Научно-исследовательская работа «Профориентационная работа как средство формирования социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

Управление образования администрации муниципального района

«Новооскольский район»

Профориентационная работа

как средство формирования

социально – трудовой адаптации

детей с ОВЗ

(интеллектуальной недостаточностью)

Авторы опыта:

Манохина Светлана Владимировна,

Кузнецова Наталья Алексеевна,

воспитатели ГБОУ «Новооскольская

общеобразовательная школа-интернат»

Новый Оскол

2017 год

Содержание:

Информация об опыте …………………………………………………………3

Технология опыта ………………………………………………………….......7

Результативность опыта……………………………………………………...14

Библиографический список …………………………………………………18

Приложения к опыту……………………………………………………….....19

Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта.

    Свою деятельность государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) осуществляет более 20 лет.

Обучающиеся воспитанники специальной общеобразовательной школы - интерната – это дети, обладающие гораздо меньшими возможностями самостоятельно принимать, осмысли­вать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружаю­щей среды, чем их нормально развивающиеся сверстники. Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Отмечаются нарушения эмоционально – волевой сферы, проявление примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности. Недостатки речи, как орудия человеческого мышления, средства об­щения и регуляции деятельности, наблюдаются у всех обучающихся.

Обучение и воспитание детей происходит в процессе их целенаправленной деятельности и носит практическую направленность. В школе - интернате созданы условия, благодаря которым обучающиеся воспитанники получают знания, осваивают первичный опыт начальной профессиональной подготовки по специальностям: швея, столярное, слесарное дело, на уроках сельскохозяйственного труда, СБО. Профессиональное становление обучающихся продолжается и во внеурочной деятельности (объединения технической и художественной направленности, внеклассные занятия).

Для большинства воспитанников характерна - сложность в формировании умений, способность выполнять трудовые задания в определенной ситуации, особенно при изменении условий. У подавляющего большинства обучающихся специальной общеобразовательной школы сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс их формирования происходит медленно.

У подавляющего большинства обучающихся специальной общеобразовательной школы сложности начинаются в подростковом периоде, когда происходит формирование основных компонентов профессионального самоопределения – профессиональной направленности и профессионального самосознания. Перед школьниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями.

Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом, профориентационном обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью.

Началом работы по теме стало проведение, сентябрь - октябрь 2013 г., диагностики по выявлению исходного уровня профориентационной грамотности, сформированности трудовых умений и навыков, необходимых для социально – трудовой адаптации обучающихся воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

В ходе эксперимента были задействованы обучающиеся воспитанники с интеллектуальной недостаточностью 7 класса.

Полученные результаты показали, что в группе не оказалось обучающихся с условно высоким уровнем профессиональной грамотности, трудовых умений и навыков.

67 % - находились на (условно) среднем уровне;

33% - на (условно) низком уровне.

Выяснилось, что трудовые действия обучающихся в большинстве случаев сформированы на сенсомоторном и перцептивном уровнях без должной опоры на соответствующие знания. Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует: изменение бытового или рабочего стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни и простым видам труда возможно при наличии посторонней помощи, постоянного контроля и руководства. Дети испытывают затруднения в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки.

В ходе изучения психолого - педагогической, методической литературы, анализа результатов диагностики выявилась необходимость в совершенствовании педагогических условий, в поиске оптимальных методов и приемов формирования профессионально – трудовых умений и навыков, способствующих успешной социально- трудовой адаптации воспитанников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

Актуальность исследования

Проблема социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в образовательное учреждение до момента его выпуска.

Существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует социально – трудовой, профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью и определяет актуальность данного исследования.

Очевидно наличие противоречия между необходимостью формирования профессионально - трудовых знаний, умений, навыков и недостаточной методической разработанностью данной темы в специальном образовании.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы коррекционно-развивающих, организационно-методических и практических мероприятий, способствующих формированию профессионально – трудовых знаний, умений и навыков, как наиболее эффективного средства развития социально – трудовой адаптации воспитанников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

Длительность работы над опытомохватывает период с 2013по 2016 годы и разделена на несколько этапов.

I этап – начальный - 2013 - 2014 учебный год.

II этап – основной- 2014-2015 учебный год.

III этап – заключительный - 2015 -2016 учебный год.

