12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парфентьева Наталья Владимировна721
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
3

Научно-исследовательская работа «Знакомство с фольклорно - этнографической тематикой, как средство приобщения обучающихся к культурно историческому наследию своего народа»

«Знакомство с фольклорно – этнографической тематикой, как средство приобщения обучающихся к культурно - историческому наследию своего народа»

 

Содержание


 

Введение

1. Фольклор, жанры и особенности

1.1. Понятие фольклор

1.2. Взаимосвязь науки фольклористики и этнографии

2. Изучение отношения обучающихся к русской традиционной народной культуре

2.1.Отношение обучающихся ОГПОБУ «Технологический техникум» к фольклору

Заключение

Список литературы

Приложение


 

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время все гуманитарные науки могут быть только историческими. Всякое явление мы рассматриваем в его движении, начиная от его зарождения, прослеживая его развитие, расцвет и, может быть, вырождение, падение, исчезновение. Это, однако, не означает, что мы стоим на эволюционной точке зрения. Эволюционистская наука, установив и проследив факт развития, этим и ограничивается.

Подлинно-историческая наука требует не только установления самого факта развития, но и его объяснения. Поэтическое творчество есть явление надстроечного порядка. Объяснить — означает возвести явление к создавшим его причинам, а причины эти лежат в области хозяйственной и социальной жизни народов.

Наука, изучающая наиболее ранние формы материальной жизни и социальной организации народов, есть этнография. Поэтому историческая фольклористика, изучающая зарождение явлений, их первое звено, опирается на этнографию. Такое изучение есть первое звено подлинно-исторического изучения.

Поэтому между фольклористикой и этнографией существует самая тесная связь. Вне этнографии не может быть материалистического изучения фольклора.Здесь этнография составляет базу изучения фольклора, и без этой базы изучение фольклора виснет в воздухе.

Современные люди, молодежь утрачивают интерес к фольклору.

Актуальность заключается в том, что фольклор действительно нужен современному молодому человеку. Несмотря на то, что фольклор зародился еще в глубокой древности мы и в наше время сталкиваемся с фольклорными мотивами и атрибутикой. Немало и в 21 веке древнерусских музыкальных предметов таких как: рожок, гусли, свирель ит.д. И на русской эстраде немало певцов, которые исполняют русские народные песни, и одеваются в фольклорный костюм.

В процессе работы мной была изучена и проанализирована литература по фольклору, составлена анкета, в которой внимание уделяется выявлению знаний обучающихся в области культурных традиций, музыки и танцев, обрядов и праздников русского народа, нужен ли фольклор в современном мире, а также их личное отношение к наследию русской культуры.

Целью данного исследования является – изучение фольклорно – этнографической тематики, как средство приобщения обучающихся к традиционной народной культуре.

Задачи: Изучить особенности и жанры фольклора.

Выявить интерес к фольклору у обучающихся ОГПОБУ «Технологический техникум».

Объектом исследования является – жанры фольклора.

Предметом исследования является – отношение молодежи к народной культуре.

1. ФОЛЬКЛОР, ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ

 

1.1Понятие фольклор

Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению из уст в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли мифы, сказки и бывальщины, а затем и история, наука и литература.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Фольклор (англ.  folklore – "народная мудрость") – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Термин "фольклор" впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом  в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.

Фольклор — устное народное творчество, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта в том, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества.

А если более конкретно, то фольклор – это устное народное творчество. Это все то, что создано нашими предками на протяжении многих веков: сказки, былины, народные сказания о богах (мифы), песни, загадки, пословицы, поговорки и многое другое переданное устным путем - всё это произведения устного народного творчества.

В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песниувлекательные сказкимудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ.

В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями). В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки, сказы.

Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.

К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, легенды М. Горького и сказки А. С. Пушкина).

Фольклор  делится на две группы – обрядовый и необрядовый.

Обрядовый фольклор: календарный (колядки, масленичные песни, веснянки); семейный (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания); окказиональный (заговоры, заклички, считалки).

Необрядовый фольклор делится на четыре группы:

1. Фольклорная драма – это театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма. 

2. Фольклорная поэзия – это былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворныепесни.

3. Фольклорная проза делится на две группы: сказочную и несказочную. 

Сказочная проза – это сказка (четыре типа):волшебная сказка, сказка о животных,бытовая сказка,кумулятивная (сказка-цепочка, например "Колобок") сказка.

