Статья «Проблема социальной самореализации личности в условиях вечерней школы»
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
Разуваева Юлия Евгеньевна
г. Н. Новгород, МБОУ ВСОШ № 28
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема социальной самореализации личности в условиях вечерней школы. Вечерняя школа активно решает проблемы социальной защиты подростков, их адаптации в окружающем социуме, создает условия для развития всех учеников с одновременной коррекцией поведения, помогает тем, кто не сумел получить образование в массовой школе и имеет перерыв в учёбе. В статье автор, анализируя результаты диагностик, проводимых педагогом-психологом школы, полагает, что существенным фактором становления личности является его активная социализация.
Ключевые слова: вечерняя школа, личность, самореализация, социализация, проблема.
В современном общественном сознании происходит изменение взглядов, касающихся роли личности в обществе. В условиях, когда общество и государство не способны в достаточной мере защитить своих граждан, человек нередко остается один на один с самим собой и вынужден опираться лишь на собственные силы. Кроме социально-политических сдвигов, большое влияние на современного человека оказывают структурные изменения в мировоззрении, вызванные развитием научно-технического прогресса и всеобщей информатизацией, принимая глобальный характер. Поэтому интерес к проблемам социального поведения и самореализации личности закономерно связан с необходимостью адаптации к новой социально-политической и духовной реальности. В условиях недостатка, а то и отсутствия моральной и материальной поддержки социальной среды перед человеком нередко встает вопрос физического выживания, для чего необходимо раскрыть и реализовать весь свой внутренний духовный потенциал. В связи с этим проблемы самоактуализации и самореализации личности начинают приобретать значение жизненной важности [1].
Тема самореализации включена в проблемное пространство различных наук и является, прежде всего, психологической проблемой. Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным.
Каждая личность уникально по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Самореализация - это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. В процессе осуществления намеченной жизненной программы человек может испытывать затруднения. Он предпринимает действия, которые способны изменить и жизненную ситуацию, и его самого, и даже направление собственных мыслей. С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.
Среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д. [2]
Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью [2].
Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.
Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения, нормы солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры.
Если у Вас при слове вечерняя школа возникает образ школы неудачников и второгодников, смеем Вас уверить, что это не совсем так. Это школа талантливых и способных людей, где в каждом ученике живет чудо, а нам, педагогам, надо только его увидеть. Разные судьбы приводят их к нам, но здесь им всегда рады и готовы помочь. Наша школа - это особый мир. Каждый день от урока к уроку мы учим наших воспитанников верить в себя, уметь быть услышанными и слушать других, стараться понять, что стоит за позицией оппонента и с какими сторонами точки зрения можно согласиться. А главное, быть сопереживающими, понимающими и терпимыми. В последние годы все больше появляется педагогически запущенных, дезадаптированных учащихся. В этих условиях вечерняя школа активно решает проблемы социальной защиты подростков, их адаптации в окружающем социуме, создает условия для развития всех воспитанников (проблемных детей, сирот, инвалидов) с одновременной коррекцией поведения, помогает тем, кто не сумел получить образование в массовой школе и имеет перерыв в учёбе [3].
Для значительного количества учащихся вечерней школы, как правило, характерны известная социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, неприятие его формальных требований, личностные проблемы. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры взаимоотношений [3].
Результаты диагностик, проводимых педагогом-психологом школы Беловой Е.А. среди обучающихся 8-9 классов, показывают, что на данный момент обучающиеся 9-х классов по сравнению с восьмиклассниками в большей мере владеют некоторыми коммуникативными компетенциями: умением слушать собеседника, улавливать основные мысли из сказанного, делать выводы в процессе общения, быть тактичными. Также у обучающихся 9-х классов отношение к себе находится на более высоком уровне, они придают наибольшую ценность своей личности, чаще ощущают себя успешными в деятельности.
На общение школьников оказывает влияние и темперамент. В обеих параллелях преобладающий темперамент – флегматик (у восьмиклассников 42%, у девятиклассников – 67%). Особенности данного темперамента - вдумчивость, миролюбие, старательность, осторожность и рассудительность, постоянство в интересах, но в то же время пассивность, апатичность, медленное включение в работу, трудный процесс приспособления к новой обстановке, замкнутость. 33% обучающихся 8-х и 33 % девятиклассников – сангвиники. Они открыты и разговорчивы, охотно проявляют инициативу, энергичны и деловиты, легко переживают различные неудачи и неприятности, легко приспосабливается к новым обстоятельствам. Быстро включаются в любую работу, но при этом тяготятся однообразием, может наблюдаться склонность переоценивать себя, часто не доводят начатое дело до конца, быстро остывают, если дело перестаёт интересовать, проявляют поспешность в решении важных вопросов. Также в 8 классах обучаются ребята, являющиеся холериками, их 25%. Холерики зачастую обидчивы и агрессивны, поддаются минутным настроениям. Часто неусидчивы и суетливы, нетерпеливы, упрямы и импульсивны, но в то же время оптимистичны, активны, решительны и прямолинейны, находчивы в споре, способны быстро решать и действовать в разных ситуациях, могут проявить настойчивость в достижении цели.
50% девятиклассников владеют коммуникативными склонностями на очень высоком уровне – они общительны, испытывают потребность в общении, активно вовлекаются в события, происходящие вокруг них, легко заводят новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей, однако, у других 50% обучающихся 9 классов наблюдается развитие коммуникативных склонностей на низком уровне - они малообщительны, испытывают трудности и определенные неудобства при установлении контактов с людьми.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и к другим в этом мире. Актуальным становится развитие совокупности компетенций, обеспечивающих личности способность: брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, умение работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования как в личностном отношении, так и профессиональном, успешной социализации. Мы должны ориентировать молодого человека на понимание социальных проблем, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней. Существенным фактором становления личности является его активная социализация, в процессе которой молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей.
Таким образом, значимым приоритетом в образовании на современном этапе развития общества является обучение и воспитание человека - человека высокой правовой и политической культуры, активного субъекта социальных отношений, способного к духовно-нравственному совершенствованию, принимающий на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.
Проблемы самореализации личности относятся к категории вечных философских проблем, которые будут привлекать внимание исследователей до тех пор, пока существует человечество. Характер взаимодействия индивида с социумом может быть различным, что определяется индивидуальными особенностями, условиями воспитания и конкретной ситуацией. Социализация представляет собой только часть пути становления личности. Значение этого периода состоит в том, что, помогая приобрети социальный опыт и адаптироваться в социуме, он тем самым создает предпосылки для перехода к следующему этапу, необходимого как для осмысления усвоенной информации, так и для самопознания. В итоге социализации формируется этическое поведение, основанное на внутреннем принуждении и ориентированное на моральные нормы социума.
Список литературы:
Александрова М.А. Проблемы социального поведения и самореализации личности. - http://samlib.ru/m/marina_a_a/tesis.shtml
Кудинов С. Самореализация как системное психологическое образование. - http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/kudinov_samo/
Подколзина Л.Г. "Серпантин". Программа формирования коммуникативной толерантности у подростков с использованием технологии творческой импровизации. - http://a.slave.festival.1september.ru/articles/527763/