Начальный этап предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, диагностирование, обнаружение противоречий, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.

На основном этапе была проведена апробация и корректировка средств, методов и приемов, способствующих повышению уровня сформированности профориентационых знаний, умений и навыков обучающихся данной категории.

На заключительном этапе активно применялись подобранные методы и приемы, проводилась обработка и обобщение полученных диагностических данных, выявление результативности.

Диапазон опыта - это целенаправленная системная работа по формированию профориентационного самоопределения, профессионально-трудовых знаний, умений и навыков в ходе режимных моментов, на внеклассных занятиях, на занятиях практической направленности (самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд, поручения, дежурства) в условиях специальной школы в течение 7-9 классов.

Теоретическая база опыта.

Проблема трудового обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) исторически привлекала внимание большого количества ученых и практиков (Выготский Л.С.[2], Граборов А.Н.[3], Дульнев Г.М.[4], Пинский Б.И.[12], Коркунов В.В.[7], Картушина Г.Б.[5], Шинкаренко В.А.[17] и др.).

В их исследованиях раскрыта решающая роль трудового воспитания и обучения в решении проблемы социальной адаптации и реабилитации данной категории обучающихся, успешной интеграции в современное общество, обоснована возможность и необходимость обучения учеников приемам трудовой деятельности, выявлена взаимосвязь овладения трудовыми знаниями, умениями и навыками и дальнейшее их трудоустройство.

Так, Л.С. Выготский отмечает исключительную важность трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и т.д. [2].

В научных исследованиях Б.И. Пинского отмечается, что правильно организованное трудовое обучение - эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся коррекционной школы[12]. Оно занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в вышеназванных видах образовательных учреждений и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с недоразвитием интеллекта. Г.М. Дульнев особое внимание в процессе трудового обучения обращает на формирование трудовых умений и навыков [4].

Ряд ученых (В.Ф. Мачихина[8], О.И. Акимова [1], Е.Д Худенко [16], С.В. Сальцева[13] и др.) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы при формировании профессионального самоопределения, которая в комплексе с учебной работой помогает достичь положительных результатов в социальной и трудовой адаптации ребёнка с ограниченными возможностями.

В своем исследовании С. В. Сальцева отмечает, что внеурочная деятельность представляет собой пространство освоения социокультурного опыта и общечеловеческих ценностей и выступает предпосылкой порождения мотивированного целеполагания и целереализации задач профессионального самоопределения [13].

Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что в психолого-педагогической, методической литературе некоторые аспекты развития социально – трудовой адаптации обучающихся данной категории мало разработаны. Недостаточно раскрыто содержание, не определена последовательность, системность коррекционно-развивающих, организационно-методических и практических мероприятий, способствующих формированию профессионально – трудовых знаний, умений и навыков, как наиболее эффективного средства развития социально – трудовой адаптации воспитанников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

Поскольку наше исследование связано с развитием социально – трудовой адаптации детей с ОВЗ(интеллектуальной недостаточностью) посредством профориентационной работы, следует уточнить следующие понятия:

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с разными нарушениями физического и/или психического развития (нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы), состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[15].

Интеллектуальная недостаточность - стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы[3].

Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Социальная адаптация ребенка  с интеллектуальной недостаточностью - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы[15].

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание – это осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения, анализа перспектив[1].

Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора обучающихся, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных внеклассных часов, ролевых игр, бесед, тематических экскурсий, оформление стендов наглядной агитации [1].

Профессиональные знаниясистема понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятия, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности[1].

Профессиональные уменияготовность, способность обучающихся сознательно и правильно выполнять трудовые действия, подбирая и применяя целесообразные в данных условиях способы и средства деятельности и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде[1].

Профессиональные навыки– это отдельные операции и приемы трудовой деятельности, доведенные в результате упражнений до автоматизма [1].

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании профориентационной работы, создании и применении системы коррекционно-развивающих, организационно-методических и практических мероприятий, способствующих формированию профессионально – трудовых знаний, умений и навыков, как наиболее эффективного средства развития социально – трудовой адаптации воспитанников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Главная аудитория, к которой обращена работа - воспитатели специальных общеобразовательных школ. Предлагаемые рекомендации по организации профориентационной работы могут применяться воспитателями специальной школы, что расширит сферу применения накопленного авторами практического опыта.

