Внеклассное мероприятие «Приобщение младших школьников к культурному наследию своего народа с помощью виртуальных экскурсий в прошлое» (3-4 класс)

1
2
Материал опубликован 19 December 2020

 

Приобщение младших школьников к культурному наследию своего народа с помощью виртуальных экскурсий в прошлое

 

Разработала учитель начальных классов

МБОУ «Школа №75» города Рязани

Руднева Елена Михайловна

 

Рязань, 2020

 

- Тематическое направление – приобщение к культурному наследию.

- Тема воспитательного мероприятия – «Гордость земли Рязанской».

- Обоснование выбора темы(актуальность).

Актуальность темы в том, что изучение национальных традиций помогает понять культурное и историческое наследие народа. Помогает сохранить самобытность своей земли. В наше время дети недостаточно знают о своём народе, а это важно знать каждому культурному человеку. Очень важно передавать сведения из поколения в поколение, чтобы не утратить традиции. У каждого народа есть свои особенности, своя собственная история. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом нужно рассказывать ученикам. Чтобы они задумались, что в их родных семьях хранится много важной и интересной информации о предках, старинные фотографии, вещи. Нужно побудить детей пополнять свои знания, беседуя с родителями, родственниками, соседями, старожилами рязанских сёл.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Обучающиеся 3-4 классов (9-11 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Идея данного мероприятия возникла после участия класса в городском конкурсе проектов «Моя малая родина». Чтобы познакомить большее количество одноклассников с результатами ученических исследований, было решено провести серию внеклассных мероприятий, затрагивающих тему патриотического воспитания школьников, приобщение их к культурному наследию своего края. Эта тематика хорошо вписывается в основные направления деятельности, которые рассматривает вся воспитательная система нашей школы. После проведения мероприятий другие дети тоже захотели провести свои исследования на патриотическую тему.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: развитие у учащихся чувства патриотизма, уважения к предкам, чувства гордости за свой народ, знакомство с традициями своих предков на примере семейных традиций одноклассников.

Задачи:

- активизировать у учащихся интерес и уважение к прошлому своего народа, к традициям людей, живших на территории современной Рязанской области;

- выяснить, как формировались традиции рязанского народа;

- познакомить детей с главными музеями Рязани – Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником «Рязанский кремль» и Рязанским государственным областным художественным музеем имени И.П. Пожалостина.

Планируемые результаты:

- изучение национальных традиций своего народа;

- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование умения собирать материал и доносить информацию до слушателей.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Во внеклассной работе появляются новые формы работы, направленные на современную действительность.

Для данного мероприятия была выбрана форма – виртуальная экскурсия в прошлое. Такая форма проведения занятия, как виртуальные экскурсии с использованием музыки, видео- и фотоматериалов, презентаций, позволяют усилить эмоциональное воздействие материала занятия. Современные технологии и сервисы позволяют увидеть предметы культурного наследия, не выходя из класса, а также погрузиться в любую эпоху.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Мероприятие достигло планируемых результатов благодаря использованию исследовательских технологий, ИКТ, интерактивных технологий, технологий дистанционного обучения, метода проектов, беседы, дискуссий, наглядных методов, метода работы с книгой и текстом, приема поиска информации.

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.

1.Определение темы, целей, задач и планируемых результатов мероприятия.

2. Выбор формы проведения.

3. Создание инициативной группы помощников, распределение поручений.

4. Проектирование (разработка композиции предстоящего мероприятия, выбор используемых педагогических технологий).

5. Сбор информации по теме.

6. Репетиция выступлений учащихся.

7. Проведение мероприятия;

- этап мотивации (самоопределения) к деятельности;

- этап актуализации знаний;

- этап создания плана деятельности;

- целеполагание;

- реализация выбранного плана действий (экскурсия, выступления учителя и учащихся);

- этап рефлексии деятельности;

- итог мероприятия.

8. Анализ достижения планируемых результатов.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Компьютер с выходом в Интернет, медиапроектор, колонки, интерактивная доска.

Презентации учащихся. Фотографии из семейных архивов.

