12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ударцева Юлия Сергеевна42
2

Научно – исследовательский проект на тему Программа развития как инструмент управления ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №252»

(МАДОУ «Детский сад №252»)








Научно – исследовательский проект



на тему Программа развития как инструмент управления ДОУ







Выполнила:

Ударцева

Юлия Сергеевна,

заведующий МАДОУ «Детский сад №252»












Барнаул, 2019



Качество образования декларируется на современном этапе развития российского государства как главный ориентир его образовательной политики. Основные тенденции развития современного образования ориентированы на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» компетенцией образовательной организации (п. 7 ч. 3 ст. 28) является разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации [1, п. 7 ч. 3 ст. 28].

Программа развития дошкольного учреждения – система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников образовательного процесса, направленную на повышение качества воспитания и образования [3, c. 8].

Программа развития направлена на решение актуальных проблем ДОУ в целом и затрагивает все стороны жизнедеятельности организации: нормативно-правовую, педагогическую, материально-техническую, финансово-хозяйственную и др. Она нацелена на развитие детского сада, включение педагогического коллектива в разнообразные инновационные проекты для достижения качественного результата по обозначенным проблемам [3, c. 8].

В программе развития ДОУ с учетом основных федеральных и региональных нормативных документов определены концепция и стратегия развития всей организации на перспективу [3, c. 9].

Программа развития детского сада является основным стратегическим управленческим документом, регламентирующим развитие учреждения.

Программа рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения [11, c.35].

Выбор данной темы проектной работы обусловлен не только окончанием срока реализации предыдущей программы, но и новыми обстоятельствами: постановкой новых целей и задач перед коллективом на перспективу.

Актуальность разработки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.

Результатом данной работы будет новая программа развития дошкольного учреждения на 2019-2023 годы.

Как документ программа развития (далее – программа) может быть определена как главный стратегический управленческий документ дошкольной образовательной организации, выстроенный с учетом программно-целевого или проектно - целевого управления, направленный на инновационное развитие конкретной образовательной организации. Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на 4-5 лет. Программа является документом прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов [9, c. 25].

Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая нами технология включает следующие процедуры и разделы программы:

1. Подготовка информации о ДОУ.

2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса.

3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения.

4. Определение этапов реализации программы.

5. Разработка плана действий.

Программа развития является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей.

Изучив различные источники, мы пришли к выводу, что структура программы развития может состоять из следующих разделов [3, c. 22]:

Раздел I. Информационная справка о ДОУ.

Раздел II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие) [3, c.25].

Раздел III. Концепция и стратегия развития ДОУ [3, c.26].

Раздел IV. План действий.

Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в программе, так как дети должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт, учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу [10, c. 77].

В связи с этим, нами была создана творческая группа МАДОУ «Детский сад №252» города Барнаула, которая и является разработчиком программы.

Для разработки программы развития нами был использован следующий алгоритм действий:

Изучение (диагностика) и анализ состояния работы ДОУ, уровня сформированности у детей целевых ориентиров, особенностей развития дошкольников в группе (используется материал проблемного анализа деятельности ДОУ).

Формулирование целей и задач предполагаемой деятельности (детализация).

Определение путей и средств решения поставленных целей и задач.

Составление плана развития ДОУ на несколько лет (предусматривается промежуточный результат).

Сбор и анализ предложений к проекту у всех заинтересованных подструктур.

Составление (сборка) всех частей плана в единое целое.

Обсуждение и коррекция проекта.

Принятие и утверждение плана.

Реализация и контроль за выполнением.

Для организации деятельности по разработке программы развития было проведено заседание педагогического совета, на котором обсуждался данный вопрос, после чего был издан приказ о разработке программы развития дошкольной образовательной организации. Приказом также был утвержден состав рабочей группы и мероприятия по разработке проекта программы развития.

В состав рабочей группы вошли члены администрации, педагогические работники, представители родительской общественности, члены управляющего совета.

Нашей рабочей группой был составлен, а заведующим детским садом утвержден приказом план мероприятий по подготовке проекта программы развития (таблица 1).

Таблица 1 - План мероприятий по подготовке проекта программы развития

Мероприятие

Сроки

Ответственный / исполнитель

Рассмотрение вопроса о разработке программы развития на педагогическом совете

 

Заведующий

Издание приказа о разработке программы развития дошкольной образовательной организации

 

Заведующий

Обучение рабочей группы, распределение заданий среди участников рабочей группы

 

Заведующий / руководитель рабочей группы

Рассмотрение вопроса о разработке программы развития на заседаниях методических объединений, творческих групп

 

Ответственные лица согласно приказу

Проведение исследований: • анкетирование участников образовательного процесса; • анализ современного состояния дошкольной образовательной организации; • другие исследования

 

Руководитель рабочей группы / рабочая группа

Определение миссии дошкольной образовательной организации, целевых индикаторов и показателей ее реализации

 

Руководитель рабочей группы / рабочая группа

Разработка проекта программы развития

 

Руководитель рабочей группы / рабочая группа

Обсуждение проекта программы развития на заседаниях методического, педагогического, управляющего советов

 

Заведующий, заместители заведующего, председатель управляющего совета

Согласование проекта программы развития с учредителем

 

Заведующий

Коррекция и экспертиза программы развития

 

Заведующий / руководитель рабочей группы

Утверждение программы развития на заседаниях педагогического и управляющего советов

 

Заведующий, заместители заведующего, председатель управляющего совета

Издание приказа об утверждении программы развития дошкольной образовательной организации

 

Заведующий

Администрация образовательной организации обобщила результаты проведенных рабочей группой исследований состояния дел в детском саду, и оценила ресурсное обеспечение программы развития.