Несказочная проза (это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка). Эторедание, легенда, быличка, мифологическийрассказ.

4. Фольклор речевых ситуаций: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скороговорки.

Что это значит «устное народное творчество»? Каким образом «весь» народ сложил ту или иную сказку, песню? Конечно же, произведения народного творчества имеют своего реального автора, не могли же они складываться сами по себе. Каждое произведение создавалось конкретным человеком, имя которого со временем забывалось. Его же творение, удачно отвечающее настроениям и чувствам крестьянской среды, подхватывалось, запоминалось, передавалось от одного к другому. Каждый старался внести при передаче что-то свое, на его взгляд более важное. В итоге авторское творение дополнялось, переделывалось, сокращалось и т. п. Поэтому о былине или песне, проделавшей такой путь, мы говорим: «она народная», потому что множество безвестных исполнителей внесло в нее что-то свое, освоило ее, как родную.

Вот какие признаки устанавливают ученые для определения того, можно ли считать то или иное произведение народным: оно должно родиться и жить в народной среде, отражать народное мировоззрение, оно должно забыть своего автора, должно быть много раз повторено устами народа – только такое произведение можно считать вошедшим в фольклор.

К примеру, напевает мать своей маленькой дочке колыбельную песенку, укачивая ее в люльке. Пройдут годы, десятилетия. Подрастет дочка, у нее будут уже свои дети и, укачивая их, она вспомнит колыбельную, услышанную от своей матери в раннем детстве.Так, на протяжении нескольких поколений и звучит эта колыбельная, убаюкивая малышей своим старинным напевом.

Так же сохранились и дошли до нас, поколения XXI века, древние сказки о злой и коварной Бабе Яге, проказливом Лешем, о богатырях русских и их ратных подвигах. И мы их слушаем, затаив дыхание, так же, как и сотни лет назад слушали наши, тогда еще совсем юные, прапрадедушки и прапрабабушки.

Сегодня, в век продвинутых технологий и «всеобщей компьютеризации» живое общение людей друг с другом отходит на второй план. Человек живет в ускоренном бешеном ритме, на общение остается не так уж много времени. Но как ни говори, никакая техника не может нам заменить живое общение с человеком, никакая техника не может передать его флюиды, ту особую энергетику, присущую только ему одному, которая доходит до нас быстрее сказанного вслух слова.

В давние же времена живое слово сближало, сплачивало народ. Чтобы узнать какую-либо новость или поделиться своей, обсудить возникшие проблемы, посоветоваться с мудрым собеседником, собирались вместе, чтобы «послушать, что люди добрые скажут да свое словечко молвить…». «Всем миром» коротали время долгими зимними вечерами за скорой работой, разговорами, веселой шуткой-прибауткий, разными сказками, занимательными и поучительными житейскими историями-бывальщинами.

Вместе с тем фольклор имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Произведение фольклора представляет собой нерасчленимое соединение разных жанров в одном, разных видов искусства в одном. Например, песня.     Сочетание слова, мелодии, хореографии, инструментальной обработки и т.д. Кроме того, для фольклора характерно соотношение эстетического и утилитарного начал, а также прослеживается связь фольклора с народным бытом и обрядами.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет «знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ».

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает «из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания». Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным.

Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариативность — способ существования фольклорной традиции. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.Благодаря вариативной природе фольклора произведение фольклора дошлодо нас из глубокой древности, не будучи записанным. Считается, что каждыйпроизнесенный вслух текст произведения устного народного творчества – это уже вариант.Вариативность зависит от разных причин: от места и времени создания ибытования, от мастерства сказителя, от аудитории, от целевой установки ит.д.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения.

Между актами исполнения фольклорное произведение хранилось в памяти. Озвучиваясь, текст каждый раз как бы рождался заново. Исполнитель импровизировал. Он опирался на знание поэтического языка фольклора, отбирал готовые художественные компоненты, создавал их комбинации. Без импровизации использование речевых «заготовок» и применение устно-поэтических приемов было бы невозможно.

Импровизация не противоречила традиции, напротив, — она существовала именно потому, что существовали определенные правила, художественный канон.

Устное произведение подчинялось законам своего жанра. Жанр допускал ту или иную подвижность текста, устанавливал границы колебания.