Доступ к официальным сайтам музеев Рязани: Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» и Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина.

http://ryazankreml.ru/e/204/ 

http://www.artmuseum62.ru/3d/index.html 

Материалы с сайтов:

http://www.cnt-ryazan.ru/cultural-heritage/texts/2015/tehnologiya-izgotovleniya-jenskogo-prazdnichnogo-kostyuma-s-sekirino-skopinskogo-uezda-ryazanskoy-gubernii-konec-xix-nachalo-xx-veka.html

https://www.livemaster.ru/topic/1996157-ryazanskij-kostyum-krasota-skvoz-veka

https://skopin-keramika.ru/ 

https://ru.russianarts.online/crafts/40968-skopinskaya-keramika/ 

https://62info.ru/history/node/2223 

https://history.wikireading.ru/303051 

http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/shishov/0/j48.html 

https://iknigi.net/avtor-aleksandr-muzafarov/154486-evpatiy-kolovrat-posledniy-geroy-drevney-rusi-aleksandr-muzafarov/read/page-1.html 

https://fam-person.ru/evpatij-kolovrat/ 

https://fb.ru/article/364835/pamyatnik-v-ryazani-evpatiyu-kolovratu-foto-opisanie-gde-nahoditsya 

https://rzn-patriot.ru/war/memorable_places.html 

http://vtolkunova.com/med/fon/pesni/ppnp/o/320-o-kremli 

 

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данное мероприятие проводилось в 4 классе по результатам участия детей в городском конкурсе проектов «Моя малая родина». Материалы будут полезны классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Изучение данной темы поможет восстановить забытые сведения о родном крае. Много времени прошло, но нельзя забывать наше прошлое, мы должны его знать. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку», сказал Н. В. Шелгунов. Трудно не согласиться с этими словами. Именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории и людям, которые были нашими предками, а, значит, творили историю нашей родной земли. В разное время предки защищали наш край. Прививая детям любовь к родной земле, её традициям, мы закладываем основу жизнеспособности нашего современного общества. Большую роль в приобщении детей к исследовательской деятельности играет личное участие детей в подготовке и проведении подобных мероприятий, в также совместная со взрослыми (родителями, учителем) деятельность.

Конспект воспитательного мероприятия

«Виртуальная экскурсия в прошлое «Гордость земли Рязанской»» (разработала учитель начальных классов МБОУ «Школа №75» г. Рязани Руднева Елена Михайловна)

Этап мотивации (самоопределения) к деятельности

Звучит отрывок из гимна города Рязань (композиция «О, Кремли́», написана Нурисланом Ибрагимовым, положенная на музыку композитором Андреем Ильиным и впервые исполненная в честь 900-летия Рязани в 1995 году Валентиной Толкуновой).

http://vtolkunova.com/med/fon/pesni/ppnp/o/320-o-kremli 

Над полями цветастые кроны Хороводов осенних берёз и осин.

А в сердцах – колокольные звоны, А в глазах – поднебесная синь.

Над Рязанью родной поднимается рать – Нет безвестных сынов у России.

Пусть под взглядом Великой Любви говорят О Рязани лампадки простые.

О, Кремли, куполами взлетая,– Православному таинству дань!

Младше даже Москва золотая, Чем душа всей России – Рязань!

Этап актуализации знаний

Учитель: Вы выросли в России, в славном городе Рязань. Как вы думаете, почему наш город назван «душа всей России»? (Ответы детей.)

Чем известен наш город в истории? Знаете ли вы о тех событиях и героях, с которыми связана история нашего города, о которых рассказывают названия улиц и памятники? (Высказывают предположения.)

Как красива наша Земля! Есть на нашей планете широкие реки и высокие горы, жаркие пустыни и густые леса. А есть на Земле место, для каждого удивительное и неповторимое, место, где человек родился – его малая родина. Наш родной город – Рязань. Он с детства вокруг вас. Но всё ли вы знаете о нём? Что с ним происходило до вашего рождения? Что было 10 лет назад, 100 лет назад, 1000 лет назад? Как об этом узнать?

Каждый день мы ходим по знакомым улочкам нашего города, спешим по делам. Часто не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов родителей и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которых много и в нашем городе.

3. Этап создания плана деятельности

Учитель: Сегодня я предлагаю совершить необычную экскурсию – виртуальную экскурсию в прошлое нашего края. Недавно наши ученики участвовали в городском конкурсе проектов «Моя малая родина». Попросим их во время нашего виртуального путешествия поделиться с нами приобретёнными во время их исследований знаниями.