Поскольку программа развития является локальным нормативным актом дошкольной образовательной организации, большое значение имеет ее правильное оформление.

Программа развития должна иметь [16, c.105]:

название, титульный лист и содержание;

логично и последовательно изложенный текст;

аргументацию, подкрепленную результатами фактически проведенных исследований;

нормативное обоснование с опорой на локальные акты образовательной организации;

быть преемственной федеральным, региональным и муниципальным программам развития образования;

иметь финансовое обоснование (бюджет, необходимый для реализации программы);

формальные признаки нормативного документа (грифы согласования, рассмотрения, утверждения, две рецензии — внешнюю и внутреннюю).

Техническое оформление программы развития должно соответствовать требованиям современного делопроизводства: текст набирается в программе Microsoft Word шрифтом Times New Roman кеглем 12–14 пт с одинарным межстрочным интервалом, выравниванием по ширине, абзацным отступом 1,25 см, шириной полей 2 см со всех сторон. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Нумерация страниц сквозная [17, c. 106].

Бумажный вариант программы развития прошивается, страницы нумеруются, заверяются печатью образовательной организации и подписью руководителя.

После разработки программа развития была рассмотрена на заседаниях Педагогического и Управляющего Советах, утверждена приказом руководителя дошкольной образовательной организации и прошла согласование у учредителя.

Результатом работы творческой группы МАДОУ «Детский сад №252» стала Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 252» города Барнаула Алтайского края на 2019-2023 годы.

Основные цели нашей программы развития:

спланировать систему управленческих, методических и педагогических действий, направленных на повышение качества реализации основной образовательной программы путем создания системы интегрированного образования, а также расширенного дополнительного образования, инновационных программ и технологий для воспитанников ДОУ;

обеспечить государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Мы выделили следующие задачи Программы:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды   детского сада, учитывающей принцип  динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, миром.

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Укрепление материально – технической базы МАДОУ «Детский сад №252».

Расширение сферы дополнительного  образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников.

Для своей программы развития мы выделили следующие целевые индикаторы и показатели программы:

увеличение охвата детей дошкольным образованием;

обеспечение доступности ДО за счет внедрения новых форм;

численность педагогических работников, прошедших КПК или профессиональную переподготовку по управленческой деятельности, стоящих в резерве на замещение должностей руководителей- 1 чел.;

численность педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами – 2 чел.;

увеличение численности детей дошкольного возраста, получающих услуги по предоставлению дополнительного образования;

организация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, повышение качества образования;

устранение нарушений предъявляемых требованиями по пожарной безопасности;

соблюдение требований СанПин 2.4.1.3049-13;

обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников с разным уровнем физического и психического развития;

увеличение численности детей дошкольного возраста, участвующих в мероприятиях разного уровня;

активное вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

В своей программе развития мы запланировали следующее финансовое обеспечение программы:

Средства на выполнение муниципального задания.

Доходы от приносящей доход деятельности (родительская плата).

Доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг.

Рациональное использование бюджета, внебюджета, дополнительных средств, получаемых от спонсорской и благотворительной помощи.

Ожидаемые конечные результаты, которые мы планируем достичь:

Повышение социального статуса МАДОУ «Детский сад № 252» города Барнаула.

Создание благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, миром.

Использование новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, устанавливающих зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг.

Создание в ДОУ новых форм работы с детьми, в том числе в сфере дополнительных образовательных услуг.

Обогащение материально-технической базы и предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ

Внедрение информационно - коммуникативных технологий, проектного метода в образовательный процесс.

Создание базы методических разработок с  использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ.

Повышение уровня информации об образовании, её качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон.

Увеличение количества родителей (законных представителей), которые удовлетворены качеством образовательных услуг в ДОУ.

Также в своей программе развития мы отметили возможные риски и способы их предотвращения:

Риск снижения кадрового потенциала ДОУ:

совершенствование кадровой политики ДОУ, создание благоприятных условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческой самореализации каждого работника;

совершенствование системы морально-психологического стимулирования персонала;

создание эффективной системы адаптации молодых педагогов;

возрождение традиций наставничества;

обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Риск снижения бюджетного финансирования:

эффективное использование внутренних ресурсов ДОУ;

стимулирование энергосберегающих технологий;

расширение спектра платных дополнительных образовательных услуг;

поиск внешних источников финансирования (спонсоров, партнеров);

участие ДОУ в адресных программах города и республики по оснащению образовательных учреждений, строительству спортивных площадок и пр.