В разных жанрах импровизация проявлялась с большей или меньшей силой. Есть жанры, ориентированные на импровизацию (причитания, колыбельные песни), и даже такие, тексты которых были разовыми (ярмарочные выкрики торговцев). В отличие от них, имеются жанры, предназначенные для точного запоминания, следовательно, как бы не допускавшие импровизации (например, заговоры).

Импровизация несла в себе творческий импульс, порождала новизну. Она выражала динамику фольклорного процесса.

Веками созданные творения наших предков несут в себе не только мудрость, но и передают важнейшие представления народа о таких жизненных ценностях, как семья, любовь, уважение и почитание старших, труд, родина, общественный долг.

Многие ученые изучали и изучают до сих пор духовное наследие, завещанное нам нашими предками. Собирать русский фольклор и записывать в книги стали сравнительно недавно, около трехсот лет назад.

Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к другому и не  записывались. По этой причине фольклористы должны заниматься так называемой «полевой работой» — выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и записывать от них фольклор.  Записанные тексты устных народных произведений (а также фотографии, магнитофонные записи, дневниковые за метки собирателей и проч.) хранятся в фольклорных архивах.

Перед учеными стоит задача – в этих записях нового времени найти остатки фольклора, созданного русским народом более тысячи лет тому назад.

И в наши дни сочиняются новые пословицы и поговорки, новые загадки, песни и частушки. Устные произведения, созданные народом, выражают его мысли, его чувства, его мечты и надежды. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину.

1.2. Взаимосвязь науки фольклористики и этнографии

Фольклористика— наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведенья и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.

Фольклористика как наука существует с небольшим сто лет. Возникновение ее не как случайного и любительского собирания устных поэтических материалов и их литературной обработки, а как научного изучения.

Фольклористика граничит и взаимодействует со многими науками, но тесно связана и с другой, близкой ей, живой и интересной наукой – этнографией. Этнография занимается описанием и изучением быта различных народов, их хозяйства, промыслов, художественных ремесел, хозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, одежды и оружия, верований, обрядов, игр.

У этнографии более размытая область изучения, нежели у фольклористики. У этнографии все же материальная культура, тогда как для фольклористики это духовная, однако при изучении тех же заговоров, ритуалов придется иметь дело с материальной культурой народа. Соответственно, если этнография начинает изучать духовную культуру в связи с материальной, то она пересекается с фольклористикой, и, используя свои методы, проводит схожие исследования

У каждой народности, в силу своих исторических и социальных условий развития, по разному складывался быт. Он имел свои особенности, что отражалось на жизни людей, оказывало влияние на развитие культуры.

Когда ученый воссоздает далекое прошлое какого-либо народа, он пользуется не только письменными сведениями об этом прошлом. Многое, что существовало даже в те времена, когда народы уже умели писать, исследователи узнают только по предметам быта, сохранившимся то в курганах и могилах, то на дне рек и морей. Под землей находят остатки целых городов, отдельных построек. Обломок посуды или оружия, золотое украшение, древний фундамент погибшего здания многое открывает опытному глазу исследователя. По этим следам он восстанавливает материальную культуру очень далеких времен.

Например, в ходе ряда археологических раскопок на территории нашей страны по предметам обихода древних славян, ученые установили, что первые гончарные изделия появились у нас в первом веке нашей эры (горшки, вылепленные руками из глины), а первый гончарный станок был изобретен значительно позже – в IX–X веках.

Удалось установить возраст русской печи. Оказывается, он определяется многими тысячелетиями. Назначением печи был не только обогрев крестьянского жилища и готовка еды, но и на ней спали, сушили продукты, одежду, а также она заменяла крестьянам баню.

С печью связано много народных обрядов и поверий. Считалось, что хозяин и хранитель дома – Домовой или, как его с почтением величали, Дедушка, жил за печью или в подпечье. Поэтому, чтобы его задобрить, хозяйки часто оставляли в печи лакомые кусочки, задабривая таким образом, «хозяина».

Много суеверий связано и с таким предметом домашнего обихода, как метла. Она не только служила хозяйкам для наведения чистоты в избе, но и отпугивала от дома разных «нечистей». Считалось, что если веник или метлу в перевернутом виде оставить около печи, то от дома можно отвадить злых и завистливых людей, колдунов. Если же в дом приходил неприятный гость, сразу же после его ухода, дабы избавиться от дальнейших его посещений, хозяйка мыла или «заметала» порог своего дома.