4. Целеполагание

Учитель: Какова может быть цель нашей виртуальной экскурсии?

(Познакомиться с жизнью и традициями наших предков, научиться уважать наше прошлое, гордиться им.)

Учитель: Сначала я попрошу вас ответить на вопрос. Как вы представляете своего предка, жившего в древней Рязани? Как он выглядел? Где жил? Чем занимался? Опишите его. (Выслушать несколько ответов-предположений детей.)

5. Реализация выбранного плана действий.

Учитель: Точнее ответить на мои вопросы могли бы учёные – историки, археологи, искусствоведы. Я предлагаю начать наше путешествие в прошлое с посещения виртуального музея – музея Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Его композиция «От Руси к России» позволит нам погрузиться в мир древней Рязани и подтвердить или опровергнуть наши догадки. (Заходим на сайт проекта «Я приведу к тебе музей!» – виртуальный музей Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника)

http://ryazankreml.ru/e/204/

Учитель: Наше заочное знакомство с музеем погружает нас в далёкое прошлое. (Учитель кратко рассказывает об истории образования Рязанского княжества, «проходя» по экспозициям музея)

Сразу же внимание детей обращается на скульптурный портрет женщины. Это портрет рязанки, жившей в городе – небольшой крепости на окраине русских земель в XI в., восстановленный на основе произведённых раскопок. Далее дети рассматривают макет Старой Рязани – стольного города Древней Руси в пору своего наивысшего расцвета в первой трети XIII века. Первое упоминание о Рязани встречается в Лаврентьевской летописи под 1096 годом, когда она была дана в удел младшим внукам Ярослава Мудрого – Олегу и Ярославу Святославовичам и входила в состав земель Черниговского княжества. В 1129 году из состава Черниговского княжества выделяется Муромо-Рязанское княжество, а с 40-х годов XII в. обособляется в самостоятельное Рязанское. Рязань становится его столицей. (Дети рассматривают макеты города, его укреплений, построек, сооружений, храмов и крестьянских изб, восстановленные на основе работы археологов. Предметы бытового обихода горожан, обнаруженные археологами на городище Старая Рязань. Рассматривают древнерусскую одежду.)

Учитель: А вы знаете, что ваша одноклассница недавно занималась исследованием истории рязанского костюма, который нашла у своих родственников? Послушайте её рассказ.

Выступление Б. Виктории

- Мы с родителями часто навещаем родственников в Скопинском районе Рязанской области. Там малая родина моих бабушки и дедушки, мамы, а значит, и моя тоже. Однажды моё внимание привлекла необычная одежда, бережно хранившаяся в деревенском доме. Что это? Это же настоящая старинная русская одежда. Мама объяснила, что это понёва, русская народная юбка. Меня очень заинтересовала эта вещь. Я стала расспрашивать о ней родственников. Я поняла, что ничего не знаю о том, как одевались мои земляки в давние времена. А ведь это интересно! Так появилась идея моего исследования. Я уверена, что вы тоже мало знаете об истории русского костюма, и хочу поделиться своими знаниями.

Секирино – большое село, самобытное, известное далеко за пределами Рязанской области. Оно во многом сохранило старинные традиции и не обезлюдело благодаря близости к Скопину, где находит себе работу молодёжь.

Первое упоминание о селе Секирино встречается в писцовых книгах XVI века. Жили на этой земле трудолюбивые люди, которые сеяли хлеб и воевали, так как именно здесь проходил один из участков Большой засечной черты, призванной защитить границы русского государства от набегов. Неоднократно побывали тут монгольские отряды. Историю происхождения названия села связывают с битвой на Куликовом поле. По первой версии, идя навстречу Мамаю в 1380 году, Дмитрий Донской выслал вперед небольшой отряд, который встретился с передовыми частями татар. Между ними произошла страшная сеча, в которой русские воины посекли татар. От слов «сеча» и «секли» и пошло название села. По двум другим, тоже легендарным версиям, название происходит от «секиры» – боевого топора. В первом случае, якобы здесь перед Куликовской битвой ковались секиры для русского войска. Во втором– секиринский воевода повел своих ратников на Куликово поле к Дмитрию Донскому, вооруженных только секирами.