Технология описания опыта.

Целью исследования является изучение влияния профориентационной работы на развитие социально – трудовой адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

В соответствие с целью, в данной работе решались следующие задачи:

1.Изучить психолого - педагогическую, дефектологическую, методическую литературу по данной проблеме.

2.Провести диагностику на определение профессиональных предпочтений у подростков; сравнить уровень адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся.

3.Подобрать наиболее эффективные формы, методы и приемы проф-ориентационной работы, направленной на коррекцию деятельности воспитанников данной категории в процессе формирования социально – трудовой адаптации.

4. Проверить эффективность профориентационной работы как средство развития социально – трудовой адаптации воспитанников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

5. Разработать и систематизировать методический и практический материал по формированию профессионально – трудовых знаний, умений и навыков, как наиболее эффективного средства развития социально – трудовой адаптации воспитанников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

Изучение опубликованных результатов психолого-педагогических исследований, собственный практический опыт, свидетельствовали о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения, формирование трудовой деятельности, профориентационного самоопределения у данной категории детей развивается со значительным отставанием от нормально развивающихся сверстников.

В ходе исследования принимало участие 11 воспитанников с интеллектуальной недостаточностью 13-16-летнего возраста.

В педагогической практике имеется достаточное количество диагностик по изучению различных аспектов профессионального самоопределения учащихся. Однако нам не удалось обнаружить методик, направленных непосредственно на выявление уровня сформированности профессионально самоопределения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Нами был адаптирован имеющийся диагностический материал к особенностям обучающихся воспитанников данной категории: упростили вопросы анкет для того, чтобы они были понятны испытуемым; сняли ограничение по времени при выполнении заданий. Качественный анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования, позволил нам определить характеристику трех уровней сформированности профессионального самоопределения обучающихся специальных школ: условно высокий, условно средний, условно низкий.

С целью изучения специфики профессиональных предпочтений у подростков; уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся были использованы методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова[6], «Определение сформированности трудовых умений и навыков обучающихся», адаптированная для коррекционной школы (авторы Е.Н.Пакалина, Л.В.Токарская, С.Л.Чешко, Куканова О.И.[11]), анкета профильных предпочтений «Хочу. Могу»[14] (Приложение 1).

По результатам диагностики в группе не оказалось обучающихся с условно высоким уровнем профессиональной грамотности, трудовых умений и навыков.

67 % - находились на (условно) среднем уровне;

33% - на (условно) низком уровне.

Полученные результаты позволили определить основные этапы профориентационной работы.

Была разработана и адаптирована система коррекционно-развивающих, организационно-методических и практических мероприятий по профориентационной работе. Содержание которой направлено на развитие профессиональной ориентации обучающихся с нарушением интеллекта, развитие творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации (Приложение 2).

Система мероприятий была разработана на основе программы Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме» [16], а так же с учетом рабочей программы воспитателя школы-интерната по трудовому и профориентационному воспитанию.

1-й-этап – профессиональное просвещение - охватывает период обучения в 7 классе. Ознакомление детей с различными видами профессий, их особенностями, их общественной значимостью. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.

Формы и методы профориентационной работы: беседы о профессиях, индивидуальные и групповые занятия, способствующие развитию познавательных процессов (коррекция памяти, мышления, внимания, восприятия, речи). Профориентационные игры, ролевые игры, игровые ситуации, занятия в творческих объединениях, участие в конкурсах, выставках, целевые экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, оформление стендов наглядной агитации, организация общественно-полезного труда.

2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8 классе. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора (сравнения уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся, формирование познавательной активности).

Формы и методы профориентационной работы: организация встреч с представителями учебных заведений, экскурсий в учебные заведения, встреч со специалистом Центра занятости населения, ознакомление обучающихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище), оформление деловых бумаг.

3-й - этап профессионального самоопределения, которое осуществляется в 9 классе на выпускном этапе.  Способствует определению профессионального выбора, получению информации о возможностях и путях получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства на рынке труда. Возможность проверить удачность проведённой с учащимися профпросветительской и активно – поисковой профориентационной работы.