Память о культуре и традициях наших предков сохранилась не только благодаря устному народному творчеству, но и прикладному, например, резьбе по дереву. До сих пор сохранились до наших дней архитектурные памятники древнего зодчества в Архангельской, Новгородской, Вологодской, Костромской и других областях нашей необъятной Родины.

Замысловато переплетенное деревянное кружево, чудные орнаменты имели свое особое назначение. Они не просто служили украшением жилища человека, но и оберегом.

Большой интерес для ученых-этнографов представляет старинная одежда, национальные костюмы. Узоры на вышитой одежде таят в себе немало тайн. Это не просто украшение, а волшебные обереги, защищающие человека от болезней, бед и всякой нечисти. Например, вышитое поле в виде обычного ромба, в середине которого две скрещенные линии считался знаком плодородия. В свободных клеточках ромба крохотные точечки, означающие засеянное поле. Символы-знаки Солнца на вышивке похожи на обычные розетки, превратившиеся позже в цветы. Первый знак Солнца изображал непосредственно Солнце, а второй – его движение. Вышитое дерево с голубками на ветках означало Мировое дерево – самое первое дерево во всем мире, которое появилось посреди мирового океана. Ветви дерева объединяли время и пространство. На его ветках сидели священные птицы – голуби, которые своими клювами доставали первую землю со дна океана и этим основали белый свет…

2. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1.Отношение обучающихся ОГПОБУ «Технологический техникум» к фольклору, к русской традиционной народной культуре

Изучая знания обучающихся о фольклоре было проведено исследование в котором приняло участие 15 человек, это обучающиеся 2 курса. Им была представлена анкета, состоящая из 12 вопросов. В ходе анкетирования были проанализированы ответы обучающихся, касающиеся знаний в области фольклора, русского народного творчества: песен, танцев, музыкальных инструментов, праздников и обрядов.

Проведенное исследование показало, что 93,3% обучающихся на вопрос, что такое фольклор ответили правильно, 6,7% не знают ответа на вопрос.

Исследуя вопрос, какие произведения устного народного творчества вы прочитали, услышали, изучили?93,3% обучающихся привели примеры малых жанров фольклора в основном таких как: сказки, частушки, пословицы, скороговорки, 6,7% обучающихся не ответили на этот вопрос.

Анализируя ответы на вопрос, какие темы раскрывают произведения устного народного творчества? Подавляющее число обучающихся 86,7% знают, что произведения устного народного творчества раскрывают темы волшебства, добра, зла и справедливости, 13,3% обучающихся не знают ответа на этот вопрос.

Обучающимся было предложено определить: Какие образы вам ближе из произведений устного народного творчества? 66,7% обучающихся ответили, что им ближе образы Бабы-Яги, Кощея -Бессмертного, медведя, принцессы, богатырей, 33,3% обучающихся затруднились ответить на вопрос.

Отвечая на вопрос, какие вы знаете русские народные песни?86,7% обучающихся смогли назвать 1–2 русские народные песни - это «Во поле березка стояла» и «Калинка-малинка», 13,3% обучающихся не смогли привести названия ни одной русской народной песни.

Обучающимся было предложено перечислите названия русских народных инструментов?100% обучающихся назвали по 3 народных инструмента. Чаще всего в ответах звучало название балалайка и гармошка.

Перечисляя названия русских народных танцев 100% обучающихся назвали только 2 танца – «Хоровод» и «Плясовая».

Все 100% обучающихся смогли определиться с русскими народными праздниками, названа ими была Масленица, Пасха, Рождество, Иван Купала, Троица.

Перечисляя названия русских народных традиций 60% обучающихся перечислили такие русские народные традиции как: выпекание блинов, сжигание чучела, у 40% обучающихся этот вопрос вызвал большие затруднения, в связи с чем не смогли ответить на вопрос.

На вопрос: «Хотели бы Вы поближе познакомиться с русскими народными песнями, танцами, инструментами, праздниками и обрядами?» 80% обучающихся высказали желание изучать основы русской народной культуры, 20% обучающихся ответили на вопрос отрицательно.