Это одно из заповедных мест на Рязанской земле. Даже в наше время пожилые люди носят в повседневной жизни старинные рубахи и понёвы. На свадьбу девушки обязательно одевают традиционные шушки, а женщины, по старинному обычаю, надевают на второй день свадьбы годовые пару и понёву, в которой преобладает атлас алого цвета с золотой отделкой. И по сей день в праздновании свадебного обряда в Секирино встречаются традиционные элементы.

До XVIII национальный костюм носили абсолютно все от царей до крестьян. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. Самой нарядной была одежда из красной ткани.

Секиринский комплекс одежды, построенный на сочетании различных оттенков красного цвета, характерный в начале XX века для Скопинского уезда, встречается в некоторых деревнях на Рязанщине до настоящего времени как нарядная одежда «молодух». Он дошел до нас почти без изменений, только домоткань кое-где заменена фабричными тканями.

Костюм состоит из кумачовой  рубахи, запона (передника) с декоративной «грудинкой» (лифом), поневы-синятки (юбки) из домотканой шерстяной ткани в клетку. Низ поневы обшит тесьмой и атласными лентами. В комплекс костюма входит также нижняя юбка или подставка (подол) из четырех полотнищ белого холста, обшитая по низу широкой полосой холщовой крашенины с ручным кружевом.

Секиринский девичий костюм необычайно прост: он состоит из рубахи, пояса, ожерелья и девичьей повязки. Белый цвет сочетается с приглушенным красным.

Головным убором является шелковая шаль с орнаментом и с кистями. Костюм завершается своеобразными декоративными плечевыми накладками и чепкой – нагрудным украшением из бисера. В орнаменте и навесных украшениях присутствуют в небольшом количестве желтый и зеленый цвета, которые как бы озвучивают костюм, делают его еще более нарядным. (Дети знакомятся с элементами костюма по презентации)

- Простая рубаха на рязанской земле имела столько разновидностей, что их трудно даже посчитать. Наиболее важные места одежды (ворот, рукава, грудь, подол) украшались вышивкой. Орнаментальные геометрические мотивы служили прежде всего декоративным элементом костюма, хотя издавна не менее важна была и функция орнамента как оберега от злых сил. Важным было охранять и ноги человека — к ним прикасался подол рубашки. Поэтому и покрывали женщины вышивкой-оберегом ворот, рукава, подол рубашки. Первоначально, в глубокие-глубокие времена, рисунки вышивки или тканья имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась только красота. Бережно хранили ее рязанские женщины, передавали из поколения в поколение, и воспоминание о древней магии проскальзывало иногда только в удивительных названиях рисунков — «секирки», «мышиные дорожки», «елки», «лопухи» и другие.

Основной цвет костюма девушки на выданье — белый, шушка и рубашка были сшиты из шерстяного и льняного домотканого полотна. Наряд обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки» и девичья повязка золотого шитья с пушками около ушей. В качестве украшения для пояса использовались красные и желтые полоски хлопковой ткани и шелковые ленты, стеклянные пуговицы, металлические блестки. Обувь — онучи и лапти.

Нарядный женский костюм: красная хлопчатобумажная рубашка, клетчатая понева, красная хлопчатобумажная (кумач или сатин) занавеска, шелковый платок, суконные плетеные чуни.

Ожерелки, разметки и полеты — украшения женского костюма села Секирино. Шерстяные тканые пояса женского костюма села Секирино также украшались бусинами и бисером.

Изучая народный костюм своего родного села, я поняла, что традиционный костюм любого народа можно рассматривать не только как вещь для практического применения, но и как символ места, в котором он проживает. Костюм отражает историю: время появления того или иного вида одежды и ее элементов в народном быту, изменения, которые одежда претерпевала на протяжении своей многовековой жизни. Внешний вид наряда указывает на социальный статус человека, возраст, место проживания, показывает, в какой момент она используется (будни, праздники, свадьба, погребение и другие). Я многое узнала об истории, обычаях и традициях жителей села Секирино Рязанской области, изучая костюм, хранящийся в моей семье. (Ученица демонстрирует семейные фотографии, свои фотографии в костюме.)

Учитель: Продолжаем виртуальную экскурсию. Познакомимся с ремеслами наших предков.