Формы и методы профориентационной работы: оказание помощи  в формировании профессиональных намерений, активизации  самопознания и самораз­вития обучающихся через экскурсии в учебные заведения, целевые экскурсии на предприятия, встреч со специалистом Центра занятости населения, работа с родителями, организация родительских собраний, использование психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий, поисково-информационная работа в компьютерном банке информации.

В соответствии с поставленными целями и задачами воспитательной деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

Формы организации профориентационно - трудовой деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  В ходе формирующего эксперимента ориентировались на практико-ориентированный подход в системе организации трудовой и профориентационной деятельности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

В процессе экспериментального обучения использовался широкий спектр активных дидактических методов: информационно – просветительных, иллюстративно-объяснительных, проблемных, имитационных, деятельно-развивающих.

В каждый этап профориентационной работы были включены игровые методы (профориентационные, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения) работы как один из эффективных методов активизации в формировании профориентации и социализации воспитанников, так как игровое действие протекает в реальном времени и пространстве.

Большое значение в информационно-просветительной работе, в подготовке к дальнейшему профессиональному выбору имеют беседа. При проведении беседы о конкретной профессии использовались: мультимедийный проектор, презентации, видеозаписи. Темами для обсуждения были: «Фестиваль профессий», «Угадай профессию», «Красота и труд вместе идут», «Труд, как потребность человеческой жизни»; «Калейдоскоп профессий, или как не ошибиться в профессиональном выборе»; «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности?» и т.д. Непосредственное знакомство с профессиями, которыми можно овладеть по окончанию школы – интерната: «Столяр», «Слесарь», «Швея», «Цветовод - Озеленитель», «Штукатур - моляр», «Уборщик помещений».

На беседах по профориентации немаловажное значение имеют проф- ориентационные упражнения, разработанные специально для подростков с интеллектуальной недостаточностью, занятия в форме тренинга, например: «Я ищу работу, работа ищет меня». В процессе тренинга учащиеся выполняют проблемно-ситуационные задания, моделирующие различные ситуации устройства на работу, работают с реальными объявлениями о предложении рабочих мест в местной печати, анализируют информацию, учатся правильно построить разговор, задать нужные вопросы, самому правильно составить объявление и предложить свои услуги на рынке труда с учетом получаемой специальности.

Воспитанникам был предложен цикл групповых занятий «Мир профессий», направленных на расширение и закрепление знаний обучающихся об особенностях профессий доступных для подростков в соответствии с их психофизиологическими особенностями, способностями, интересами и склонностями.

Хорошему усвоению материала и практическому закреплению способствуют экскурсии на предприятия города и района. Основная цель экскурсии состоит в том, чтобы дать школьникам общее представление о современном производстве, познакомить со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное – наглядно продемонстрировать производительный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.

Во время проблемных экскурсий на предприятия перед обучающимися ставится проблема: «Смог бы я работать на данном предприятии? Да. Нет. Почему? Что мне мешает?». При подведении итога экскурсии по проблеме высказывается каждый обучающийся.

Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство, для ознакомления обучающихся с различными рабочими профессиями. Для детей были организованы экскурсии на мебельную фабрику, хлебозавод, тепличное хозяйство Новооскольского района, лесхоз, бройлерную фабрику, ремонтные мастерские Краснояружской зерновой компании др. С некоторыми из них, например, с лесхозом, организовано тесное сотрудничество. Обучающиеся совместно с педагогами помогают лесному хозяйству в посадке хвойных и лиственных деревьев.

Немаловажным значением в профориентационной работе являлась организация встреч с представителями различных профессий, с представителями учебных заведений, экскурсий в учебные заведения области, встреч со специалистом Центра занятости населения г. Новый Оскол, который осуществляет:

-информирование школьников о состоянии и перспективах рынка труда, требованиях, предъявляемых получаемой профессией к человеку;

-формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире многообразия профессионального труда.

Школа - интернат тесно сотрудничает с агротехническим колледжем п. Чернянка. Воспитанники школы- интерната посетили колледж в день открытых дверей, где получили информацию о рабочих специальностях, которые можно получить в данном учреждении. Познакомились с социально - бытовыми условиями. Встретились и пообщались с выпускниками школы-интерната, которые продолжили свое обучение в данном колледже.

Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса школы-интерната.

