Исследовательский проект «В мире музыкальных инструментов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
исследовательский проект по музыке
автор работы: Мысина Анастасия,
учащаяся 6 «В» класса
МАОУ СОШ № 2
руководитель: Пожидаева С.Л.,
учитель музыки МАОУ СОШ № 2
г. Сухой Лог
2016
Оглавление
Введение……………………………………………………...………………..3
Теоретическая часть……………………………………………….…….……5
Зарождение музыкальных инструментов…………………….………5
Знакомство с музыкальными инструментами……………..………...6
Значение музыки в жизни человека…………………………..………7
Практическая часть………………………………………...……………..…..…9
Заключение……………………………………………………………….……..12
Список литературы…………………………………………………………..…13
Приложение……………………………………………………………..………14
Введение
С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись [4, с.3].
Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Космонавт и рабочий, врач и крестьянин, генерал и солдат – все любят музыку. Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни [3, с.3].
Задумавшись об этом, я предположила, если б не было музыки, то жизнь человека была бы скучной и не интересной.
Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностях. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом [1, с.6].
Свою работу я посвящаю роли музыкальных инструментов в жизни человека.
Цель исследовательской работы - расширение знаний о роли музыкальных инструментов в жизни человека.
Задачи исследования:
Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.
Изучить историю зарождения музыкальных инструментов.
Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов.
Установить значение музыки в жизни человека.
Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы: беседа, анкетирование.
Предмет исследования – музыкальные инструменты.
Объект – музыка в жизни человека.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир музыкальных инструментов!
Теоретическая часть
Зарождение музыкальных инструментов
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…сам человек.
У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притоптывания – чем не ударные звуки?
Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы [5, с.103].
Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали «производителями» свистящих звуков.
Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает [5, с.104].
Из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для флейты.
Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, морские раковины и тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров [5, с.105].
В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.
Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму морской волны, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие, звучащие по-разному музыкальные инструменты.
Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.
Один когда-то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой, наоборот, выбился из «золушки» в «королевы» и поныне восседает на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга, что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем…
У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба [5, с. 107].
Знакомство с музыкальными инструментами
Музыкальные инструменты служат для извлечения разнообразных звуков. Существует разделение музыкальных инструментов на несколько основных групп по способу звукоизвлечения, материалу изготовления и источнику звука.
Дружное семейство струнных смычковых инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас. Эти инструменты словно продолжение друг друга. Закрыв глаза, можно даже иногда представить себе, что играет один инструмент, а не четыре разных – так незаметен бывает переход от одного к другому [5, с.254].
Семейство струнных щипковых инструментов возглавляет, разумеется, арфа. Её родственниками являются гитара, мандолина, домра, балалайка и гусли – все те инструменты, звук из которых извлекается защипываем струн.
Металлические трубы, или, как их называют, медные духовые, - другое семейство. Конечно, звучание маленькой трубы-горна отличается от звучания валторны, а звук тромбона мы не спутаем со звуком огромной трубы. Но эти музыкальные инструменты, в голосе которых слышен поющий металл, - как бы звуковое продолжение один другого.
Семейство деревянных духовых возглавляет флейта. Звук поющего дерева – гобоя, кларнета, фагота – мы довольно быстро отличаем от голоса поющей меди.
Ударные инструменты – тоже единая дружная семья. Их еще называют самозвучащие. К ним относятся барабаны, бубны, тарелки, колокола, металлические и деревянные пластины, из которых звуки извлекаются ударами молоточков, и многие другие.
Семейство пневматических инструментов – это группа инструментов, у которых воздух, надуваемый мехами или гармошкой, будоражит тонкие металлические пластинки-голоса. Баян, аккордеон – представители этого семейства [5, с.255].
На протяжении веков у музыкантов всегда было стремление к разнозвучию.
Они создали десятки всевозможных инструментов, которые способны вылепить из звука тысячи разнообразных музыкальных фигур. В руках хорошего музыканта звук способен до неузнаваемости менять «походку», или как говорят музыканты, «штрихи».
Звуки могут прыгать, шагать, выплывать один из другого. Они могут быть, острыми, мягкими, звонкими, глухими - тысячи звуковых красок…
Вот и получается, что оркестр – это самый большой и самый совершенный инструментальный ансамбль, звуковое сообщество, где инструменты подобраны по семейному признаку [5, с.256].
Значение музыки в жизни человека
Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека [6, с.5].
Много произведений, написанных много веков назад, исполняют и слушают по сей день. До наших дней сохранились некоторые старинные инструменты, а также их описания и изображения.