В XII – XIII вв. в русских городах было известно более шестидесяти ремесел. В экспозиции музея представлены некоторые ремесленные мастерские, открытые в Рязани во время исследований. Дети видят макет кузницы – места, к которому люди средневековья относились не только с уважением, но и с некоторой опаской. Кузнецы издавна слыли в народе мудрецами и колдунами, обладавшими магической власти над вещами и людьми. Перед детьми – орудия труда кузнеца – молотки различной величины и веса, пробой, стамеска, коловорот, а также различные кузнечные изделия.

Одним из самых распространенных ремесел на Руси было гончарное. Слово «гончар» происходит от слова «горн» – так называлась специальная печь для обжига изделий из глины. Гончар брал ком глины, разминал его, клал в центр круга и пальцами правой руки вытягивал стенки сосуда. С круга изделие срезали тонкой проволокой и ставили на просушку, затем обжигали в горне. Гончары изготавливали десятки форм разной посуды: кувшины, миски, светильники, глиняные сковороды-«латки», одних горшков было около 10 видов. Центром гончарного промысла рязанских мастеров в наше время является фабрика «Скопинская художественная керамика» в Рязанской области. Кирилл расскажет нам свои впечатления о её посещении.

Выступление З. Кирилла

- Я родился в Москве, живу в Рязани. Рязань – моя малая родина. А есть еще и вторая малая родина – город Скопин. Там живут мои бабушка и дедушка, там я провожу свои каникулы. Недалеко от их дома находится фабрика «Скопинская художественная керамика». Я несколько раз был там на экскурсиях и мастер-классах. Впечатление незабываемое.

На фабрике есть интересный музей. Глаза разбегаются от глиняной красоты. Я видел, как мастера работают на гончарном круге, сам лепил фигурки, а после обжига их можно было раскрасить самостоятельно. Это было очень увлекательно. Я захотел разобраться, что же это за чудо – скопинская художественная керамика.

Предметы скопинской керамики – важная часть рязанской культуры. Жители нашего города обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить секреты промысла для будущих жителей. В современном мире возрождаются и сохраняются традиции народных промыслов. Я понял, что народные промыслы – это культурное достояние всей нашей страны, а заслуга в этом – мастеров, работающих по старым традициям.

Скопинская художественная керамика — один из трёх прославленных центров народной керамики нашей страны. Город Скопин и окрестности с древности славился своей гончарной глиной. Глиняная посуда в местах, где позднее появился этот город, изготавливалась еще во времена Киевской Руси.

Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Одновременно с изготовлением посуды делали игрушки: фигурки коней, птичек-свистулек, всадников. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы — льва, птицу, шар, самовар и так далее и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома, как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности и фантастичности работ. Потом стали выставлять такие диковинные фигуры и скульптурные кувшины на ярмарке перед своим обычным товаром, для привлечения к нему внимания покупателей. Начал складываться необычный вид скопинских изделий, по которому они стали заметно отличаться от продукции других гончарных центров.

В 1900 году скопинская керамика была представлена на выставке в Париже, а также более чем в 40 музеях нашей страны собраны коллекции работ скопинских мастеров с конца XIX века до наших дней. Показана керамика и в Рязанском областном художественном музее.

Учитель: Ребята, а мы можем прямо сейчас попасть в этот музей и посмотреть на экспонаты. Совершим виртуальный тур и по этому музею. Нам нужен зал «Русское декоративно-прикладное искусство».

http://www.artmuseum62.ru/3d/index.html  (Подключение к услуге «Виртуальный тур» на сайте Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина.)

Учитель: Возвращаемся к путешествию по древней Рязани. Перед нашим вниманием самая трагическая страница в истории Рязани. В декабре 1237 года к границам рязанского княжества подошли полчища татаро-монголов. Ханские послы потребовали десятую часть всего достояния рязанцев, но получили гордый ответ: «Когда нас не будет, все ваше будет». Рязанская рать встретилась с войском Батыя у границ княжества, в тяжелой битве погибли рязанские князья, воеводы, воины. После этого войско Батыя осадило город. Разорение Рязани Батыем стало своеобразным рубежом в развитии русского государства. С этого события начинается более чем двухсотлетнее ордынское иго. Перед вами немые свидетели тех трагических событий – расплавленная в огне пожара кольчуга, оружие: наконечники стрел, дротиков, ножи, топоры, кистень.