Одна из основных целей трудового воспитания - привитие навыков самообслуживания. Важность, которого является средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Влажная уборка спальни, бытовой комнаты, классного кабинета, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборка на пришкольном участке, закрепленной территории, прилегающей к школе территории, уход за своей одеждой и обувью, уход за комнатными цветами, выращивание цветочной рассады - формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.

Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественнополезной деятельности как работа на пришкольном участке, на территории школы по благоустройству, по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для младших школьников; ремонт книг в школьной библиотеке.

На территории школы расположен огород и цветники. В весенне-осенний период каждодневный труд на пришкольном участке помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. Учащиеся, овладевают большим количеством приёмов труда, учатся планировать свою работу. Овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. За каждой группой закреплен собственный объект работ: уборка школьной территории, уход за огородными культурами, разбивка цветников и уход за ними.

Труд на общую пользу - вот мотивация общественно полезной деятельности. Для обучающихся она воплощается в мотивах: «Поможем дошкольной группе», «Сделаем наглядные пособия для урока», «Поможем школе, городу, нашим шефам».

Ежегодно в рамках проведения предметной недели по трудовому обучению, через различные мероприятия такие как «КВН профессий», выставка работ обучающихся в тех или иных творческих объединениях, оформление стенгазет, презентаций профессий, изучаемых на профиле и др. мероприятий, закрепляются представления детей о доступных профессиях, развивается интерес к трудовой деятельности, формируется потребность в личном выборе профессии, как источника дохода, необходимого для самостоятельной жизни в социуме.

Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, положительно-эмоционального отношения к ней, адекватной оценке своих возможностей выполнения конкретной работы. Этому помогает организация производственной практики. Главное условие, характеризующее практику, состоит в том, что обучающиеся включаются в сферу взаимоотношений коллектива. Подготовить их к преодолению возникающих в ходе практики трудностей, сформировать у них умение правильно оценивать поступки окружающих людей и делать для себя верные практические выводы - эти задачи производственной практики не менее важны, чем овладение профессиональными навыками. На базе нашей школы - интерната организуется ученическая производственная бригада, в которой трудятся девочки и мальчики, достигшие 14-летнего возраста. В коллективном труде учащиеся осознают, что бригада – их трудовой коллектив и они несут ответственность за свой труд перед остальными. За время работы в бригаде дети используют и совершенствуют знания, умения и навыки, полученные на уроках по швейному, столярному, слесарному делу и сельскохозяйственному труду. Обучающиеся выполняют различные виды работ, получают профессиональные навыки, навыки работы в коллективе.

Занятия ручного труда способствуют формированию творческих способностей воспитанников, познавательной активности. На занятиях развивается мелкая и общая моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объёмных картин, составлением панно и композиций.

Для создания системы профориентационной деятельности в школе-интернате необходимо учитывать особенности семейного воспитания детей. В основном дети, получающие образование в нашей школе, воспитываются в семьях с низким социальным статусом. А родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, при выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами и индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.

В связи с этим большое значение приобретает разработка содержания профессиональной консультации непосредственно родителей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Родительские собрания проводились в основном в двух формах: общешкольные и классные. Тематика собраний разнообразная и зависит от потребностей родителей и общих направлений деятельности интернатного учреждения в целом. Так на первом родительским собрании была представлена тема: «Выбор будущей профессии» с целью ознакомления родителей с профессиональными предпочтениями детей.

В течение экспериментального периода проводились собрания по темам: «Дорога, которую мы выбираем», направленное на развитие стремления к осмыслению себя, на расширение представлений об окружающей действительности, формирование навыков позитивного взаимодействия между родителями и детьми." Правила поведения и формы общения (знакомство с правилами поведения при трудоустройстве и после)". Цель которого расширение правовых знаний в области трудовых отношений; ознакомление с законами РФ и основными правилами, регулирующими отношения в области труда. Также разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, увольнение и т. д.; Практическая значимость подобных мероприятий заключается в предоставлении обучающимся и их родителям подробной, достоверной информации о возможностях трудоустройства в нашем городе, а так же с формами делового общения. « Как помочь своему ребёнку в выборе будущей профессии». (Презентация).

Интересной формой взаимодействия с семьей являлись родительские семинары на темы: «Мастерим мы – мастерят родители», «Профессии моего города», «Трудовая родословная моей семьи».

