтение. Причины школьного «нечтения» известны. Одна из них – образовательная. Рост числа альтернативных учебников, альтернативных учебных заведений, создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Пристрастие к чтению стало не только не престижно, но и подвергается осмеянию сверстников, т.е. исчезает среда, стимулирующая детей к чтению.
Немалую роль играет и экономическая причина. У многих не хватает денег на покупку книг, на подписку журналов, на посещение детьми учреждений культуры и досуга, так как общество стало экономически неоднородным.
А самой главной причиной, думаю, является инновационная. Дети и подростки подвержены влиянию новых информационных технологий, которые все глубже проникают в нашу жизнь. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. Дети предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры. Современные школьники хотят получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою популярность, а это негативно отражается на абстрактном мышлении школьников, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом. Происходит ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности.
Учителя Ветлевской школы полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, изобилующих в их сочинениях. Поэтому задача учителя – помочь ребенку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое. Для того, чтобы решить проблему чтения, нужны программы, конкурсы, мероприятия, направленные на популяризацию чтения.
В нашей школе, учителя, администрация, библиотекарь и большинство родителей, понимая важность данной проблемы, проводят, по возможности, определенную целенаправленную работу по привитию навыков чтения у школьников, пропагандируют жизнь авторитетных людей страны, области, района, для которых книги сыграли важную роль (знаменитые писатели и поэты России и Брянщины, космонавты, ученые, артисты и спортсмены, деятели науки и культуры). А это, в свою очередь, повышает авторитет учителя.
Прививают любовь к книге, чтению регулярно проводят предметные недели, конкурсы, презентации. Пользуются успехом у детей конкурсы чтецов, литературные гостиные конкурсы на лучшего читателя художественного произведения, классные часы на тему: «Расскажи, что было дальше», конкурс «Живая классика». Многие конкурсы проводятся на муниципальном и региональном уровне. При подготовке к ним школьники посещают библиотеку, выбирают нужную книгу или находят в Интернете понравившееся произведение, выбирают отрывки для чтения наизусть. Так было при подготовке к конкурсу «Живая классика», который прошел в школе двадцать первого февраля. Условия конкурса требовали чтения прозы тех писателей, которые не включены в школьную программу, продолжительность чтения – пять минут. Участники конкурса нашли замечательные произведения, выучили наизусть отрывки из них.
После занятий участники конкурса и болельщики собрались в кабинете русского языка. Все волновались, повторяли текст. Члены жюри – все три учителя русского языка и литературы. Конкурс открыла Жевна В.Е., председатель жюри. Она объявила цели и задачи конкурса, поздравила ребят и пожелала им успехов в предстоящем испытании. Конкурс начался. Ребята читали с воодушевлением. Меня приятно удивил выбор писателей и их произведений. Звучали отрывки из повести В.Закруткина «Матерь человеческая», короткие юмористические рассказы Виктора Галявкина и Марины Дружининой, П.Цвирки, В.Осеевой. Зрители дружно аплодировали, поощряли выступающих улыбкой, кивком головы.
По окончании конкурса жюри вместе со зрителями единодушно отметили лучших чтецов. Ими оказались: ученик 6 класса Тенкуляк Сергей (М.Дружинина «Звоните, вам споют!», ученица 9 класса Пимахова Дарья (В. Осеева «Бабка») и ученица 10 класса Манжосова Алина (В.Закруткин «Матерь человеческая»). Им предстоит участвовать в районном конкурсе чтецов «Живая классика», а зрителям, болельщикам после окончания конкурса захотелось прочитать рассказы М. Дружининой, Э. Успенского, И. Якимова, В. Осеевой. А это значит, что кто-то из учеников потянулся к хорошей книге, захотел читать.
Сегодня детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке. Государство и школа должны объединить свои усилия. Книги и чтение – одно из важных средств в борьбе за возрождение российской духовности. Мы должны прививать любовь к чтению, если хотим воспитать нравственное и интеллектуальное поколение. Именно чтение книг приведет нас к этому, ведь образовательные стандарты заставляют нас по-новому взглянуть на значение слова «чтение».
\