Исследуя вопрос, какие знания дал фольклор народу? мнения обучающихся разделились, 33,3% обучающихся считают, что фольклор дал русскому народу умение читать, знания о прошлом, мудрость, а большинство обучающихся 66,7% не ответили на данный вопрос.

Отвечая на вопрос, нужен ли фольклор в современном мире? 86,7% обучающихся ответили, что фольклор в современном мире нужен и очень важен для русского человека, а 13,3% не смогли определиться.

Анализируя результаты исследования необходимо отметить, что большинство обучающихся высказали желание изучать основы русской народной культуры, им интересно данное направление, однако выявились обучающиеся, которые не в полной мере осознают смысл народного творчества, традиций, обрядов. Обучающиеся отмечают, что фольклор нужен в современном мире, что с возрастом интерес к народной культуре возрастает: в детстве это потешки, сказки, в юности былины, предания, во взрослом возрасте песенный фольклор, праздники.

Приобщение обучающихся к истокам народной культуры посредством народного искусства необходимое условие воспитания духовности в целом. В образовательном учреждении необходимо приобщать обучающихся к традиционной народной культуре. На основании проведенного исследования необходимо разработать рекомендации по приобщению к народным традициям.

Рекомендации по приобщению обучающихся к народным традициям.

-Освоение песенного фольклора, как искусства народного пения.

- Формирование представлений о фольклоре как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;

-Осмысление музыкального фольклора, как особой формы освоения культурной традиции;

-Освоение лучших образцов музыкального фольклора, различных региональных стилей;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

- Проведение обрядово – фольклорных праздников, как средство приобщения обучающихся к народной культуре;

- Подбор репертуара в соответствии с возрастными особенностями;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование в области фольклора показало, что наукафольклористика, которая граничит и взаимодействует со многими другими науками, а в том числе имеет самую тесную связь с наукой этнографией.

В ходе исследования мы убедились в том, что фольклор, являясь оригинальной областью народного творчества, вбирая в себя всё богатство и разнообразие его музыкально-поэтических жанров,несмотря на общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей, большинство обучающихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, открытое вокальное пение нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в учебном заведении знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, к фольклору. Фольклор имеет всемирное значение. Зная свой фольклор, мы можем понимать другие народы.

Цель и задачи исследования достигнуты, мы определили жанры и особенности фольклора, выявили интерес обучающихся ОГПОБУ «Технологический техникум» к народной культуре.

Составили рекомендации по приобщению обучающихся к народным традициям, целью которых является: знать свои корни, уважать, бережно хранить и передавать своим потомкам традиции, а также постараться внести свой вклад в сокровищницу народного творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аникин В.П. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / В.П Аникин. - М.: Высшая школа, 2006. - 1127 c.

Аникин В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2009. - 735 c.

Бурыкин А.А. Миф. Фольклор. Литература. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2000. - 252 c.

Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 2000. – 789 с.

Ите Р.Ф. Введение в этнографию. СПб.: Питер, 1989. – 362 с.

Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество. / И.Е. Карпухин. - М.: Высшая школа, 2005. - 280 c.

Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре / Н.П. Колпакова. - М.: Учпедгиз, 2002. - 192 c.

Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество: Учебник для студентов филологических специальностей университетов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. - М.: Альянс, 2014. - 448 c.

Соколов Ю.М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. ч. 1 4-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Ю.М. Соколов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 247 c.

Соколов Ю.М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. ч. 2 4-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Ю.М. Соколов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М.: Наука 2002. – 190 с.

Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. - М.: Наука 2001. – 256 с.

 

Приложение 1

АНКЕТА

1.Что такое фольклор?

2.Какие произведения устного народного творчества вы прочитали, услышали, изучили?

3.Какие темы раскрывают произведения устного народного творчества?

4.Какие образы вам ближе из произведений устного народного творчества? Почему?

5. Какие вы знаете русские народные песни?

6. Перечислите названия русских народных инструментов?

7. Перечислите названия русских народных танцев?

8. Перечислите названия русских народных праздников?

9. Перечислите названия русских народных традиций?

10. Хотели бы Вы поближе познакомиться с русскими народными песнями, танцами, инструментами, праздниками и обрядами?

11.Какие знания дал фольклор народу?

12.Нужен ли фольклор в современном мире и почему?

Опубликовано


Комментарии (1)

Любовь, 17.09.18 в 07:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за содержательный материал. Добавила в избранное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.