Технология применения методов, средств и приемов воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках занятий.

(Приложение 3).

Результативность опыта.

Результативность исследования отслеживалась в течение трех лет с октября 2013года по октябрь 2016 года, посредством исходной, текущей и итоговой диагностики.

Диагностика проводиласьв группе, состоящей из 11 человек с использованием методик адаптированных для данной категории детей, а также в процессе наблюдений за воспитанниками во время учебной деятельности, трудовой деятельности (общественно-полезный труд, самообслуживание, дежурства, поручения), игровой деятельности, во время занятий в творческих объединениях.

Результаты оценивались качественно и количественно. Качественная оценка представляла собой выявление, анализ и описание особенностей и выполнения ребенком каждого задания. По данным наблюдениям определялся уровень, соответствующий уровню развития умений и навыков: условно высокий, условно средний, условно низкий. При сопоставлении результатов обследования отдельных компонентов составлялся общий профиль развития ребенка, определялось направление и содержание, методы и формы профориентационной работы.

Критерием результативности опыта является степень повышения уровня сформированности профессионального самоопределения, трудовых умений и навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на внеклассных занятиях, во внеурочное время, в учебной деятельности путем совершенствования организационно-педагогических условий.

Для диагностики показателей использовались следующие методики:

- Методика «Определение сформированности трудовых умений и навыков обучающихся», адаптированная для специальной школы авторы Е.Н. Пакалина, Л.В. Токарская, С.Л. Чешко, Куканова О.И.)[11].

- «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) автор Е.А.Климов[6]. Сопутствующей задачей данной методики являлось расширение представлений о мире профессий и активизации поиска информации о профессиях.

Представленные результаты обследования учащихся с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о положительной динамике развития по индивидуальному признаку и в группе в целом (согласно диагностическим исследованиям за 2013-2016 уч. годы).

Результаты динамики мониторинга трудовых умений и навыков представлены в диаграмме 1 (см. рис.1).

Рис.1. Динамика мониторинга трудовых умений и навыков

Результаты динамики мониторинга профессиональных предпочтений представлены в диаграмме 2 (см. рис.2).

Рис.2. Динамика мониторинга профессиональных предпочтений

Показатели уровня сформированности трудовых умений и навыков на констатирующем этапе (2013-2014г.г.) определили, что 33% (4 человека) испытуемых показали условно низкий уровень сформированности трудовых умений и навыков. Дети нуждаются в помощи и контроле со стороны педагога. Испытывают трудности в определении последовательности практических заданий. Выполняют простые трудовые действия в соответствии с заданной инструкцией. Изменения в задании вызывают чувства растерянности, а иногда и отказа от выполнения работы. На низком уровне находится учебно-познавательная деятельность, способность воспринимать теоретический материал, применять полученные знания на практике. 67% (7 человек) показали условно средний уровень сформированности трудовых умений и навыков, 0% составило воспитанников с условно высоким уровнем сформированности трудовых умений и навыков.

82% - не достаточно владеют знаниями о профессиях, условиях средствах определенных профессий. Отмечается неадекватность самооценки, выражающаяся в несоответствии между своими психофизиологическими возможностями, приобретенными начальными умениями будущей профессии и выбором профессии.

Результаты контрольной диагностики 2015-2016гг. представлены в диаграмме показали, что уровень сформированности трудовых умений и навыков, а также уровень профессиональных предпочтений, знаний о профессиях, профессионального самоопределенияу детей, принимавших участие в эксперименте, значительно изменился в положительную сторону.

Число детей с условно средним уровнем выросло на 9%; число, испытуемых, с условно высоким уровнем сформированности коммуникативных навыков, составило 9%.Анализ содержания ответов обучающихся по завершению формирующего эксперимента показал, что воспитанники имеют элементарные представления о смысле и цели своей жизни, у них положительное отношение к любому виду труда, ясное понимание значимости правильного выбора профессии. Профессиональные намерения носят характер определенности, отмечается устойчивый интерес к выбранной профессии, связанный со знанием содержания труда и своих возможностей, мотива выбора профессии. Состояние здоровья воспитанников соответствует требованиям данной профессии, имеются первоначальные профессиональные знания и умения. Дети владеют информацией о способах приобретения данной профессии, их профессиональные намерения согласуются с родителями. Дети владеют навыками самообслуживания, понимают значимость общественно – полезного труда.Способны оценить свою деятельность. Могут работать в коллективе.

