12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тютина Татьяна20
6

Статья на тему «Проблема функциональной грамотности современного школьника»

ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Т.В.Тютина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 95, г. Воронеж

Понятие функциональной грамотности в своём развитии прошло несколько этапов, начиная с 1960-х годов. Сегодня функциональная грамотность осознаётся как средство успешного функционирования человека в меняющемся мире. В этом понятии принято выделять читательскую грамотность, математическую и естественнонаучную грамотность.

При обучении школьников среднего звена всё чаще сталкиваемся с проблемами непонимания прочитанного материала, не способности понять и решить задания даже базового уровня и, как следствие, с нежеланием вообще разбираться в изучаемом предмете. Здесь возникает вопрос о функциональной неграмотности, как основном факторе, мешающем школьнику в обучении. Причём речь идёт об отставании сразу по многим школьным курсам.

Под функциональной неграмотностью понимают неспособность читать писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач. Такие учащиеся не способны найти нужную, главную информацию для деятельности, не умеют выделять в инструкции к заданию отдельные этапы и выполнять их, а часто просто не понимают и не оценивают смысл прочитанного. На уроках информатики эта проблема тоже очень видна. Проявляется в неспособности понять инструкцию к практической работе, оперировать специальными терминами, прочитывать и понимать длинные условия текстовых задач или задач с графическими данными, диаграммами и формулами.

В этой ситуации стало важно соответствие сложности текстов учебников и подготовленности учащихся.

Интересной оказалась оценка читабельности текстов учебника «Информатика 8 класс» и предлагаемых самостоятельных работ и соответствия их уровню и возрасту аудитории восьмиклассников. С помощью сервиса ru/readability.io на сайте PlainRussiau.ru (адаптированные для русского языка международные формулы оценки читабельности текстов) было проведено тестирование. Так текст параграфа «Способы записи алгоритмов» получил уровень читабельности 17, 73 и рассчитан на аудиторию аспирантов и получающих второе высшее образование. Текст самостоятельной работы в самом начале учебного года – уровень читабельности 15, 36 и аудитория – 406 курс ВУЗа (возраст примерно 20-22 года), задание самостоятельной работы более сложного уровня, но для 8 класса, уровень читабельности – 23,44 и опять аудитория – аспиранты.

t1598284773aa.gif

 

 

 

 

 

 

 

t1598284773ab.gif

 

Оценка на этом же сервисе письменных работ самих учащихся показала следующее. Изложение детьми материала своими словами после объяснения учителем соответствует их возрасту (аудитория 7-9 класс, возраст 12-14 лет), что говорит о хорошо сформированной способности воспринимать информацию. Однако после самостоятельного изучения текста параграфа, дети стремятся к заучиванию, зазубриванию определений. Сервис оценки читабельности текстов относит написанные ими тексты уже к аудитории второго высшего образования, 4-6 курса ВУЗа. На мой взгляд, это говорит о том, что учащиеся не достаточно понимают материал учебника и просто стремятся заучить готовые фразы для получения оценки и похвалы со стороны взрослых.

t1598284773ac.png

t1598284773ad.png

Если соотнести уровень читательской грамотности учащихся и читабельность предлагаемого учебного материала, то возникает много вопросов и противоречий. Как же быть учителю? Ученик должен работать с учебником дома самостоятельно и разбираться с заданиями самостоятельных работ, но соответствующих навыков он пока не имеет. Нам предлагают два пути решения проблемы:

 Адаптировать тексты для функционально неграмотных людей или под уровень развития функциональной грамотности конкретных школьников;

Развивать у учащихся функциональную грамотность. 

Безусловно, второй путь предпочтительнее, но он требует планомерной работы в течение многих лет обучения, использования специальных заданий, упражнений, методик, в том числе и на уроках информатики. А сегодня можно обратить внимание на предлагаемые многими исследователями советы. Использовать слова из повседневного словаря, желательно не более 3-4 слогов, не использовать слова, допускающие разночтение, аббревиатуры давать полностью, разбивать информацию на блоки и небольшие абзацы, предложения должны быть не более 20 слов, заголовки короткими, в одном тексте не использовать синонимы, важную информацию выносить в начало текста, не использовать лишних иллюстраций.

 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Приходько Наталья Владимировна, 24.08.20 в 19:14 2Ответить Пожаловаться
Востребованная тема, спасибо за Ваше исследование.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.