Риск снижения конкурентоспособности ДОУ:

повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

расширение базы экспериментальной деятельности ДОУ;

использование инновационных технологий;

укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с научными, образовательными, культурными учреждениями и организациями;

более полное удовлетворение запросов родителей воспитанников на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг обеспечение безопасности и здоровье сбережения в ДОУ.

Механизмы реализации программы, которые мы используем:

Координацию работы по реализации мероприятий программы осуществляет заведующий МАДОУ «Детский сад № 252»города Барнаула, который:

осуществляет текущее управление реализацией программы;

в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию программы и обеспечивает целевое использование средств, выделяемых на её реализацию;

ежегодно, с учетом выделяемых на реализацию программы средств, распределяет их по программным мероприятиям;

ежегодно представляет отчет о ходе выполнения программы;

готовит в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям;

несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на её реализацию;

проводит мониторинг результатов выполнения программных мероприятий;

Мероприятия программы реализуются ДОУ с привлечением на конкурсной основе специализированных организаций. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

Эффективность реализации и исполнения, выделенных на неё средств муниципального бюджета будет обеспечиваться за счет:

исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

прозрачности использования бюджетных средств;

адресного предоставления бюджетных средств.

Результативность программы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности реализуемых мероприятий программы.

Кроме того:

отражение плана мероприятий, контроля в годовом плане ДОУ, в тематике педагогических советов;

оформление отчетов о мероприятиях по реализации программы и результатах внедрения ФГОС в наглядной форме;

публикации на сайте ДОУ, дошкольных порталах, в СМИ;

отчет администрации перед педагогическим советом, советом родителей, общим родительским собранием;

участие в экспертизе образовательной деятельности, самоанализ, привлечение внешних экспертов;

участие в городских, региональных, федеральных семинарах, конференциях.

Чтобы образовательное учреждение было успешным в настоящем и будущем, а качество образования выпускников отвечало требованиям времени, ему необходимо меняться. Осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в образовательном учреждении призвана программа его развития, которая является проектом преобразований. То есть это инструмент, с помощью которого дошкольное образовательное учреждение строит свое будущее. Являясь одним из ключевых элементов нормативной системы управления образовательным учреждением, программа развития имеет свою специфику, структуру и отличительные особенности. Анализ состояния организации является отправной точкой в процессе создания действенного стратегического инструмента в виде программы развития. Анализ состояния призван определить исходную базу для разработки путей ее развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны организации и ответить на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем организация могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться. Все последующие структурные элементы программы поэтапно ведут организацию к запрограммированному результату.

Таким образом, программное движение, во-первых, всегда приводит к улучшениям (прогрессу), во-вторых, позволяет корректировать движение на каждом шаге в соответствии с фактически достигнутыми результатами и динамикой внешней среды; в частности, этим исключаются недостижимые цели.

Разработанная нами программа развития поможет в дальнейшем успешной реализации деятельности дошкольного учреждения, будет способствовать качественному и эффективному управлению ДОУ.

Список использованных источников литературы:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Антонов Ю.Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика / Ю.Е. Антонов. - М.: ТЦ Сфера, 2013 – 128 с.

Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.

Белая К.Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 128 с.

Белая К.Ю. Как подготовить программу развития? / К. Ю. Белая // Управление ДОУ. – 2003. - №6. – с. 15-18

Белоусова Р.Ю., Новоселова А.Н., Подоплелова Н.М. Управление ДОО в условиях нового законодательства: Учебно-методическое пособие / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Новоселова, Н.М. Подоплелова. М.: ТЦ Сфера, 2016 – 128 с.

Езопова, С.А. Менеджмент в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Езопова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320 с.

Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с комментариями) / Сост. В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с.

Корепанова, М.В. Программа развития ДОУ: методические рекомендации / М.В. Корепанова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.

Кузнецова С.В., Гнедова Н.М. Современные подходы к развитию ДОО: Методическое пособие / С.В. Кузнецова, Н.М. Гнедова. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 128 с.

Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителя ДОУ / Г.П. Новикова. – М.: Вентана - Граф, 2008 – 80 с.

Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ / А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

Мегалова И., Ценарева Н. Какой должна быть программа развития детского сада? / И. Мегалева, Н. Ценарева // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. - №3. – с. 48- 56

Мегалова И., Ценарева Н. Какой должна быть программа развития детского сада? / И. Мегалева, Н. Ценарева // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. - №4. – с. 49 - 56

Мегалова И., Ценарева Н. Какой должна быть программа развития детского сада? / И. Мегалева, Н. Ценарева // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. - №5. – с. 38-42

Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания / Н.В. Микляева. - М: ТЦ Сфера, 2012 – 128 с.

Микляева Н.В. Программа развития ДОУ: технология разработки и модификации / Н.В. Микляева. - М: ТЦ Сфера, 2010 – 128 с.

Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – 2-е изд., перереб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

Троян А.Н. Управление дошкольным образованием / А.Н. Троян. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Сафонова. – М.: Просвещение, 2011 – 220 с.

Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2010 – 80 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.