Учитель: В центре современной Рязани мы можем любоваться памятником Евпатию Коловрату. Что героического он совершил? С какими событиями связано это имя? Ответы на эти вопросы выяснял Алексей О.

Выступление О. Алексея

- Единственным древнерусским источником, упоминающим о Евпатии Коловрате, является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Возможно, потому что жил он очень давно, вся информация утеряна в связи с нелёгкими событиями в истории, войнами, пожарами.

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, легендарный русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. Евпатий родился примерно в 1200 году. По преданиям, место рождения – село Фролово, Шиловская волость (Рязанская область).

О семье Коловрата не сохранилось практически никаких данных. В одном из исторических источников осталась заметка о том, что Евпатий носил отчество Львович. Фамилия же, по мнению исследователей, свидетельствует о его воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета. Я сделал вывод, что герой был огромной физической силы.

В нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов, поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков. В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством, а Евпатий Коловрат был приближен к рязанскому князю. Как сообщает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем», на момент вторжения богатырь находился в городе Чернигове с посольством. Перед ним стояла задача – убедить черниговского князя оказать помощь в борьбе с захватчиками.

Внезапно до него дошли вести, что Рязань атакована отрядами монголов во главе с Батыем. Поражённый до глубины души этим фактом, Евпатий собрал силы малой дружины и отправился в Рязанское княжество.

Перед его глазами предстал опустошённый и разорённый монголами город, жители которого подверглись жестокой участи и приняли мучительную смерть. Выжившие после бойни смогли пополнить отряд Евпатия, и в количестве 1700 человек они отправились в погоню за врагами. Из того, что Евпатий не остановился, а продолжил борьбу, я делаю вывод, что он был патриотом, он любил свою страну, свой народ.

В Суздальских землях богатырю с отрядом удалось застать врасплох монголов. На бой с Евпатием Коловратом удивлённый неожиданным сопротивлением Батый отправил Хостоврула, близкого своего родственника, при этом приказав взять богатыря живым.

Сломить отважное сопротивление русских удалось только с помощью камнемётных орудий, так как в ближнем бою войны были несокрушимы. Подвиг Евпатия вызвал восхищение даже со стороны Батыя, который оценил его смелость и искусство боя. Пораженный мужеством русичей, Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями. Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе.

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области.

Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловском районе находился городок Коловрата. Второй установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в которой, по преданию, родился богатырь. Третий памятник был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от кремля. Автор конной статуи — местный скульптор Олег Седов. Финансировался проект добровольными пожертвованиями. Постамент из красного гранита — напоминание об обагренной кровью рязанской земле, защитником которой явился Евпатий Коловрат. Молодой воин, вздыбив коня, призывает своих соратников к битве. На его лице непреклонная решимость идти до конца.

Памятники помогают приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и совершали подвиги эти люди. Ведь мы – граждане России, и наш долг знать и чтить историю нашей страны и малой родины. Поэтому власти города Рязани задумались над строительством памятника Евпатию Коловрату.

Учитель: После нашествия город был восстановлен, но былого величия Рязань возродить уже не смогла. Частые набеги татар вынудили князей в 1288 году перенести столицу в более спокойное место (Переяславль Рязанский), где сейчас и стоит современный город Рязань.

6. Этап рефлексии деятельности.

- Вот такое необычное путешествие мы вместе совершили сегодня. Не выходя из класса, побывали в разных местах, погружались в другое время.

- Какое у вас сейчас настроение? Почему?

- Что запомнилось больше всего? Какие новые знания вы приобрели?

- Удалось ли нам достигнуть цели нашего путешествия?

- Совпало ли ваше первоначальное представление о предках с тем, которое имеете сейчас?

7. Вывод. Итог мероприятия.

Учитель: Можем сделать вывод, что изучение истории помогает нам сформировать правильное представление об окружающем нас мире. Спасибо всем участникам нашего совместного путешествия за внимание, за проведённую работу. До встречи на новых экскурсиях!

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какая интересная и насыщенная разработка! Мне очень понравилось,,спасибо Елена!!!

20 December 2020

Спасибо большое за комментарий!

23 December 2020

Ответ #339992 был удален 23 December 2020