Во время отдыха тоже не забывали о музыке. Музыканты зарабатывали на хлеб тем, что ходили по деревням и исполняли песни под аккомпанемент инструментов или развлекали богачей во время пиров. Бродячие музыканты были еще и акробатами и жонглерами.
Примерно семь веков назад игре на музыкальных инструментах – лютнях, виолах – стали учиться не только люди, избравшие профессию музыканта. Музыка стала важным элементом образования, люди полюбили играть в компании друзей. Инструментальная музыка стала так же популярна, как и вокальная [4, с.38].
Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную, классическую, современную различных стилей и направлений, развлекательную и серьезную. Мы слушаем ее от момента пробуждения, мы слышим ее в течение дня, мы засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее, когда отдыхаем, когда в дороге, когда сосредоточенно работаем, когда отправляемся в поездку. Мы слышим ее всегда. С ней мы рождаемся, с ней идем по жизни [6, с.22].
Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты печали и даёт в полной мере насладиться радостью. Учеными доказано, что музыка оказывает невероятное влияние на человека. Так мелодия исходящие от фортепиано дарит гармонию психике, духовые инструменты благотворно влияют на систему кровообращения. А ещё на фоне музыки активизируется мозговая деятельность, что даёт возможность более чётко и конкретно воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Одним словом музыка - величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки нельзя недооценивать [2, с.25].
Практическая часть
Познакомившись с разнообразным материалом о музыкальных инструментах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о своих открытиях одноклассникам на уроке музыки.
Познакомились с основными группами музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные), а также их звучанием.
Всем ребятам запомнилась игра в детском шумовом оркестре, где каждый побывал в роли музыканта или дирижера. Мальчики на уроках технологии сделали своими руками музыкальные инструменты (гитары, балалайки, скрипки), которые мы будем использовать на уроках музыки.
Нам очень понравилось изучение музыкальных инструментов, мы решили выполнить различные творческие задания: нарисовали музыкальные инструменты (Приложение 1), совместно с родителями сделали подборку загадок и стихов о музыкальных инструментах (Приложение 2), приняли участие в дистанционных всероссийских познавательных викторинах «Музыкальные инструменты» и «Музыкальный турнир» (сайт Центра развития образования «Страна вопросов», заняли 1 место), посетили концерт в детской музыкальной школе «Дарите музыку друг другу».
После выполнения всех творческих заданий мне захотелось узнать мнение моих одноклассников и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости музыкальных инструментов в их жизни. Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их предпочтения в области музыки и музыкальных инструментов.
Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета:
Какую музыку вы любите слушать: современную, классическую, народную (предлагалось выбрать один или несколько ответов)?
Звучание каких музыкальных инструментов вам нравится больше всего?
Играете ли вы на музыкальных инструментах?
Было опрошено 10 учащихся моего класса и 8 педагогов.
На вопрос, какую музыку вы любите слушать:
современную музыку – ответили 60 % детей, 87 % педагогов;
классическую музыку - 30 % детей, 87 % педагогов;
народную музыку – 30 % детей, 37 % педагогов.
Результаты наглядно представлены на диаграмме 1 «Показатель предпочтения музыки».
Диаграмма 1.
На вопрос, звучание каких музыкальных инструментов вам нравится, ответы были разные. Особенной популярностью у всех пользуется гитара и фортепиано. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2 «Показатель предпочтения музыкальных инструментов».
Диаграмма 2.
И на последний вопрос анкеты: «Играете ли на музыкальных инструментах?» были получены следующие результаты: все учащиеся отметили игру в детском шумовом оркестре (бубен, деревянные ложки, металлофон, т.д.), одна ученица и один педагог умеют играть на музыкальном инструменте (фортепиано).
Исходя, из результатов анкет выяснилось, что все ребята и педагоги 100 % любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент и многие ребята захотели научиться играть на фортепиано и гитаре.
Заключение
В своей работе я рассказала о том, какую роль играют музыкальные инструменты в жизни человека.
Завершая исследование по теме, я узнала много нового о музыкальных вкусах моих одноклассников и педагогах, работающих в моем классе.
Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром музыкальных инструментов. Я знаю, что играть на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке.
Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.
Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой, ну и самое главное общению с одноклассниками и педагогами.
Список литературы
1. Володихин Д. М. Музыка наших дней - М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с.
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.
3. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1- 7 классов / сост. В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2005г., 99 с.
4. Первая энциклопедия музыки. Автор Эмма Дейнс – М., издательство «Махаон», 1993 г., 47 с.
5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999, 432 с.
6. Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с.
Приложение 1
Приложение 2