Число детей с условно низким уровнем уменьшилось на 19 %, что составило 19% - 2 ребенка от числа принимавших в эксперименте. Воспитанники по-прежнему не испытывают глубокого интереса к избираемой сфере труда; отмечается нечеткое осознание смысла и цели своей жизни, неясное понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии. У подростков ограниченные знания содержания, условий труда предпочитаемой профессии; знания способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста поверхностны. В трудовой деятельности нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых.

Выводы:

Изучение психолoго – педагогической, методической, дефектологической литературы позволило определить подходы к решению проблемы по формированию социально - трудовой адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Результаты, полученные на начальном этапе исследования, позволили определить основные направления профориентационной работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

Профориентационная работа как средство формирования социальной адаптации осуществлялась последовательно и систематически, путем включения в занятия различных форм, методов и приемов специально разработанных, адаптированных для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Данная исследовательская работа позволила систематизировать комплекс организационных, практически- ориентированных занятий по формированию социально – трудовой адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В процессе проведенной работы улучшились показатели по формированию трудовых умений и навыков, профессионального самоопределения, а также качество познавательных процессов, эмоционально – волевых качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.

В данной работе нашло подтверждение то, что целенаправленная деятельность профориентационной работы включающая в себя методические, организационные и практически - ориентированные мероприятия оказывает положительное влияние:

- на формирование профессионального самоопределения подростков с интеллектуальной недостаточностью;

- способствует социально – трудовой адаптации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью), их личностному росту;

- указывает на эффективность и обоснованность предложенной системы.

Положительным результатом данной работы является 72% поступление воспитанников в профессиональные образовательные учреждения: агромеханический техникум п. Чернянка по специальностям: Повар-Кондитер, Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» по специальностям: Маляр строительный, Маляр, Штукатур, Повар.

Данный опыт работы может быть использован в работе воспитателей специальных общеобразовательных учреждений.

Библиографический список:

1.Акимова О.И. Профессиональное самоопределение выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочной деятельности / О.И. Акимова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 9. – Челябинск, 2010. – № 23 (199). – С. 134 – 137 (0,3 п.л.).

2.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости.//Собрание сочинений в 6-ти т.Т.5. Основы дефектологи. / Под ред. Т.А.Власовой. — М.: Педагогика, 1983. – 342 с.

3.Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.

4.Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.,2000. – с.3 – 13.

5.Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы// Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М., 1988. – с.7 - 21.

6.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. - 653с.

7.Коркунов В.В. Организация и содержание трудового воспитания во вспомогательной школе Текст.: метод, рекомендации/ В.В. Коркунов; Свердлов, гос. пед. ин-т. Свердловск: [б. и.], 1986. - 133 с.

8.МачихинаВ.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.,1980.

9.Мирский С.Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы//Дефектология. - 1989. - № 3.

10.Муравьёва Е.В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников [Текст] / Е. В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. – 2009. - № 5(35). – С. 75-79.

11.Пакалина Е.Н. Организационно-педагогические условия преемственности допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся с умственной отсталостью: Методические рекомендации / Е.Н. Пакалина, Л.В. Токарская, С.Л. Чешко и др. - Екатеринбург, 2009. - 210с.

12.Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., Педагогика, 1985.

13.Сальцева C.B. Активизация социального воспитания школьников: Учебное пособие/-Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2006.- 110с.

14.Соломин И.Л. Современные методы психологической и экспресс - диагностики и профессионального консультирования.- Спб.: Речь,2006.

15.Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб. науч. метод.материалов/ под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой - М.: Издательство «Спутник»,2014. -335с.

16.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей /Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф, Селиванова Е.Ю., Титова В.В - М.: АРКТИ,2005.-312с. (Метод.биб-ка).

17.Шинкаренко В.А. Трудовое воспитание и обучение учащихся вспомогательной школы. – Минск, 2009.

Приложения

Приложение 1 - Диагностический материал.

Приложение 2 - Система коррекционно-развивающих, организационно-методических и практических мероприятий по профессионально-трудовой адаптации с детьми ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

 

Приложение 3 – Конспекты мероприятий.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации